Произведение «Памятник подлецу»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 14
Читатели: 2873 +2
Дата:
Предисловие:
Оксюморон. Рассказ в рассказе или Рассказ с обрамлением

Памятник подлецу



Какую тему для изложения в 6 классе выбрать в конце первого семестра, перед Новым годом?
Конечно, что-то новогоднее. Наталье Николаевне очень понравился рассказ с ярким названием
*Памятник подлецу*. Как раз можно познакомить детей с оксюмороном. Вот какой текст она прочитала.


В одном из поселков жители небольшого двухэтажного дома на четыре семьи посадили во дворе
сосенку для того, чтобы, как принято, украшать ее под Новый год.В их населенном пункте
лесную красавицу купить сложно. Дети были в каждой семье. Они росли вместе с посаженным
у дома деревцем и каждый год с радостью помогали родителям украшать его. Шло время.Ребята
уже и школу закончили, поступили учиться в городские вузы и техникумы, разъехались кто
куда, но новогодние праздники проводили дома, все так же наряжая сосенку фонариками и
игрушками.

Первым по утрам из дома всегда выходил дед Матвей : подышать свежим утренним воздухом,
на небо посмотреть, определить без синоптиков, какая погода ожидается, ворон, что сидят на деревьях и галдят перед полетом на дневную кормежку, пугнуть. А еще дед очень любил сосенку
Такое впечатление создавалось, что он с ней, как с живой ,разговаривал. Только о чем - не
слышно. Может быть, рассказывал, как ему одиноко: жена давно померла, дети и внуки в город перебрались.Соседи, конечно, хорошие, помогают, если что-то надо, но одному в квартире неуютно. Сыновья зовут к себе, а он не может уехать из родных мест.


Сегодня дед вышел раньше обычного: хотел о чем-то поговорить со своей любимицей, пока соседи спят - выходной день. Посмотрел на облака, на птиц. Пугать не стал, а то раскри-
чатся, разбудят всех. Пошел к сосне.


Матвей протер глаза: совсем зрение село, ничего толком не разглядеть без очков. Чудится
что-то невообразимое. Вот, дерево свое не узнает. Маленьким кажется. Надел очки и замер
от неожиданности: дерево, действительно, стало меньше. Сначала он не понял, почему.
Их красавица стояла без верхушки! Самую красивую часть ее кто-то безжалостно срубил. Не хотелось верить своим глазам. Еще раз протер очки - нет верхушки. Долго он стоял перед
обезображенным деревом. Ни мыслей, ни чувств, казалось, не было - пустота.

Стали выходить соседи. Хотели пораньше нарядить сосну - к приезду детей. Увидев это
варварство, ахали, удивлялись, возмущались, что-то говорили - Матвей ничего не восприни-
мал. Он вспомнил, как недавно смотрел по телевизору передачу о том, что деревья человеку
могут давать силу и здоровье. Прижмешься к стволу, обхватишь его руками, постоишь
так некоторое время и почувствуешь, как дерево делится с тобой жизнью. Там еще говорили,
что деревья могут человека любить или бояться, смотря как он к ним относится. И страдают
они от боли, если  их ломают или вот  так безжалостно рубят.

Матвей медленно пошел к дому...Искать виновного не стали, хотя в их поселке сделать это
было нетрудно: народу живет немного.

-До чего мудро поступили,- сказала Наталья Николаевна,- если у человека осталась хоть
капля совести, он сам себя будет казнить. А если нет - то и наказание ему вряд ли поможет.

А сделали жители этого дома вот что.На большом куске фанеры огромными буквами написали:
*Памятник подлецу* и повесили эту таблицу на самом видном месте сосны так, что далеко
было заметно. Все, конечно, читали надпись. Наверняка тот, кто испортил дерево, тоже
читал...

Цель этого урока была в том, чтобы основательно подготовить учеников к рассуждению, что
такое совесть.Сейчас поговорят, а на другом уроке напишут. Можно, конечно, дать само-
стоятельно поразмышлять над этой темой, но хотелось услышать их живой разговор, посмот-
реть на реакцию от прочитанного.

Сначала было тихо. Наверное, дети осмысливали то, что услышали. Потом заговорили все сразу. Она их утихомирила и попросила высказываться по одному. Спора в общем-то не полу-
чилось, потому что все единодушно осудили поступок и посочувствовали соседям. Многим было
жаль старика Матвея. *Хорошо,-подумала учительница,-сопереживание - замечательное каче-
ство. С этим у ребят все в порядке*.

А самое главное началось позже. Как это бывает на уроках такого типа (опытные учителя
не видят ничего плохого в том, что так получается), дети тему увели в сторону. Не потому,
чтобы позлить учителя, а непреднамеренно: хотели высказать то, что их волновало.

Начала Нина Сизова, всегда немногословная девочка: -Наталья Николаевна, мы живем на
пятом этаже. Каждый год я вижу, как после праздников соседи выбрасывают ненужные уже
елочки прямо из окон. Мне так жалко эти елочки.

-А напротив нашего окна стоят мусорные баки, и там целые горы елок после Нового года,-
перебила ее Юля Иванова.

-А мы из елок во дворе делаем шалаш! - это вечно почему-то кричащий, а не говорящий спо-
койно, Колька Шаповалов.

Тут же, не слушая друг друга, подключились к обсуждению темы остальные ученики.
Наталья Николаевна помолчала, подождала: может быть, иссякнут рассказы и дети сами
утихомирятся. Но не тут-то было. Пришлось применить *диктатуру*. Смолкли.

-А у нас елка стоит почти два месяца - до папиного дня рождения,- Галка Петрова выпали-
ла, обрадовавшись, что ее услышат. Тут же нашлись ее последователи, но строгий взгляд
учительницы остановил желающих высказаться, и опять стало тихо.

Маша Соколова дисциплинированно подняла руку:
-Наталья Николаевна, а Вы елку большую покупаете? Интересно, почему ей важно это знать?
-Нет, Маша, елка у нас не очень большая - метра полтора. И не покупаем мы ее, потому что давным-давно нам подарили это искусственное деревце, с тех пор мы его и украшаем.
От настоящего не отличишь. Удобно, практично. Дети хотели еще поговорить, но звонок
с урока прервал все споры

А после зимних каникул на уроке русского языка шестиклассники писали изложение-рассуж-
дение по рассказу *Памятник подлецу*.

Как положено, в начале второго полугодия проводится классное родительское собрание.
В 6-а классе родители активны и дисциплинированны, поэтому явка всегда высокая. Так
было и на этот раз. После решения некоторых текущих вопросов мама Пети Чернова, скромно-
го, незаметного мальчика (такие дети есть в каждом коллективе) стала рассказывать о
том, что ее сын наотрез отказался от покупки настоящей ели или сосны. В крайнем случае,
согласился он, пусть будет искусственная. *У Натальи Николаевны искусственная, я тоже
хочу такую!*- сын был непреклонен. И тут выяснилось, что от елок отказались еще несколь-
ко детей.

-Понимаешь, мама,- убеждала Лиля Белова,- во-первых, часто елки рубят не по-научному,
как попало. От этого страдает окружающая природа, а во-вторых, мы участвуем в этом
безобразии, если покупаем их.

-А моя вообще чуть не плакала, рассказывала, как ей жалко елочку, когда ее волокут на
помойку, а она свои веточки в разные стороны тянет, как будто о помощи просит,- поделилась мать Жени Кривоноговой.

-Зря Вы, Наталья Николаевна, навязали детям свое мнение, ненужную сентиментальность.
Бывает же и плановая вырубка леса,- вступил в разговор отец одного из учеников. Как часто это бывает, на собрание приходят в основном мамы. На этого папу *накинулись*
почти все женщины в классе. Он вроде шутя поднял в примирении руки - спорить не стал,
но видно было, что остался при своем...

Мамы никак не могли успокоиться (как их дети на уроке). А учительница подумала, что
сила художественного слова огромна. Только нужно умело этим пользоваться, особенно если
работаешь с детьми...



Реклама
Реклама