You win a while,
And then it's done –
Your little winning streak.
And summoned now to deal
With your invincible defeat,
You live your life
As if it's real.
Leonard Cohen1
De fabula narratur.
Сказка сказывается о Тебе (лат.).
1.
Медленно подходя к небоскребу, Ты постоянно смотришь наверх. Зачем? А этот вопрос кого-либо когда-либо интересовал? Просто потому, что это красиво. Ты смотришь наверх, удивляешься высоте здания. Лишь этому. Может потом Ты подумаешь о том, что все строители явно работали здесь в подгузниках (это настолько старая шутка про небоскрёбы, что ты просто не можешь так не пошутить. И всегда кто-нибудь улыбнется). Потом Ты поймешь, что не залез бы на такую высоту в качестве рабочего не просто никогда, а НИКОГДА! Ни за какие деньги! А зачем об этом думать? К нам вряд ли кто зайдет в дом с предложением поработать на высоте (пусть будет) семьдесят второго этажа. И он предлагает любые деньги. Мы понимаем, что это невозможно, но все равно думаем об этом.
Ты опускаешь голову, смотришь на асфальт (может последний раз он так близко к Тебе, когда можно будет его хорошо рассмотреть, а не лежать с пробитым черепом, окруженным толпой зевак, полицией и медиками). Ты плюешь на асфальт, как всегда не очень умело, поэтому слюна получается маленькая и совсем незаметная, но всем на это плевать, ведь на тебя никто не смотрит. Ровным счетом никто. У всех свои дела, свои обязанности. А у Тебя сегодня свои, дружище. «Мы же с тобой пришли сюда не толпу зевак собрать, верно?»,- тихо шепчешь себе. Ты улыбаешься, смотришь наверх, и поднимаешь правую руку с приделанной к ней присоской. Она крепко целует стекло здания. Ты прилепляешь присоску, приделанную к левой ноге. Затем присоску в правой руке. Как финишный аккорд (а, если быть точнее, стартовый), присоску, которая крепится к правой ноге. Старт дан.
Сегодня Ты наконец решился на то, о чем думал долгое время. Ты залезешь на небоскреб высотой в сто этажей без страховки. Ни ради славы, ведь ты привык к уединению. Ни ради денег, ведь к Тебе не заходил мужик с предложением поработать на семьдесят втором этаже. Тогда зачем ты лезешь туда, приятель? И на высоте полуметра от асфальта Ты пожимаешь плечами. Отвечаешь сам себе.
Ты вновь поднимаешь правую руку и переставляешь ее немного выше. Затем левую ногу. Далее левая рука. Правая нога. Уже успело наскучить? Ха! А ведь даже этаж не пролез. Ты сжимаешь зубы, и вновь: рука, нога, рука, нога.
2.
Первый этаж Ты миновал, дружище. Что же, впереди еще девяносто девять. Зря Ты сейчас об этом подумал, потому что мышцы (хоть и чуть-чуть), начали ныть. Повторяешь старую комбинацию из четырех движений, и уже немного выше.
Через стекла небоскребы ничего не видно. А что Ты, собственно, хотел там разглядеть? Женскую баню? Секретный архив ФБР? Съемки фильма? Да плевать на то, что Ты там хотел увидеть, потому что перед Тобой Твое собственное лицо, которое напряженно смотрит на Тебя.
Дома, смотря в зеркало, мы всегда отмечаем какие мы красивые. Ты улыбаешься себе, делаешь геройское лицо, подмигиваешь… и идешь на встречу (работу, свидание и прочее). Проходя мимо темных стекол магазина, мимо стеклянных витрин Ты всегда смотришь на себя. Красавчик! Тебе хватает этого слова, произнесенного Тобой же где-то в глубине души.
Что же Ты теперь можешь отметить, смотря на себя в синее окно второго этажа? Да Тебе плевать какой ты красавчик! Плевать на выражение Твоего лица и на одежду. Только когда мы свободны нам плевать на мнения окружающих. Даже мудрый вопрос «с каких пор тебя беспокоить мнение окружающих?» не действует в обычных условиях. Да, Тебе плевать на мнение окружающих, но они глубоко закрадываются в душу и остаются там. Сейчас же Тебе абсолютно класть на всё и вся на того лысого мальчугана, держащего в руке воздушный шарик розового цвета, непрерывно смотрящего на Тебя; на ту симпатичную девушку, которая приняла Тебя за рабочего-высотника; на парня, опаздывающего на совещание, который врезался плечом в столб, засмотревшись на Тебя. Плевать на все, верно, Джеки? Ты слабо улыбаешься и киваешь отражению. Рука, нога, рука, нога.
3.
На пару метров выше, на шаг ближе к смерти. Зачем Тебе вообще это, парень? Думаешь это круто? Ну, есть немного, ведь та блондиночка остановилась и, прикрыв глаза ладонью, что бы не слепило солнце, смотрит на Тебя. Наконец-то на Тебя обратила внимания девушка, Джек! Жаль, что она сделала это из-за твоего глупого поступка.
- Это не глупый поступок,- шепчешь Ты, сбивая дыхание и тратя силы в пустую.
Третий этаж, а Ты болтаешь сам с собой. Если залезешь наверх, то шепни психологу об этом. Ты с укором смотришь на свое отражение, а затем повторяешь немного привычную комбинацию. Правая рука уже немного устала, но это пока не важно. До четвертого этажа осталось чуть-чуть. Мгновение – и правая рука уже на четвертом этаже. Мгновение следующее – и ты немного ближе к своему финишу.
- Мама, а что делает дядя?
- Он рабочий. Сейчас он заберется повыше и будет красить окна.
- А можно будет посмотреть?- на детском личике появляется надежда.
- Нет, мы спешим!
Малыш смотрит на дядю, машет ему рукой с шариком и говорит:
- Пока, дядюшка-маляр.
4.
Лысый малыш с розовым шариком ушел, но Тебе на это плевать. Ты этого даже не заметил. Как много событий в нашей жизни происходит, которых мы не замечаем? Мы можем лишить маленького жучка жизни, даже не заметив этого. Черт подери, мы можем лишить этого жучка жизни, прогуливаясь с любимой девушкой и рассказывая ей про то, какой Ты милосердный. Просто при твоем финальном взгляде типа «такой я молодец» Ты наступаешь на этого жука… и идешь дальше. Какое тут милосердие, Казанова?
Девушка, влюбленная в Тебя. Ты не замечаешь… ладно, взглянем правде в глаза – Ты стараешься не замечать ее взгляда, ведь она страшная/еще маленькая/ просто тупая/ не в Твоем вкусе (нужное подчеркнуть). Ты проходишь мимо, мечтая о той единственной, которая единственная для тебя на этот момент. А потом сидишь, смотря в пол, и думаешь о том, что Ты не красавец, ведь девушки на тебя не обращают внимания. А та, которая страшная/еще маленькая/ просто тупая/ не в твоем вкусе уже нашла себе парня. И Ты понимаешь, что она вроде ничего, и у Тебя с ней все могло получиться. А потом вновь любовь, вновь цветы и шоколад, и вновь взгляд в пол с мыслями о собственном уродстве. Так и живем..
Обращаем ли мы внимание на чужие проблемы, когда сами опаздываем на совещание и стрянем в пробке? Смотря на лица других, Ты понимаешь, что спешишь куда-то Ты один. Потом какой-то придурок жмет на клаксон, и Ты делаешь то же самое. А может впереди Тебя сидит мужик, спешащий на роды жены? Да Тебе плевать, верно? Ты упираешься рукой в клаксон и давишь со всей силы. И хочется верить, что благодаря Тебе твой ряд начал немного двигаться.
Да Тебе даже плевать на то, по какому зданию ты лезешь. Что внутри, Тебя тоже мало интересует.
Начинает болеть правая рука.
5.
Правая рука болит сильнее. Ты прилепляешь присоску к стеклу, снимаешь правую руку, опускаешь ее, трясешь ею, а затем вновь хватаешь эту черную хрень, похожую на блин с ручкой, и лезешь дальше.
Зевак собралось чуть больше. Все смотрят на Тебя, показывают пальцем, достают мобильники и снимают на камеру. Кому-то достаточно одной фотографии Твоей спины, а кто-то хочет заснять Твой триумфальный подъем (точнее Ты надеешься, что он будет снимать твой подъем, а не о, как Ты будешь вопить и лететь вниз, растопырив руки и ноги. Такое точно потянет на «чудак недели», если такое шоу вообще существует). Ты пытаешься проглотить ком в горле, вызванный такими мыслями. Одна проблема – у Тебя это не выходит. И тут Ты думаешь, что когда доберешься до крыши, то заведешь записи, вроде дневниковых, и первая (под заголовком «самые тупые события за двадцать пять прожитых лет») будет гласить «не взял флягу с водой при подъеме на небоскреб. Чуть не умер от жажды».
Слабая улыбка и… рука, нога, рука, нога.
6.
Побаливает левая рука. Пока Ты опускаешь ее вниз в надежде вызвать туда приток крови, слышишь женский голос снизу, который явно обращен к Тебе. И почему-то вновь плевать, но буквально не получится, потому что все горло уже сухое. Может, Тебе кричат полезную информацию? Что-то вроде «Лора тебя любит, Джеки, так что давай, спускайся!». И почему мы всегда верим в чудо? Даже когда чудо просто невозможно, мы продолжаем верить и просить о нем. Кого? Бога. Он точно нам не откажет. Должен не отказать. Тебе ведь не отказывал, верующий? Ты висишь на высоте шестого этажа, и держишься благодаря божьей помощи. А теперь Ты улыбаешься самому себе, думая о том, что Ксандра сейчас точно не хватает. Этого ярого атеиста. «Бога нет! Мы сами творим чудеса! А Богу лишь молимся для аутотренинга, чтобы зарядиться мыслями о нашем могуществе». Ты вспоминаешь его голос, и Тебе смешно. Нет, у него совсем несмешной голос и тем более совсем несмешные взгляды на веру. Ты улыбаешься идее того, что Ксандр рядом, и с ним можно поговорить, забыв о боли и оставшихся этажах. Джеки, очнись! Ты один на высоте шести этажей. Пора собрать волю в кулак и продолжить.
- Да,- отвечаешь Ты сам себе и продолжаешь лезть наверх.
А Твой внутренний голос замечает, что Тебе точно надо к психологу.
7.
Чуточку выше – чуточку страшнее. Ты по-прежнему боишься лишь немножко, но этого хватает, чтобы начать думать о спуске. О том, что хватит этого бреда на сегодня. Кто Тебя вообще сюда загнал, Джек?
- Не твое дело.
Ааа, тогда понятно. Девушка! Хотя они часто доводят нас до самых сумасшедших поступков. И даже не смей отвечать «нет»! Ты же помнишь, как готов был ради нее на все. Ах, любовь! Нет другого чувства, которое смогло бы нас так окрылить! Джек, я про чувства! А алкоголь это не чувство, как и наркотик! Тебе лишь бы окрылится. Ах да, мы отвлеклись. Помнишь, как Ты смотрел ей вслед и думал о том, что она богиня? Хватит отнекиваться, ведь было. На любой пьянке (или посиделке, как теперь их называют) Ты говорил тост за любовь, а твои друзья улыбались, понимая о ком Ты мечтаешь. Поэтому следующий тост был за нее. Ты улыбался, смеялся, говорил парням, что они все не так поняли, а в душе Ты был этому только рад. Безумно рад!
- Хватит,- тихо шепчешь Ты, пытаясь сосредоточится на подъеме. Жаль, что это плохо получается. Рука, нога, рука, нога. Считалочка какая-то.
- Рука, нога, рука, нога,- повторяешь Ты, выбиваясь из общего такта считалки. Тем не менее до восьмого ты уже долез.
8.
Внизу собралась небольшая толпа зевак. Они что-то резво обсуждают, показывая на Тебя пальцем. Кто-то внизу шутит (точно мужик какой-нибудь), и толпа немного посмеивается. Почему всегда, когда кто-нибудь смеется или хихикает, Ты всегда думаешь, что это над тобой? Комплексы? Да вряд ли. Хотя каждый раз после такого смеха Ты опускаешь голову, смотришь секунду другую в пол, а затем в зеркало (витрину, темное стекло), если таковое вообще есть, что бы найти хоть небольшой изъян в себе, над которым люди смеются. И почему нам плевать на это лишь в некоторых ситуациях? К примеру, сейчас. Наверное, шутка была про то, что Ты сейчас можешь сорваться. А что здесь, собственно, смешного? Запекшаяся кровь и фигура, обведенная мелом еще ни у кого не вызывала улыбку. Стоп, перебор! Фигуру мелом обводят при убийстве. Или… А Тебе не все ли
Посвящается Ольге Ягмур, без которой не было бы многих моих произведений. Мне действительно важно твоё мнение.
Основано на реальных событиях.