Произведение «старик» (страница 1 из 2)
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Новелла
Произведения к празднику: Международный день защиты детей
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 19
Читатели: 919 +1
Дата:
«besprizorniki»

старик

Мне пятнадцать было тогда. Учился я в Ленинградском ПТУ под номером девяносто. Хорошее училище, стены мрамором отделаны, иностранцев на экскурсии водили. Общежитие первые места занимало по благоустроенности и дедовщине. «Пэтэушную» дедовщину не все выдерживали - домой уезжали, ну, а мне как-то стыдно было, что ли… не знаю.

Стал я по Питеру болтаться. Ночевать, где придётся: в поездах, на вокзалах. В Питере много вокзалов. Помню три вещи, о которых тогда страстно мечтал: наесться от брюха, выспаться, а главное – согреться. Зима в тот год, кажется восемьдесят третий? вьюжная, очень морозная была. Стужа лютая, а у меня куртейка на рыбьем меху и шапку какая-то сволочь ещё в общежитии спёрла.

В тот день я в Луна-Парке купил игрушечную копию мотоцикла. Мальчишки их «модельками» называли - популярная вещь была. Крохотная, почти как настоящая - «Хонда» с пластмассовым гонщиком. Как сейчас помню: последние девять рублей отдал. Идиот! Жрать хотелось, а я игрушку купил. Счастливый! приехал ночевать на «Московский» - я его тогда самым тёплым считал. Там вход есть в метро прямо в кассовом зале. Устроился рядом на балюстраде. Гонку устроил, увлёкся как ребёнок малолетний. Неожиданно слышу:


СТАРИК


- Да! Это брат, форма – имеющая содержание.
Услышал я хриплый, простуженный голос. Быстро спрятал в карман копию и поднял глаза. Передо мной, с важным видом стоял белобрысый мальчишка лет десяти, очень невысокого роста, худой, лопоухий. С необычайно серьёзными и, даже я бы сказал: грустными какими-то - огромными, зелёными глазами на худом, скуластом лице. Одет он был как обычный вокзальный «урлан» в дешёвые отечественные джинсы за три двадцать и выгоревшую бледно-розовую «балоньевую» куртку, явно с чужого плеча, с закатанными рукавами, из-под которых виднелись манжеты серой байковой рубашки в крупную клетку. Что меня тогда удивило больше всего, так это его чёрные, не по размеру большие, остроносые, взрослые туфли на скошенных высоких каблуках. Размер был - тридцать восьмой, а великоваты ему они были где-то на полразмера. Да, и ещё носки домашней, грубой вязки из шерсти неопределённого цвета - единственная во всём его гардеробе новая, чистая вещь. За спиной у него висел старый, синий школьный ранец.
- Дай прозреть? Не боись! Не отберу! Меня все тут знают. – Авторитетно заявил он.
- Старик – важно представился мальчуган, и протянул руку. Мне стало неловко. Я ведь был, чуть ли не на две головы, выше его. Я вынул и протянул ему копию «Хонды». Он почему-то надулся, толкнул мою руку и протянул:
- Ты чёё! Субордина-ация…
Я растерялся ещё больше и протянул ему свободную - левую руку.
- Ну, ты странный какой-то? – хмыкнул он, пожимая мою ладонь. - Тоже мне Троцкий-левша. Зовут как?
- Макс, – соврал я для солидности.
- А здесь? – спросил он, озадаченно рассматривая «модельку».
- Греюсь.
- Ну, ты нашел, где греться! Тоже мне Эйкумена. Греться это на «Финляндском». Там «Кафкин» замок. – Заявил он и вернул мне игрушку. - Жрать хочешь?
- ?.. – я глянул на него с недоверием.
- Сам проникаю, хочешь. – Прохрипел он, сел рядом, снял со спины ранец, и достал оттуда: нарезной батон и пару плавленых сырков «Костромской». Батон разломил пополам, протянул мне половину и сказал, указывая взглядом на один из сырков:
- Ты не жмись «сибарить» пошустрее.
- Чего «рить»?.. – не понял я.
- А? Ну, это терминология моя такая, если сладкого - нет. «Сибаритить» - «хавать» значит. Буридан ты не просвещённый – назидательно прохрипел он, рассматривая мою худосочную фигуру:
- Странный ты! Ты чего! Читать не умеешь?.. такой вроде Атлант Родосский?..
- Умею – обиделся я.
- Почему не читаешь?
- Читаю! – возмутился я.
- Ну, ты странный как парадокс! Слова сибарит не знаешь. Читатель! Ну и чё-ё читаешь?
- Ну «фэнтези» люблю, – сважничал я.
- Какой концепции догмат? – Насупился мальчишка.
- Разных. – Не без труда, скажу честно, нашёлся я.
- Ну, это наивный конформизм. – Значительно пробубнил он, давясь батоном.
- Старик! А это ж кто такой милашка? – Вдруг услышали мы кокетливый женский голос и подняли головы. Перед нами стояла немолодая, склонная к полноте женщина вульгарно одетая как привокзальная путана.
- Один ментальный абсорбирующийся индивидуум… - отрезал мальчуган и ехидно поинтересовался:
- Уважаемая, Мама Люда, ты по заботе или как крыло кассандры?
- Или по заботе или как кассандра. – Парировала женщина, с явным интересом разглядывая моё лицо:
- Вы бы мужички, сваливали отсюда подобру-поздорову, пока дядя Салях со своими архаровцами не образовался. – Позаботилась она. - Среда сегодня! Или ты совсем в прейскуранты не заглядываешь? – удивилась женщина, кивая головой в сторону табло расписаний поездов.
- Я владею информацией. – Ещё более насупился мальчишка. - Вы бы уважаемая Мама Люда, сами бы крыльями встряхнули…
- Что и собираюсь сделать! – ответила женщина и стала спускаться в метро.
- Ты подальше от неё. …от Кассандры нашей «седокрылой»… короче, предупрежден, значит – вооружен. – Цедя каждое слово, прохрипел он, когда женщина удалилась. - Ну ладно, догрызай быстрей и пошли.
- Куда?
- Не куда а «отседова», «менты» здесь скоро будут - рейд сегодня! Фолиант ты без содержания.
- А чего нам милиция?
- А того, колосс задумчивый, что «мойка» у меня знаменитая и пинцет. И вообще, я личность известная в некоторых тонких овалах.
- «Покаж».
- Ну, ты странный, так сразу и «покаж»!
- Не боись не отберу – спародировал я простуженный голос мальчика.
- Че?.. А, смешной ты… - скривился он в полуулыбку.  – На! Только чтоб «чики-пики»! Как говорил товарищ Дзержинский. – Добавил он, озираясь по сторонам. Вынул из-за пояса. Разложил и показал: большой раскладной нож с кривой, коричневой, блестящей ручкой. Я, таких - не видел ещё никогда. С заточенной, на всю ширину совершенно-черного лезвия с закруглённым концом, необычайно гладкой кромкой. И выгравированной надписью на всё лезвие: «Вынул - без славы не вкладывай». Возле самой ручки было теснение: «Solingen 1913».
- Философское лезвие! Оккамова бритва – с удовольствием промычал мальчишка, пряча нож обратно.
- Почему философское? – возразил я. Я всегда был большой любитель поспорить.
- ?.. – Мальчишка глянул на меня удивлённо. - Потому что в социуме доминируют философы, а среди мыслителей доминантны немцы, – возмутился он. - Да ну, тебя! Пудришь мне разум, пошли…


ВОСТОЧНЫЕ СЛАДОСТИ


На Невском проспекте был тогда магазин: «Восточные сладости». Очередь там всегда колоссальная была, народу тьма, давка постоянная. Вот, он меня туда и потащил, объяснив, что сегодня «бонвиванить» будем, потому как: у одной молодой особы – сегодня юбилей.
- С пустыми руками нелогично как-то – торопливо объяснял мальчишка, пробираясь маленькой торпедой в толпе покупателей:
- Значит так! Схема тривиальная я как товарищ Ленин, устраиваю диалектический диспут, а ты в это время экспроприируй чего побольше. Торт, какой ни будь, – научал он. - «Айсберг» знаешь?
- Ну! – Облизнулся я, сладкого недели три не пробовал.
- Взял, и неторопливо так, как товарищ Аристотель силлогизм за силлогизмом к логичному выводу. – Прошипел он и кивнул белобрысой головой в сторону выхода из магазина. – Ну, а я тебя догоню. И не «дрейфь»! Аргументов хватит! – Добавил он и стремительно вклинился в очередь возле самого прилавка.

Я, честно говоря, из всего, что он говорил тогда, понял только - надо взять торт и как зомби направился к краю витрины там, где обычно делают откидную доску, перекрывающую вход за прилавок. Остановился рядом, осмотрелся, вижу: за витриной со стороны продавца, на длинном во всю длину прилавка столе, стоят коробки с тортами. И надо же - «Айсберги» с самого краю! Прицелился. Жду момент. Даже в азарт какой-то вошёл. Слышу из очереди назидательный такой, противный, женский вереск:
- Мальчик! Вам не стыдно! Здесь пожилые люди стоят.
Ну, и с не менее назидательным тоном, в ответ хрип моего товарища:
- Ну, это многоуважаемая особа пожилого возраста, буридановы противоречия!
- Нет! Ну, вы слышали? Какое хамство! - Тот же возмущённый голос.
- Товарищи прекратите бардак! – ещё один голос из очереди.
- Я здесь полтора часа стою…
- А что там случилось?.. – голоса из очереди.
- Я здесь стою с трёх часов, и этого наглого мальчика, не видела – авторитетный голос очевидно соседки по очереди.
- Товарищи прекратите скандал! Иначе я не отпускаю! – Усталый голос продавщицы.
- Товарищи! Соблюдайте очерёдность силлогизмов! Без логики нет эмпирики социальных отношений! – Надрывный хрип моего нового, находчивого знакомого.
- Это кто там такой умник! – голос из конца очереди.
- Это не умник, а основоположник марксистской диалектики уважаемый товарищ Ульянов Ленин! – Чеканно-хриплый с расстановкой ответ возмущённого мальчишки.
С этого момента я уже ничего не слышал. Так как, после реплики продавщицы, схватил в охапку сколько мог коробок, и не без труда продравшись сквозь возмущающуюся толпу, выскочил на улицу. Догнал он меня только через целый квартал. Сам не понимаю, почему я так мчался тогда. В угаре, каком то был?
- Ну, ты брат здоров! Еле догнал. Сдрейфил что-ли? – Захрипел он, еле поспевая за моими семимильными шагами своими коротенькими ножками в великоватой обуви.
- Я?!! – возмутился я и застыл как вкопанный.
- Ладно… - отмахнулся мальчишка, озадаченно глядя на мою ношу. - Ты чего целых две коробки взял?
- Не знаю… - озадачился я. - А чё? плохо што-ли?
- Странный ты! Сказал же торт. – Проговорил он задумчиво. - Догма у меня такая. Не экспроприируй – экспроприаторов, эксплуататором станешь.
- Кого не эксп–проп-приируй?!! – Возмутился я.
- Да-а! – Протянул он, оглядывая меня снизу вверх. - Был такой поэт, Заратустра. Сказал как-то: из сосуда можно вылить только то, что в нём налито…
- Между прочим! – Не на шутку рассердился я. - Это другой поэт сказал. – Уничтожающим тоном проговорил я, усиленно пытаясь вспомнить: кто же это сказал?..
- Теперь вижу! Чита-аешь. – Впервые улыбнулся мальчик. Вытащил из кармана куртки алюминиевый портсигар. Вынул из него сигарету без фильтра. Неторопливо вставил её в длинный прозрачный мундштук с безвкусными розочками на гранях. Прикурил от коробка спичек, делая руками щиток от ветра. Повернулся и сказал. - Знаешь что? пошли в метро. - И потащил меня в сторону станции.


В МЕТРО


Когда мы вошли на станцию метро, было немноголюдно. Мой знакомый сразу же уверенно направился к женщине, которая обычно всегда стоит у стеклянной будки, находящейся рядом с турникетами. Та, заметив его, стала тревожно бегать глазами по всему кассовому залу. Мальчишка подошёл к крайнему с будкой турникету оперся об него с наиважнейшим видом и прохрипел:
- Здравствуйте многоуважаемая «зина»!
Женщина натянуто улыбнулась и стала ещё более напряжённо рыскать глазами:
- Здравствуй и ты, Толька! По делу или как?
- По делу… - сконфузился мой товарищ. - Вы не могли бы, пропустить меня и одного молодого человека? У нас дело, не терпящее отлагательства.
- Какого человека? Это с тортами что-ли?
- Ну да! Видите-ли, у одной молодой особы сегодня юбилей и мы очень спешим. – Важно просипел он, указывая на торты в моих руках.
- Тебя пропусти… - Затянула женщина, тревожно оглядывая зал.
- Вы меня знаете… - Обиделся мальчик и стал в позу московского памятника

Реклама
Обсуждение
Гость      15:14 30.08.2017 (1)
Комментарий удален
     01:55 31.08.2017
дедовщина не знаю, вероятно, в коллективе еще не взрослых мужчин это обычное явление. есть правило связанное с лидерством: главным всегда становится не самый умный, или храбрый, или честный, но самый жестокий. в этом подростки еще мало отличаются от животных. такое же правило в волчьей стае.
осталась в этой тюрьме, называемой домом

не буду интересоваться. бывает... скольких знал беспризорников это сироты при живых родителях. дома или тюрьма строгого режима или ад и такое бывает. а бывает это единственный  способ выжить
     14:54 28.08.2017 (1)
Это чем-то напоминает  воспоминания Кочергина (театрального художника). Но это не мемуарная литература, как впрочем и ваша.
Но у Кочергина, это были послевоенные годы... Что касается  действия вашего произведения, то это происходит в начале 80-х годов (прошлого века). В этот период, такое явление, как беспризорники- мягко говоря,было не типичным.
Но написано хорошо.
     02:08 29.08.2017 (1)
везет Вам. А мне 1984-м, показалось что проблема есть. жили мы, СССР дружно и хорошо, но не всё замечали. а мне не повезло, окунулся. черновики писались году где-то 86-м. помню реакцию моего тогда единственного читателя:) спрячь иначе неприятности будут.
     12:49 29.08.2017 (2)
Дело в том, что в этот период мне тоже пришлось "упасть" на ленинградское дно. Вокзальные воры,"мамки", проститутки.
Но беспризорников не было.  Ни один либеральный социолог не может такого сказать, не будучи обвиненным в непрофессионализме.
Позавчера я посмотрел в "Авроре" - "Нелюбовь"  А. Звягинцева. Но ведь какова идея- Россия со всей своей тысячелетней историей- это тупик.
И это купят.
     13:07 29.08.2017 (1)
про социологов. это тема не для социологов, а для психологов и педагогов. есть дети которые рано взрослеют (становятся свободными от родителей), но не взрослеют поскольку дистанцируются от любых взрослых. такие тихо прячутся от Вас потому вы их и не замечаете
     13:09 29.08.2017
про либералов:) а уж политика тут вообще не причем. пока будут существовать проблемные семьи (пьянство, преступность) есть и будут свободные от родителей дети.
     12:53 29.08.2017 (1)
:) значит вам по своему не повезло. Любопытства ради? Сколько Вам было? Мне пятнадцать. Я еще походил на своего :) Нелюбовь? не знаю не смотрел. Название не прельщает. Хорошие драмы люблю, может и эта хорошая пока не знаю
     13:19 29.08.2017 (1)
Кто-то видит инопланетян, и даже в контакты вступает.- И что?- И ничего. Есть даже целое направление- уфология.
Но не один астрофизик не признает их выводов.  Что касается меня... Мне было тогда 24-25 лет.
     13:37 29.08.2017 (1)
мне тоже не нравятся работы, где добро не побеждает или его нет вовсе. может потому и лежит отрывок и так отрывком и останется. пока не придумаю хэппиэнд там где его не было. тем более Питер самый мой любимый город. А в советские времена еще и Ленинградцы, особенные они - блокадники
     14:18 29.08.2017 (1)
    Дело не в том, что там побеждает- добро или зло. Высшим критерием в искусстве является Правда. Она по ту сторону добра и зла. Если побеждает правда, значит есть Надежда.
     14:20 29.08.2017 (1)
спасибо. есть о чем подумать... 
     14:24 29.08.2017
Вам спасибо.
     21:43 27.08.2017 (1)
Добрый вечер. Интересные заметки. спасибо.
     22:31 27.08.2017 (1)
Спасибо. Редко кто рискует. комментировать этот отрывок из повести.
     11:08 28.08.2017 (1)
А мне хочется прочесть всю повесть .Мне понравился этот отрывок, написано хорошо,правда, есть повторы, но они не мешают восприятию.
     12:43 28.08.2017 (1)
Здравствуйте, Татьяна. повторы что вы называете  повторами? не знаю что это, а это плохо
     12:49 28.08.2017 (1)
частое упоминание о простуженности вашего ЛГ.
     12:50 28.08.2017 (1)
1
сейчас работаю другую вещь. вернусь буду "резать":)
     13:01 28.08.2017
удачи!
     10:32 28.08.2017
Весьма интересно! Да.
     22:50 27.08.2017 (1)
Понравилось мне. Только много хриплости, сиплости и простуженности. По-моему, можно в иных случаях и обойтись, чем акцентировать лишний раз.
     23:01 27.08.2017 (1)
наверное точное наблюдение - я переиграл. может, когда-нибудь и вернусь к продолжению. проблема! повесть плохо кончается, а другого финала не приходит. Помнишь, Саша как там у Шварца: "Стыдно убивать героев, чтобы расшевелить равнодушных"
     23:35 27.08.2017 (1)
Но, в самом деле, удивляет, что так мало отзывов.
     23:38 27.08.2017 (1)
1
прям удивляет, да?

Саша кокетка

ничего удивительного в этом нет
и ты
проведший здесь уйму времени
знаешь сиё
лучше других
.
     00:21 28.08.2017 (1)
1
Дело не в удивлении.
Это действительно написано, помимо всего, и сюжетно, и читабельно.
Не заумь же какая-нибудь абсурдная, как у некоторых ().
Поэтому, по логике должен бы быть читатель с отзывами какими-то.
     00:24 28.08.2017 (1)
2
что дурака валять
и ты
и даже я

знаем как и что тут работает

удивительно твоё удивление

почему тя удивляет отсутствие интереса к местному автору
а то
что мало кто интересуется творчеством признанных
тя не удивляет

нафик все понты
что строить из ся непонятно что
хоть в виртуале можно же быть собой
.
     00:39 28.08.2017 (1)
что мало кто интересуется творчеством признанных
Это я не понял. Кто имеется в виду? Старожилы сайта? Или речь о несетевых писателях?
     00:50 28.08.2017 (1)
1
конечно имелись в виду классики

а чтобы на местном уровне быть в топе или попе
не обязательно владеть искусством
ты же знаешь
что длинный и влажный язык
в цене всегда

не везде и не у всех

но упыри очень падки на дешёвые трюки
а кто делает погоду на данном ресурсе
?
чьи нетленки сушатся на главной
?
чья тишина гремит не первый сезон?

разве есть среди подобного что-то такое
чего тебе не хватает
?
.
     01:00 28.08.2017 (1)
1
Тишину никто не читает.
Это уже давно выяснили.
Что просто работает автоматика.

А классиков... Как сказать... Мода. Раньше все Камю читали? Отнюдь. Но сидеть в умной компании, где кто-то заводил речь о Камю и не кивнуть головой в ответ: "Как же, как же! Помню, читал!" было стыдно. Хоть на самом деле Камю им и близко не открывался. А сейчас - нет. Вон одна девушка-поэтесса не далее как дня три назад прям в комментариях прилюдно написала: "А я книг не читаю. Две в год прочту, дак хорошо". (Кого ж читает? Себя? Или себя тоже не читает? Только пишет?) Сейчас не читать не стыдно. Признаваться в этом - не стыдно. А типа чё такого?
     01:05 28.08.2017 (2)
1
ну так и сюда
отнюдь не читать приходят



вернее основной мотив местной аудитории
явно не чтение

девушка честная
респект ей

.
     01:19 28.08.2017 (1)
:) Интересно поговорили :)
черт те знат, зачем и я сюда периодически прихожу. наверное голод к чему то новому? вот наемся опять спрячусь. Саша! мое не читают потому-что ничего не делаю, чтобы читали. плохо другое: за все эти годы только ты мне что-то сегодня подсказал - буду думать, спасибо. работа очень-очень старая (писалась еще на бумаге) и свежим, с опытом глазом давно не смотрелась. Наверное, рискнуть надо - заказать критику к тому, что сейчас начинаю работать. смелости бы набраться...
     01:21 28.08.2017
Я просто отметил то, что бросается в глаза. А так-то там опечатки есть, разумеется. И абзацы, и диалоги  - не всё в порядке.
     01:12 28.08.2017 (1)
Согласен, что приходят, в основном, для общения. Тексты, однако, есть зачастую и повод, и содержание этого общения. А на чтение перевёл ты.

Смотри, я ведь написал буквально следующее:

Но, в самом деле, удивляет, что так мало отзывов.

То есть, что нет откликов. Я не писал, что удивляет отсутствие читателей. Читатели-то как раз у текста этого есть.
     01:16 28.08.2017 (1)
1
что спорить за мелочи

в главном разногласий нет

есть люди которые и сами пишут и интересуются творчеством сосайтников
разные люди

как там говорится... дословно не помню

талантам надо помогать
а бездари прорвутся сами
.
     01:19 28.08.2017 (1)
Да, это Лев Озеров.
Ну, у него чуть иначе, конечно.

Вот кто на сайте читал Льва Озерова? А у него есть интереснейшая книга о поэтическом мастерстве. Найду возможность - расскажу.
     01:23 28.08.2017 (1)
1
сейчас кого угодно можно не только читать
но и слушать

инет нам в помощь

но если расскажешь прочту с интересом
.
     01:26 28.08.2017 (2)
Лев Озеров, Елена Благинина, Георгий Оболдуев (да, это такая была фамилия у поэта), Евгения Таратута (это тоже такая забавная фамилия) - о многих хочется рассказать... Может, и соберусь.
     01:33 28.08.2017 (1)
О-о-о-бал-д-е-е-ть! глянул на твою личную страницу. ну ты чемпиОн:) стреляться не предлагали из этого твоего объёмного романа о черном списке:)
     01:37 28.08.2017 (1)
Я уже прекратил писать этот "роман".
Да и половина авторов оттуда - это уже "недействующие" авторы.
 
     01:45 28.08.2017
про недействующих. печаль. был такой Александр очень наивную и чистую лирику писал, из Харькова он. Глянул сегодня последний стих о политике на него не похожий. последний пост в 15 году. Эх... наивный пацан...
     01:29 28.08.2017 (1)
Статью и развернутую. Чего здесь практически не бывает настоящих обзорных критических статей.
     01:42 28.08.2017 (1)
Нет, статьи есть. И нередко очень хорошие.
Но есть один камень преткновения. К их написанию и читабельности. Книжность и некнижность. Чтание текста с монитора - это одно. Наличие книг в доме - другое. 
     01:47 28.08.2017
На Фабуле? Я про обзорную статью. Это непростое дело такие писать, много самому придется просматривать, врядли на фабуле есть своя Огюст Сабо
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама