Детективы чаще всего не причисляют к серьезному литературному жанру. В лучшем случае говорят о них как о сказках для взрослых. Тем не менее, по данным ВЦИОМ:
Самые читаемые жанры художественной литературы в России - классические историко-приключенческие романы (26%), русская и зарубежная классика (25%) и "женские" детективы (24%)
Правда, не совсем понятно — а что же подразумевается под определением "женские": то ли авторство, то ли адресность. А ответ на вопрос - вот он: Женский детектив в целом является, безусловно, коммерчески успешным издательским проектом (я, естественно, не имею в виду одно какое-то издательство). Если детектив традиционно рассматривается как игра, в которой участвуют автор, герой и читатель, то женский детектив - прежде всего игра издателя с читателем. Автор в подавляющем большинстве случаев всего лишь исполнитель, которого, в частности, можно заменить другим автором, автором другого пола, целой командой соавторов, сохранив, конечно же, бренд - женское имя на обложке*.
Домохозяйки, "подсевшие" на детективы, различают классический, криминальный, иронический, романтический подвиды, но ни в коем случае не хотят "скатываться" к боевику или в обычное "мочилово".
На одном из форумов читаем довольно характерные отзывы (приводятся дословно):
Дашкову, Маринину (мои любимые авторы детективов) - все прочитано не по разу.
Донцову - ранняя хороша, что сейчас творится - не хочу писать... на середине книги забываешь об чем весь "сыр бор"...
Малышеву - "автор детективов на тройку с плюсом иногда на твердую четерку" - то есть читать можно, но не "греет". Хотя прочитано тоже все, что выпускалось.
Шилова - это откровенное г-но современного детектива.
Кто там еще..литвиновы - не зацепило, скучно...
Устинова - прочитано почти все кроме последних 4-5 книг, не могу я ее читать, почему-то "воротит"...
Оставим без комментариев, но добавим
Немного авторской конкретики
По мотивам книг Виктории Платовой "В тихом омуте", "Куколка для монстра" и "Эшафот забвения" был снят сериал "Охота на Золушку" (2000 год) с Амалией Мордвиновой в главной роли. Обратившись к первоисточнику, я с недоумением пожимала плечами: если первые книги изобиловали юмором, интриговали и заинтересовывали, то последняя как будто была написана кем-то другим... или другими — скучно, топорно, даже безграмотно.
Впрочем, писательница признает: Это нормальный способ заработать деньги. И профессия - не хуже другой обслуживающей профессии. Мы просто приходим к мировым стандартам, понемногу теряя ужас перед массовой культурой. А детектив - ее продукт. И авторы детективов - не пророки и не учителя жизни.
Другой пример про "других"
Детективы Татьяны Устиновой привлекают многих домохозяек (и я не исключение) непременной романтической историей в детективной упаковке. Пусть автор повторяется, даже в деталях: "...и он тискал, мял ее в своих железных объятьях, понимая... или, точнее, ничего не понимая и радуясь этому"... (цитату привела по памяти, простите, Татьяна!), но и в повторности этой кроется та степень узнаваемости, от которой становится комфортней и восторженней - "Боже, как я люблю этого автора!". Однако серьезное разочарование постигло меня, как только я начала чтение романа "Я — судья. Божий дар", написанный Татьяной Устиновой совместно с Павлом Астаховым. Хорошо, когда писатели живут где-то рядом с нами, возможно, даже на соседней улице, и у них можно взять интервью**: "...у нас нет времени на ”медленные танцы”. У нас много идей, которые мы хотим положить на бумагу. И вопрос того, как уживутся два писателя, это вопрос того, как с нашими идеями поступают те, кто обязан нам помогать: редактор, главный редактор, литературные редакторы… Вот это действительно сложно. Надо нас собрать вместе и добиться текстов. После сдачи текста Татьяна что-то исправляет, я что-то правлю и переписываю… А редакторы ставят точку". Ну, разумеется, разумеется... Читателям всё понятно - у вас, наши любимые авторы, цейтнот, участие в передачах на телевидении, основная работа и пр., пр. В результате получаются "тексты", к которым очень большое касательство имеют редакторы. Может, даже большее, чем читательницы-домохозяйки.
Собственно, мопс...
Книга выходит за книгой, не зная усталости... Как-то так можно сказать о необычайно плодотворно работающей Дарье Донцовой, может, именно поэтому представляемой часто как "главный автор женских детективов в России". Кажется, что ее книги создаются во время сеансов одновременной игры на многих "наборных" досках. Начав с любительницы частного сыска Даши Васильевой, я переключилась на Евлампию Романову, ей на смену пришла Виола Тараканова, после которой "нарисовался" (ну, наконец-то, хоть один сыщик мужеского пола, но с мягкой фамилией) Иван Подушкин... вы еще помните, с чего начиналось это предложение? - итак, завершение этого "тянем-потянем" пришло ко мне с очередной героиней писательницы - Татьяной Сергеевой. Ироничные детективы получили заслуженные награды, блогеры - возможность обвинить писательницу в плагиате, а домохозяйки - хорошее настроение. Вот такой, собственно, мопс...
* Максим Кронгауз "Несчастный случай для одинокой домохозяйки"
** Текст и фото: Попов Михаил Специально для thebestphotos.ru
2011 год
| Помогли сайту Реклама Праздники |