Произведение «Краткий обзор романа Б. Акунина " Азазель"»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Оценка: 4.8
Баллы: 6
Читатели: 2688 +1
Дата:
Предисловие:
Небольшой синопсис

Краткий обзор романа Б. Акунина " Азазель"

Романы Бориса Акунина называют "глянцевыми". Это новое для литературы определение связано с понятием "блестящий." " Глянцевая словесность очень высокого уровня, ювелирный сюжет, тончайшая стилизация, богатый культурный слой, сильные эмоции"- вот  лишь только один из отзывов периодической печати.
" Азазель" не является исключением из этого правила. Как и все романы Акунина - это детектив. Современный читатель тонет в море детективов. Но Акунин нетипичен. Его детективные сюжеты уходят в далекое прошлое, в 19 век. Композиция его романов нестандартна. Если в обычном детективе читатель узнает разгадку в конце произведения, то Акунин делает это по- своему. Он периодически, почти в каждой главе, дает разгадку событий, но из это разгадки тут же возникает новая загадка, и действие начинается как бы сначала.
  Другой особенностью классических детективов писателя является то, что в основе каждого его романа лежит не банальное преступление, а глобальная проблема, в которую втянуты, как правило, все герои. В романе " Азазель" таковой является идея мирового господства. Сама по себе она не нова для читателя, но Акунин представляет новый ее вариант.
   Англичанка леди Эстер, безобидная интеллигентная старушка, занимается благотворительностью, открывает по всему миру сеть "эстернатов". Очаровательная старушка оказывается на самом деле одержимой идеей мирового господства, которую она пытается воплотить в жизнь с помощью талантливых людей,  "открываемых" ею в детстве- с 14 лет- пестует, воспитывает в нужном духе и затем продвигает состоявшихся, обученных людей на высокие государственные посты в разных странах. Это было бы еще не так страшно...если бы она не убирала со своего пути всех лишних, "ненужных"...Имя организации и операции- " Азазель". Что это... или кто это?
  По теории леди Эстер, человечество давно погибло бы, если бы не особые личности, появляющиеся среди людей время от времени. Благодаря каждому из них, человечество делало скачок вперед. Прометей дал людям огонь. Моисей- понятие закона. Христос дал людям нравственный закон.
Азазель леди Эстер - это не один из обликов Сатаны. Это иудейский герой из " Книги Еноха". " Он проникся любовью к людям и открыл им тайны, узнанные на небесах". По мнению леди Эстер, Азазель - одна из самых ценных человеческих личностей, потому что он научил человека чувству собственного достоинства. Благодаря ему, мужчина может заниматься ремеслами и защищать свой дом, а женщина из плодоносящей безропотной самки превратилась в равноправное  человеческое существо, обладающее свободой выбора - быть матерью или амазонкой... жить ради семьи или ради всего человечества. " Бог только сдал человеку карты. Азазель же учит , как надо играть, чтобы выиграть."
 Как нам кажется, через образ своей героини автор проводит одну из собственных идей. Она заключается в том, что нет бесталанных детей.
Мысль не новая. Новое в ней то, что , по мнению леди Эстер, некоторые таланты уже  не нужны (они нужны были в прошлом), а другие- еще не нужны- они пригодятся только в будущем. Например, дар угадывать воду под землей нужен был в первобытном обществе. Родись в то далекое время Шопенгауэр или Дарвин, они были бы в племени на положении дурачков.
Герои романа Акунина, и образованные, и непросвещенные люди, оказываются так или иначе втянутыми ... или притянутыми к этой теории. Все персонажи романа - это уже сложившиеся люди.  Характеры даны не в развитии, а в действии. Нет и того, что мы называем психологизмом. На каждый характер даны несколько приемов - портрет, поступки, речь. Но самое интересное в том, что  персонаж обычно оказывается не тем, что изображено внешне. Эраст Фандорин - скромный, застенчивый, заурядный юноша - оказывается прекрасным сыщиком, смелым, находчивым человеком. Блестящий, вышколенный , умный шеф полиции Бриллинг - один из азазелей, питомец леди Эстер. Гусар граф Зуров, картежник и бретер, в результате оказывается спасителем Фандорина. Это и принцип детектива, и принцип жизни. Человек всегда сложнее, чем он кажется на первый взгляд.
Романы Акунина хочется назвать (при том количестве трупов, которые в них есть) эстетическими. Безупречный классический стиль, отсутствие жаргона, ненормативной лексики, легкость и изящество повествования, закругленность интриги заставляют читателя, начав чтение, не отрываться до конца.


Реклама
Реклама