В педучилище историю и философию нашей группе в первый год обучения преподавал Наумыч. Добрейший человек с очками - линзами, через которые при желании в считанные секунды можно было бы развести костер. Говорил он размеренно, флегматично, почти на понятном нам языке, и поэтому, когда на смену ему пришел Евгений Васильевич, мы очутились в затруднении. История и философия с его приходом стали просто непереводимы.
Евгений Васильевич оказался продвинутым, образованным, очень умным молодым человеком с оригинальными идеями. Он первым организовал в училище просмотр фильмов на видеомагнитофоне, говорил крамольные вещи в отношении советской власти; хоть и стоял на дворе 1989 год, реально мы жили в глубоком социализме. Я впитывала все как губка, кроме философии.
Интеллектуально преподаватель был выше нас не на голову, а на целых три. Старательно и упорно он знакомил учениц с взглядами древних и современных философов. Растолковывал замороченные термины и понятия, а мы смотрели на него как неандертальцы на космического пришельца. Из всего я запомнила только слово "трансцендентальный" и кое - что из его трактовки. Теперь, когда Евгений Васильевич задавал вопрос и с надеждой искал того, кто все -таки на него ответит, я смело поднимала руку, отвечала пару слов невпопад и переводила дело на "трансцендентальный" со всеми формулировками и разъяснениями. В благодарность за преданный взгляд и желание что-то запомнить мне ставилась пятерка. Пару раз я повторила трюк и обеспечила себе пятерку за год. Это была вообще итоговая оценка - я оканчивала училище, и претендовала на красный диплом.
Государственные экзамены - Педагогика и История, пугали нас, как и всех студентов всех времен и народов. Вопросы могли попасться из разных дисциплин. С педагогикой все было понятно - различные методики я усвоила, а вот история включала в себя кучу вопросов по философии. Мы с девчонками приуныли. Комиссия на экзамене будет серьезная, и надеяться на "трансцендентальность" не приходилось.
Среди двадцати пяти вопросов по нашему общему мнению был один очень легкий и звучал он так: "Роль коммунистической партии в Великой Отечественной войне". У всех была надежда вытащить именно этот билет.
Билет попался мне. Это было несправедливо. Потому что многим философия давалась еще тяжелее, но факт есть факт и я села готовиться.
Вспомнив все, чему учил Евгений Васильевич, а рассказывал он захватывающие вещи, которые я услышала впервые в своей жизни и которые противоречили тому, что нам говорили в школе, я вышла отвечать. Моя речь звучала уверенно и воодушевленно. Но когда я дошла до репрессий командного состава накануне войны, члены комиссии сидели мрачнее тучи и почему то не скрывали своего желания выгнать меня из кабинета. Я закончила ответ и в недоумении вышла. Оставалось ждать. Оценки должны были сказать после того как экзамен сдадут все. Страх был не за ответ, а от странной реакции комиссии. "Я же все сказала, как учили, все должно быть хорошо" - старалась я успокоиться. Получалось плохо.
Наконец нас собрали в кабинете . Евгений Васильевич красный от волнения сидел теперь с нами и почему то все время смотрел на меня. Оценки сказали всем, моей же фамилии не назвали . Девчонок, поздравив с окончанием училища отпустили, а меня попросили остаться. Конец света!! Красный диплом, кажется, помахал мне ручкой.
После первой фразы председателя комиссии я поняла, что не только красного, а похоже вообще диплома мне не видать. Оказывается у меня, у молодой комсомолки сформировано негативное отношение к коммунистической партии и это не может соотноситься с образом воспитателя. Чем дальше звучали обвинения, тем больше я понимала, что жизнь закончилась. Оказалось я монстр, я чудовище, я вообще не знаю кто. Главное я не успела заметить, как предала Родину, но факт предательства был на лицо. У меня даже задрожали ноги, когда я об этом подумала.
После тяжелой минуты молчания председатель комиссии сказала: "Подождите в коридоре". Еле передвигая ноги, я вышла. Пока ждала приговора, размышляла о том, что волнение по поводу оценки оказывается такая ерунда. Вот беда, так беда! Когда меня позвали, я уже запланировала себе жизнь безработного бомжа, хотя еще не знала о их существовании.
Меня пощадили. Всю вину возложили на преподавателя, а мне настоятельно рекомендовали пересмотреть свои взгляды. "Обязательно" - сказала я и вылетела из кабинета. Следом выскочил взволнованный Евгений Васильевич. Я думала, что он меня побьет, но он горячо пожал мне руку, сказал, что я молодец, а он уволен. И убежал.
Не люблю историю.
|
История КПСС, марксистско-ленинская философия, марксистско-ленинская этика (принудительно-факультативно), марксистко-ленинская эстетика (аналогично этике), политическая экономия, научный коммунизм с госэкзаменом по оному. И это всё в техническом вузе! Причём научный коммунизм преподавал парторг института со всеми вытекающими. Эти зомби и в перестройку держались до последнего, даже спускаемые сверху приказы и программы им были не указ - говорили это открытым текстом. Ваш пример - лишнее тому подтверждение.
ЗЫ Так всё же, что поставили? Трояк? Или решили не портить статистику по красным дипломам?