Ах, почему ОН не один, или Испытание выбором.33,34
Часть тридцать третья.
Привычный перезвон колокольчиков и дверь растворилась, приглашая нас в недра погруженной в темноту квартиры.
- Вы случайно не сказочная принцесса?
- Нет. И совершенно не случайно.
- Я думал, что с таким звуком двери открываются только в сказках...
- Братьев Гримм…
- Почему братьев Гримм?
- Потому что это, видимо, немецкое творение. По крайней мере, деду этот замок подарил немецкий поклонник.
- О, Господи… А я подумал…
- Что?
- Да ну… - отмахнулся Павел. – Глупость подумал.
- Хорошо, - согласно кивнула я. – Глупость можно и не озвучивать. Раздевайтесь.
Я включила свет.
- Раздевайтесь же. Ботинки можете не снимать.
- Я бы все же предпочел разуться.
- Как вам будет угодно. В таком случае поищу для вас тапки.
Огромный старинный сундук, выполняющий в моей прихожей скорее декоративную функцию, внутри себя хранил множество вещей, которыми я не пользовалась, но выкинуть которые не поднималась рука. Где-то там нашли свое последнее пристанище и тапочки деда. Я переставила на пол вазу с камышом и прочим сухоцветом, глиняные фигурки лягушек, также расположившихся на крышке вокруг вазы, и открыла сундук. В прихожую вырвался густой запах лаванды, мешочки с которой я разложила внутри в профилактических целях – от моли.
- Приятный запах…
- Разве? – чуть было не чихнув (от терпкого настоявшегося запаха засвербело в носу), поинтересовалась я.
- Это лаванда?
Я кивнула.
- Моя бабушка пользовалась духами с похожим запахом.
- Та, что пекла пироги?
- Да. Ваше присутствие вызывает во мне исключительно приятные воспоминания.
- Я здесь ни при чем. Это - ароматерапия. Кстати, действительно очень хорошее средство от депрессии.
- Запахи повсюду. А приятные воспоминания только, когда вы рядом.
- Простое совпадение.
Я выудила из сундука тапочки и бросила их к ногам Павла.
- Я не верю в совпадения.
Я закрыла крышку сундука и, усевшись на нее, посмотрела на Павла.
- Не нужно ничего придумывать.
- Придумывать?..
- Вы выдумываете некий идеальный образ и пытаетесь персонифицировать его со мной. Не нужно.
- И все-таки я не верю в совпадения.
- Раздевайтесь. И пойдем на кухню.
Я стянула сапоги, сунула ноги в тапочки и встала. Расстегивая шубу, я хоть и старалась не смотреть в сторону Павла, но не думать о его словах я не могла. Удивительно, но его слова не только не вызвали во мне ни малейшего раздражения, а, наоборот, я почувствовала некоторое облегчение, по крайней мере, напряженность заметно ослабла.
- Телефон.
- Что?
- Телефон звонит.
Скинув шубу на руки Павла, я побежала в гостиную.
- Ты дома?
- Нет. Я в музее изобразительных искусств им. Пушкина, а домашний телефон прихватила с собой на случай, если ты позвонишь.
Марат рассмеялся.
- Значит, у тебя все в порядке?
- И снова нет. У меня далеко не все в порядке.
- Что-то случилось?
- Что-то случилось, а что-то, наоборот, не случилось. Если у тебя есть часок-другой свободного времени, то я могу перечислить. Начинать?
- Отложим это до завтра.
- О’кей.
- Значит до завтра.
- И тебе всего хорошего.
Короткие гудки. На другом конце провода Марат повесил трубку. Зачем он звонил? Хотел проверить дома ли я? Ну, дома. И что? Дома-то я не одна. Или подобный ход событий он не просчитал?
- Звонил-то кто?
Мне так хотелось ответить – дед Пихто, но я не стала уподобляться его тону.
- Друг.
- Звучит интригующе.
- И в чем интрига?
- Я сказал глупость, извините.
- Пойдем на кухню. Продукты нужно убрать в холодильник.
Мы перетащили пакеты на кухню, и я стала раскладывать их содержимое. Честно говоря, в магазине я не очень внимательно следила за тем, что Павел складывает в тележку. И теперь некоторые красивые упаковки вызывали у меня недоумение. Чтобы не показаться дикаркой, я, не задавая лишних вопросов, просто читала рекомендации по хранению и в соответствии с полученной информацией убирала неизвестный мне продукт или в холодильник или кухонные шкафы.
- Я бы мог как-то помочь, - не выдержав бессмысленного сидения на стуле, пока я в молчаливо распределяла продукты, заговорил Павел.
Оторвавшись от созерцания очередной непонятной банки, я рассеянно взглянула на него и снова вернулась к чтению французского текста.
- Так как?..
- Может, польете цветы? Утром мне было некогда, а на Ольку возлагать надежды в подобных вопросах бессмысленно.
- Почему бы нет?
- Там у окна лейки с отстоявшейся водой. Справитесь?
- Попытаюсь.
Через некоторое время среди листвы моего разросшегося садика показалась физиономия Павла.
- Вода в лейках закончилась.
- А вы все полили?
- Нет, - извиняющимся тоном ответил он.
- Странно, обычно мне хватает… Но ничего страшного; налейте воды из-под крана. Только не слишком холодной.
Павел выбрался из зарослей и, проходя мимо к водопроводному крану, легонько задел меня рукой, в которой держал лейку. Ерунда. Ничего не значащее прикосновение. Но я «поплыла»… Куда? В страну грез, разумеется.
Поначалу я пыталась сопротивляться, усердно делая вид, что ничего не произошло. Но надолго меня не хватило. Колесики внутреннего механизма набирали обороты. Бесшумная работа хорошо подогнанных деталей. Неслышно, незаметно. Но я-то чувствовала…
Павел прошел обратно.
Я смотрела ему вслед, и видела уже совсем не то, что еще несколько минут назад. Не знаю, случается ли это с другими, но со мной такое бывало. Почему? Самое время об этом поразмыслить пока мое состояние не стало необратимым.
Я села на стул и задумалась.
Абстрактные рассуждения типа «вообще» сейчас были все-таки неуместны. Павел. Как это было? На Ленинградском вокзале я плюхнулась в машину к человеку, показавшемуся мне знакомым. Дальше. Прозрение. Передо мной не просто симпатичный мужчина с приятной улыбкой, а личность весьма и весьма известная. Нет. Сердце не заколотилось в бешеном темпе от осознания, с кем мне довелось ехать к Ольке на Солянку. Потом мы разговорились. И что? Здесь в моем сознании все-таки что-то сдвинулось. Ни с того ни с сего я бы не потащила его к Ольке. Значит, начало здесь?
- Кажется, я кое-чего не учел…
- Да?
Мысленно я все еще пребывала в прошлом четверге, и смысл его слов мне был непонятен.
- Чем вас так заинтересовала эта банка?
Я действительно все еще держала в руках жестяную банку. Переведя на нее взгляд, я только теперь сообразила, о чем была его первая фраза.
- Чего вы не учли?
- Я закончу с пакетами и приготовлю ужин.
- А я?
- Вы будете руководить.
- Вряд ли у меня получится. Я не умею…
- Не уверен, что для этого нужен какой-то особенный дар.
- Нужен.
- Мне все же очень хочется попробовать. Может, рискнем?
Не дожидаясь моего ответа, он протянул руку и взял у меня банку.
- Это не обязательно хранить в холодильнике. Где ее разместить?
- А что это? Я, честно говоря, так и не поняла.
- Это…
Он состроил озадаченную физиономию.
- Это нечто… - снова начал он. – Черт, забыл, как эта штука называется. Но, если ее добавить, когда маринуешь мясо для шашлыка или там барбекю, получается необыкновенно вкусно.
- Шашлык? Где? Вот здесь – посреди кухни?
- Ну, это не столь важно. Можно просто пожарить или потушить. Все равно получится очень вкусно.
- Хорошо. Положите ее в нижнюю тумбу. Да, сюда, - подтвердила я, проследив направление его взгляда.
Быстро справившись с остатками не разобранных продуктов, Павел приступил к приготовлению ужина. Он так ловко управлялся, что никакого руководства с моей стороны не требовалось. Мы почти не разговаривали. Я просто с любопытством наблюдала за его действиями. Самым странным для меня было – как он практически безошибочно находит все, что ему нужно.
- Ну, вот. Все варится-парится. Минут через десять можно будет накрывать на стол.
- У меня нет слов…
- Удивлены?
- Поражена!
- Собственно этого я и добивался.
- Вы добились, чего хотели. Но зачем?
- Причин, собственно, несколько… Во-первых, не так давно обнаружилось, что я люблю готовить.
- Любопытно.
- Мне и самому это показалось любопытным.
- Нет. Как это обнаружилось?
- В общем-то, случайно. Хозяйством у меня в доме заведует одна очень милая женщина. Она мне и готовит. Но полгода назад у нее серьезно заболела сестра, которой потребовался постоянный уход.
- И она от вас ушла?
- Не совсем так. Мы прекрасно ладили друг с другом, и мне совсем не хотелось с ней расставаться. Вы, наверное, и сами знаете, как трудно сейчас найти хорошую прислугу?
- Вы не поверите, но эта проблема меня не коснулась.
- Ну, да… Извините.
- Стереотип мышления. Ничего страшного.
На самом деле я лукавила. Я прекрасно была знакома с этой проблемой. У Родьки и Дуньки была няня, или точнее сказать – няни. И это была настоящая проблема. Марина почему-то была необычайно требовательна в этом вопросе. Баба Лина, жившая у них какое-то время после рождения Дуньки, пыталась внушить ей, что няня – это не кухарка, диетолог, воспитательница, учительница и врач в одном лице, а всего лишь человек, присматривающий за малышом. Если ребенок опрятен, вовремя накормлен, достаточное время проводит на свежем воздухе и при этом жизнерадостно настроен – то это хорошая няня. Марина с ней не спорила. Она вообще никогда ни с кем не спорила. По крайней мере, я за ней такого не знала. Но действовала она всегда только согласно личным убеждениям. Убеждения оно, возможно, вещь хорошая, но материальная база в семье отца была довольно шаткая. За то вознаграждение, которое Марина могла предложить, няни, соответствующей ее претензиям она найти не могла. Поэтому у младших Епанчиных была не няня - хоровод нянь, сменяющих друг друга так быстро, что дети не успевали ни к одной из них привыкнуть.
- В общем, мы договорились с Еленой Аркадьевной, что я не буду никого брать на ее место, пока она ухаживает за больной сестрой.
- И как же вы обходитесь?
- Ну, она не совсем меня забросила – приходит два раза в неделю.
- А прежде?
- Прежде она жила в моем доме.
- А жалованье вы ей естественно урезали.
- С какой стати? У меня нет к ней никаких претензий, да и лечение в наши дни, сами знаете, не дешево.
- И вы полгода живете абсолютно один в огромном доме? Не страшно?
- Не надо преувеличивать. Дом у меня большой, но не огромный. И соседи кругом.
- Ну да, я знаю. Земля там у вас безумно дорогая – участки маленькие…
- В тесноте, да не в обиде.
Я расхохоталась во весь голос.
Часть тридцать четвертая.
- Давайте лучше вернемся к вашим кулинарным талантам.
- Талант – не талант, но готовлю я действительно вкусно. Сейчас сами убедитесь.
- Значит, готовить начали, когда от вас ушла ваша Елена Аркадьевна?
- Да. Только… Артисту нужны зрители…
- Понимаю. Оратору – слушатели, а повару – кушатели. Так? Ну, а другие причины?
- Я уже давно… Живу или общаюсь… Не знаю как точнее выразиться…
- Скажите – вращаюсь.
- Да, наверное, это наиболее точное определение. Именно вращаюсь. Как лошадки на детской карусели. Ужасно однообразно и суматошно. Все время по кругу, по кругу… Без остановки. Нет никакой возможности где-то задержаться, поговорить…
- Почему? Все мы люди. У всех есть язык и
|