Произведение «Манфред Мэнн в Санкт-Петербурге»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Читатели: 392 +2
Дата:

Манфред Мэнн в Санкт-Петербурге

25 мая 2012 года в Санкт-Петербурге играл Манфред Мэнн (ММ). Концерт был анонсирован, как совместное выступление Manfred Mann Band и BJH John Lees, к несчастью, Джон Лис лидер Barclay James Harvest заболел и в Россию приехать не смог. Очень жаль, это было бы первое выступление Джона в нашей стране. Очень любопытно было бы увидеть на одной сцене двух легенд прогрессивного рока, оценить самому “кто кого разогревал”, услышать фирменный звук двух непохожих групп. Но человек предполагает, а … “жизнь – она без песен”. Пожелаем Джону скорейшего выздоровления и долгих лет.

До начала концерта еще есть немного времени, и мы вполне успеем за коньяком и эспрессо поговорить о Манфреде, обсудить предстоящий концерт.
В ДК Ленсовета есть удивительное местечко, где сделать это можно с удовольствием. Я говорю, конечно же, о кафе-баре в оранжерее. Здесь, среди пальм и экзотических растений, умело расставлены столики, и все располагает к беседе.

Цепочка ассоциаций выстраивается сама собой: пальмы - Африка - Южно-Африканская Республика – Манфред Любовиц. Это настоящее имя Манфреда Мэнна, а ЮАР – историческая родина музыканта. 21 октября 1940 года в Йоханнесбурге и родился наш сегодняшний гость. С шести лет он начал осваивать семейное пианино, в школьные годы увлекся джазом. Сложная политическая обстановка тех лет в ЮАР или музыкальные амбиции молодого человека послужили причиной появления его в Англии начала 60-х годов – остается загадкой, но Манфред сразу оказался в “бурлящем музыкальном котле” Острова.

Первое время он  играл в малоизвестных джаз-бэндах, преподавал теорию джаза, писал статьи для музыкальных изданий.
В 1963 году на свет появилась группа “Manfred Mann”, которая просуществовала до 1969 года. За это время музыка Манфреда заметно эволюционировала: ритм-энд-блюз, затем поп-рок с привкусом соул, а в конце 60-х в его творчестве можно обнаружить элементы арт-рока. Ведь жизнь не стоит на месте, и в Англии уже появились группы, играющие эту сложную и красивую музыку.

Первый опыт использования чужих мелодий приходится также на эти годы. В репертуаре появляются дилановские каверы: “Mighty Quinn” и “Just Like A Woman”. Нет никаких сомнений, что мы услышим их через несколько минут.

В 1971 году Манфред создает новую группу “Manfred Mann’s Earth Band”.
Тут то и начинаются настоящие музыкальные эксперименты “земного оркестра”. Записывается первый альбом с одноименным названием, и слушатели с удивлением обнаруживают, что курс взят на прогрессив и, не побоюсь этого слова, симфо-рок.
А на Острове уже есть признанные авторитеты: “Emerson, Lake & Palmer”, “Yes”. Альбом имеет успех, и в “звездной компании” ММ выглядит вполне достойно.

В последующие годы Манфред продолжает свои музыкальные опыты, записывает ряд великолепных альбомов: “Nightingales & Bombers”, “Angel Station”, “Watch”, “Solar Fire” и др. На каких-то из них можно услышать характерные хард-роковые риффы, взбодриться драйвовым рок-н-роллом, на других с удовольствием погрузиться в “музыку сфер, звуки космоса”.

За разговором время летит очень быстро, и мы обнаруживаем, что уже начало восьмого. Выясняем у доброжелательных “бабулек” о получасовой задержке концерта и, ничуть не огорчившись, возвращаемся за наш столик. Вспомнили мы еще далеко не все, а биография у сегодняшнего гостя Санкт-Петербурга богатая.

Манфред Мэнн продолжает использовать произведения других музыкантов, и это становится фирменной (часто критикуемой) чертой его творчества. Великолепные интерпретации песен Боба Дилана, Джона Саймона, талантливые аранжировки композиций Брюса Спрингстина. Стоит лишь вспомнить “Blinded by the Light” и “Spirits in the Night”. Они тоже будут сегодня сыграны "Manfred Mann Band".

К слову, истории не известно, чтобы кто-то из перечисленных музыкантов негативно относился к работам ММ. А Боб Дилан даже похвалил Манфреда, назвав его самым интересным интерпретатором собственных песен. И действительно, чему огорчаться? Песни живут, авторов помнят, роялти перечисляются.

С Манфредом Мэнном играло большое количество известных музыкантов, состав группы менялся, чуть ли, не ежегодно. Нам интересно, кто приехал с ним в Питер на этот раз.

Мы прекрасно понимаем, что будут исполнены проверенные временем хиты. Вряд ли ММ порадует зрителей новыми композициями. Огорчает ли это? Да ничуть. Мы знаем, куда пришли, хотим увидеть любимых музыкантов, услышать живой звук, унести с концерта хорошее настроение.

Ну, пожалуй, хватит. Цели определены, задачи поставлены. Пора в зал.
Еще есть несколько минут до начала концерта и стоит взглянуть на техническое оснащение “Manfred Mann Band”. В центре сцены на полуметровом помосте ударная установка “Tama”, смотрится внушительно.
Слева акустика “Marshall” с одноименным “усилением” в количестве двух единиц. По правую руку высокая стойка серого цвета – колонки бас-гитариста. Далее на возвышении - “гнездо” Манфреда Мэнна. Три яруса из Korg-ов, Roland-ов и “примкнувшей” к ним Yamaha. Плюс к этому, под прямым углом к стойке установлены еще клавишные, но, сколько их, к сожалению, не видно. На сцене три микрофона и шесть мониторов, по два на каждое “рабочее место”. Обнадеживает. Мы услышим многоголосое пение.

Занимаем свои места и обнаруживаем, что зал не полон. Очень много пустых кресел. Вариант – ряды любителей рока год от года редеют, не кажется правдоподобным, а вот вариант – реклама свой хлеб не отработала, устраивает больше.

Гаснет свет, и на сцене появляются музыканты: Manfred Mann – клавишные, Mick Rogers – гитара, Steve Kinch – бас, Jimmy Copley – барабаны и Robert Hart (экс-вокалист Bad Company). Ну, а начинают они этот концерт песней “Spirits in the Night”. Мик и Роберт в серых костюмах, придет время, когда станет “погорячее”, и Мик снимет пиджак, представ перед зрителями в строгом жилете поверх белой рубашки. Стив в черной футболке и такого же цвета джинсах. Среди многочисленных тарелок - голова Джимми в больших закрытых наушниках. Поверх стойки с клавишными видно лишь шляпу
Манфреда. Это головной убор – а-ля Крокодил Данди, украшенный чьими-то зубами, но точно не человеческими. А пусть это будут “зубы дракона”.

… и полетели в зал волшебные звуки. С первых же аккордов становится ясно, что саунд “выстроен” как надо. Слышу все инструменты, различаю голоса Мика, Стива и Роберта и, в тоже время, ощущаю достаточно плотное звуковое давление. Да-да, та самая “стена звука”. Не знаю, как в других местах зала, но здесь в амфитеатре, напротив середины сцены – все очень достойно.

Вокал и подача музыкального материала Робертом мне нравятся, да и чему удивляться, не мальчик чай. Кроме того, и Bad Company - группа не из последних.
Мик и Стив отлично ему помогают и “борозду не портят”. Роджерс и сам поет очень прилично, в чем зрителям позволено было не раз убедиться за время концерта. В “Spirits in the Night” он, например, выступил, как основной вокалист.

Да и вообще, он - “первая скрипка в оркестре”. Манфред, похоже, сознательно уступил ему эту роль. Мик без устали демонстрирует великолепную технику, мастерски используя гитарные эффекты. Весь концерт он на сцене, на переднем крае. Если Роберт Харт время от времени удаляется за кулисы, передохнуть и воды испить, то Мик и Манфред, то поочередно солируют, то, звуча в унисон, плетут эту затейливую музыкальную вязь. На первый взгляд ММ не очень заметен, но это лишь на первый взгляд. Стоит ему бросить клавиши - исчезнет это волшебство звука, фирменный саунд “Manfred Mann Band”. Несколько раз за время концерта Манфред покидает уютное “гнездо” и с “Roland-ом” наперевес присоединяется к Мику, Роберту и Стиву. На ММ черная рубашка с короткими рукавами, украшенная несколькими белыми мазками гигантской кисти.

Ритм-секция Стива и Джимми “работает”, как швейцарский хронометр. Барабаны отлично озвучены, сердце группы бьется четко и уверенно - никакой аритмии, а партию бас-гитары  можно услышать, не прилагая усилий.

Время летит очень быстро, композиции с безупречно отрепетированными и совсем не короткими “импровизациями” сменяют друг друга и, честно говоря, запомнить все песни, прозвучавшие на концерте, я даже и не пытался. Хотелось, как говорится, расслабиться и получить удовольствие. Что цель достигнута, я понял, когда группа отыграла “Father of Day, Father of Night”. С удивлением обнаружил, что сижу, вцепившись в подлокотник, а на лице – вызывающая подозрение улыбка. Оглядываюсь по сторонам, слава богу, никто не заметил. Группа заканчивает основную часть концерта и скрывается за кулисами, впереди выход “на бис”.

Хватит сидеть, пора поближе к сцене. Чувствуем, что “шаркнуть ножкой” и “тряхнуть хайром” напоследок будет абсолютно правильным решением. Мы не одни такие умные, “пипл” с фототехникой наперевес уже стоит в два ряда, да и желающие “двинуть телом” присутствуют.

По старой доброй традиции “Manfred Mann Band” заканчивает свое выступление знакомыми риффами от “Deep Purple”. “Smoke on the Water” – завершающая точка нашего музыкального путешествия. Парни, обнявшись за плечи, благодарят аплодирующий зал и говорят, что пора в Москву.

Вот они, совсем рядом: разгоряченный Мик, улыбающийся Стив, напоследок блеснет серьга в его левом ухе, довольный Роберт, во время последней импровизации он даже успел выйти в зал, осчастливив пару человек автографами, немного усталый Джимми. Ну и, наконец, спокойный и уверенный Манфред Мэнн, совершенно не выглядящий на свои 70 лет. Музыканты покидают сцену, а мы ждем еще несколько минут. Напрасно, технический персонал уже начинает разбирать аппаратуру.

На выходе замечаем большую группу знакомых, которые немного опоздали на концерт и пропустили “Spirits in the Night”. Это немного огорчает коллег, но совсем немного. Сходимся во мнении, что “Магистр Звуков” в очередной раз был на высоте и договариваемся увидеться на следующем концерте.
Любимые песни услышаны, звук не разочаровал, а музыкантам тоже было в “кайф”. Вечер удался.
Реклама
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама