«В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину….» ВикипедиЯ.
******
Вот уже много лет меня не покидает необъяснимое чувство уверенности, что именно в тот злополучный день я вместе с группой воспитанников нашего детского дома находилась в Эрмитаже. Доказательств этому нет никаких, но сопоставляя и анализируя даты, я пришла к выводу, что мы были одними из последних, кто видел картину до повреждения.
Фотографии из старого альбома легко возвращают меня в июнь 1985. Только что завершился учебный год и для поездки в Ленинград набрали детей, которым не грозили экзамены. Я закончила седьмой класс и с радостью воспользовалась возможностью попутешествовать.
Решив помодничать, я в поездку раздобыла туфли на платформе, взяв у кого – то напрокат. Лишь на вокзале, я согласилась, что мне не кажется и они действительно не моего размера. Другой приличной обуви не имелось, поэтому намучиться с ними пришлось основательно.
Из Парголово, куда нас поселили, мы выезжали на экскурсии и до вечера осматривали знаменитый город, чаще всего передвигаясь пешком или на метро.
Каждый день был занят до предела. Сначала нас ждал завтрак в кафе «Буратино», после мы мчались к достопримечательностям, затем обедали в столовых, в зависимости от места нахождения, продолжали осмотр и уставшие доплетались до Парголово, где ужинали, чем Бог пошлет.
Я со своей обувью к вечеру теряла последние силы - автобус нам выделили всего один раз, так что туфли с лихвой наказали меня за попытку выпендриться. На Невском проспекте бегущая толпа постоянно наступала на пятки, разбередила мозоли до ужасного состояния и, в конце концов, я стала разгуливать по Ленинграду босиком, там, где это было возможно. Слава Богу, юный возраст и летнее настроение за ночь оживляли меня, и я вновь с оптимизмом отправлялась повышать культурный уровень.
Впечатлений было море, причем не только запланированных. В Ленинграде я первый раз увидела домофон. Помню, как, стоя возле кафе, мы с девчонками закатились смехом, когда случайно заметили, что подъехавший к дому напротив велосипедист разговаривает с дверью. Мы потом изучали ее несколько дней, пока не поняли в чем дело. Вот деревня!!!
Ко дню визита в Эрмитаж я почти освоилась в большом городе и приспособилась к проблеме с туфлями, поэтому придя в музей, быстро разулась и ринулась путешествовать по залам в выданных чудаковатых тапках на босу ногу с обувью в руках - такой трюк я уже использовала в Петродворце.
Рассматривая экспонаты, и вполуха слушая экскурсовода, мы вскоре добрались до «Данаи». Нужно ли говорить о том, что толкового обсуждения художественной ценности произведения не получилось? Ребятня начала шушукать и смеяться, после чего гид отпустила нас бродить по Дворцу. Я за компанию похихикала над Данаей, вышла в другой зал и вдруг «зависла».
С картины на меня смотрела Семья – мама, папа и две дочки.
Я знала эту семью, знала, что ее глава уже умер, и это почему то сразу сблизило меня с девочками на полотне.
«Две дочки, как мы с сестрой» – подумала я. «И чувство горя наверно такое же»!
Я стояла и долго разглядывала Шукшиных, пока подруги не утащили меня к скульптуре Прометея, где тоже было над чем похихикать. Только меня все равно тянуло обратно, поэтому в конце экскурсии я вернулась, чтобы взглянуть на картину еще раз.
Вечером за ужином руководитель группы спросила, что же нам понравилось в Эрмитаже больше всего?
– «Даная» - почти хором откликнулся народ.
- «Странный выбор» – заметила воспитатель, уловив среди голосов мой нестандартный ответ. «Обычная вроде бы картина».
Лишь на обратном пути в Курган, лежа на верхней полке вагона и размышляя об увиденном, я вдруг поняла. Это же была моя несбыточная мечта, незаживающая мозоль на душе - портрет, где вся семья вместе! Как жаль, что у нас с Таней нет такого фото. И уже никогда не будет….
****
«В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная».
Ему нужно было сделать выбор......
| Помогли сайту Реклама Праздники |