Произведение «Что есть Истина?»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Сборник: Культура дневниковедения
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 1153 +1
Дата:
Предисловие:
Это эссе подготовлено для проекта "Культура дневниковедения"
Опубликовано в авторском блоге "Бытие. Мировоззрение. Личность"

Что есть Истина?

Что есть Истина?

Говоря в предисловии к своей «Истории государства Российского» об истинных ценностях историографии Карамзин Н. М. пишет:

«Самая прекрасная выдуманная речь безобразит Историю, посвящённую не славе Писателя, не удовольствию Читателей и даже не мудрости нравоучительной, но только истине, которая уже сама собою делается источником удовольствия и пользы. Как Естественная, так и Гражданская История не терпит вымыслов, изображая, что есть или было, а не что быть могло».


Мы понимаем, что речь здесь идёт, прежде всего, об исторической правде, а уж насколько она близка к Истине, судить не Карамзину, и уж тем более, не нам с вами. Называя «истиной» историческую правду наш великий историк, естественно, не собирался подменять понятия. Возможно, в те далёкие времена понятия «Правда» и «Истина» были неразделимы и ассоциировались в сознании современников единым целым.

Но минуло столетие, и вот уже выдающийся русский учёный Николай Иванович Вавилов пишет именно об Истине (дневник. 31 декабря 1908 г.):

«В общем, наши воззрения таковы. Богов и сверхъестественного ничего нет. Абсолютов, абсолютных истин не существует. Сущности вещей мы не постигнем. И глупо, было бы, к этому стремиться. Истина – только истина на сегодняшний день, не более того. Во всех суждениях необходимо помнить, что ты человек, homo sapiens. Реагируя на вещи, только и постигаешь их. Вне тебя, вернее кроме связи меня и мира, ничего я не знаю. Мир как таковой, я – как личность абсолютная, – этого ничего нет. Есть наши ощущения. Более ничего. Причинности как таковой, как её понимали до сих пор, т.е. причины абсолюта нет, и не надо, бесполезно».

Ему вторит в своём дневнике академик Вернадский В. И. (14 марта 1931 г.):

«Философский скептицизм: 1) отрицание возможности достигнуть истины, т.е. единого понимания окружающего и нас самих, для всех непреложного и обязательного; 2) признание примата – в этом отношении научного знания; 3) признание, что научное знание не может дать всей истины, и что область, охваченная философией, шире и вносит новое и чрезвычайно важное по сравнению с научным знанием; 4) признание резкого выражения индивидуальностей в философии, и что философия, по существу, многолика и не может быть сведена к единой общеобязательной форме».

Из этого мы выводим, что «Истина» – философский термин. Но оперируем им в быту не всегда добросовестно, походя, и цинично: «Истина заключается в том…»; «простая Истина» и т.д.

Также и утверждение «в споре рождается истина» – банально и спорно, а по большому счёту, лживо. Хотя бы уже потому, что Истина не рождается – она существует, вне зависимости от нашего с вами мировоззрения и убеждений. Она, как Бог, необъятна и невидима нами, но незримо присутствует среди нас. Она, как Время, которое не можем пощупать, но чувствуем его течение, так ощущаем мы движение к Истине, приближение к ней, по мере своего совершенствования и развития. Так, переступая некий рубеж в своём познании окружающего мира и Себя, интуитивно чувствуя (а интуиция, это – подсознательное знание) свою правоту мы называем это Моментом Истины. Но если кто-то осмелится заявить, что знает Истину в последней инстанции, то будьте бдительны: это авантюрист, шизофреник или глупец.

Истина не утверждается силой. Она вообще не утверждается, а лишь познаётся нами, в той или иной мере, в сравнении, в соответствии с нашей зрелостью, знанием и умом, которые не могут быть абсолютны. Никто никогда не познает всей Истины. Да и зачем? Узнать всю Истину и остановиться в своём развитии? Разве в этом смысл бытия? Разве к этому должны мы стремиться? А не к Любви и Совершенству, которые не имеют предела? Не потому ли и умираем естественной смертью, что однажды мы возомним себе, ничтоже сумняшеся, что знаем всю Истину, и нам нечего более познавать?

Давайте просто будем правдивы, прежде всего, по отношению к самим себе. А Истина – пусть всегда остаётся предметом Поиска и Познания, стимулятором нашего движения вперёд, развития и улучшения жизни.

Истина материализована в законах Природы, которые изучены нами далеко не полностью. Но ещё менее изучена она в гуманитарной области знаний, в сфере мировоззрения.

Истина – эгоцентрическое понятие мира и своей (человеческой) сущности в нём. Поэтому она столь многолика, множественна и непостижима, сколь многообразно, противоречиво и несовершенно само общество.

«Нет Истины; есть истины. Вообще, убеждения, что Истина одна, что Бог один, что смысл жизни один, что человеческая природа и смысл жизни один не является ли прямой причиной вражды между людьми? Если бы мы допускали множественность (плюрализм) истин, богов, правильных образов жизни, то мы бы вряд ли убивали других за то, что они думают по-другому, верят в другое, ценят другое, нежели мы сами». (Дневник Марса Рахманова, 8 августа 2008 г.)

Доктор философских наук, преподаватель Петрозаводского госуниверситета Юрий Линник в одноимённой статье пишет:

«Гносеология XX века выявила интереснейшую зависимость: чем глубже истина, тем более парадоксальную форму принимает она – совмещает в себе кажущееся несовместимым».

И всё-же, мне ближе утверждение И. Канта (18-й век), что наш разум изначально поляризован на противоположности – потому бытие как бы двоится в процессе познания. Это свойство именно мышления, а не самого бытия – Кант считал его непознаваемым. Полагаю, что Истина – часть бытия, а потому, она непознаваема, согласно Канту. Да, множественна, да, многолика (в общественном сознании), но всё-же… едина, уникальна и непознаваема (в бытии).

Чего же, тогда, мы ищем? И нужно ли это искать? Зачем корпеть бессонными ночами над философским камнем бытия? Для чего, вновь и вновь открывая на новом месте мелким почерком исписанную тетрадь, с неизменным трепетом и волнением всматриваясь куда-то, где, вдали от насмешливых глаз, скромно и тихо обитает наша Душа, начинаем с ней говорить – о высоких материях, о смысле жизни, о любви и ненависти, шаг за шагом приближая Себя к единственному и правильному ответу?

Наверное, для того, что мы все должны пройти этот путь, путь истинный, путь к Себе.

Мишель Фуко напрямую связывает этот процесс с ведением дневника, которое он определил как «технологию заботы о себе» или «технику себя». В каждой культуре, говорит он, техника себя предполагает, прежде всего, наши обязательства в отношении Истины, нужно обнаруживать Истину, быть озарённым Истиной, говорить Истину.

А мне остаётся добавить: редкий автор Личного Дневника философ по образованию. Но это и тот редкий случай, когда в поиске Истины, правильного решения, не зазорно быть дилетантом, как большинство из нас, доморощенных философов. Зазорно не использовать весь тот интеллектуальный потенциал, которым щедро наградил нас Господь, кого в большей степени, кого в меньшей – неважно, а важно то, умеет и хочет ли человек им воспользоваться, утверждая, конечно, не Истину, но своё неповторимое «Я».

И ответ на этот вселенский вопрос Пилата: «Что есть Истина?» дал Христос: «Я есмь Истина!»

Н. Ге "Что есть Истина?"

Вячеслав Отшельник, 26 июля 2009 г.
Репродукция с картины: Николай Ге «Что есть истина?» Христос и Пилат. 1890. Холст, масло. 233х171. Государственная Третьяковская галерея


Реклама
Обсуждение
     16:30 16.08.2019 (1)
1
Сколько я ещё не знаю............
А путь жизненный короче с каждым днём...
Спасибо...
С добром и уважением
     22:03 16.08.2019
Наше чувство времени обостряется с возрастом. Мы сожалеем, что жизнь конечна. Но это нормально для человека, который умеет ценить жизнь: я ещё так мало узнал, так мало успел сделать...
Спасибо за Ваше внимание к моему творчеству, Нина!
     22:14 18.12.2012 (1)
Вот Вы говорите,Вячеслав-человек должен пройти "путь истинный,путь к Себе"...
Но если Истина непознаваема, о каком истинном пути может идти речь- если нет критерия совершества?
Или Вы хотите сказать,что не существует абсолютной истины на все времена? -И истина-это бесконечный процесс постижения мира,субьективный и,следовательно, в каждый данный момент ограниченный?
     01:04 19.12.2012 (1)
Спасибо за вопрос, Борис.
Для каждого отдельно взятого человека - да. Поэтому и делаю акцент на словах Иисуса "Я есмь Истина!", в которых заключена величайшая мудрость: всякий человек (а я уверен, что Христос был обыкновенным человеком, а не посланником Бога на земле) утверждает своё неповторимое "Я", и для каждого человека это и есть Истина. Но человек - песчинка во вселенной, он лишь одно из множества проявлений Бытия. И ему никогда не дано понять Абсолютной Истины, которую так или иначе трактуют религии, утверждающие, что Абсолютная Истина - это Бог.
Человек разумный - гомо сапиенс - не может оставаться таковым и эволюционировать в своей сущности вне какой бы то ни было системы координат. Он должен знать, от чего отталкиваться и куда идти. В своей жизнедеятельности он руководствуется не инстинктами, как животное, а разумом. Любая же система координат имеет свой Абсолют: начало всего, точку отсчёта.
Далее зададимся вопросом: на базе чего строить нам (человечеству) свою систему координат, если не на Вере и духовно-нравственных ценностях? Вот поэтому в своём развитии человек и пришёл к пониманию необходимости Бога, как Абсолютной Истины, как точки отсчёта.
Я же, как человек, не верующий в существование Бога, полагаю, что эта Истина (Бог) необходима, но она условна (многие атеисты отвергают такую необходимость). Именно поэтому говорю, что нам не постичь Абсолютной Истины, и мы не можем её утверждать, но стремиться к ней должны, ибо БЕЗ неё не сможем жить как люди.
Я постарался, как смог, ответить на Ваш вопрос об "истинном пути". Что касается "критерия совершенства", так вот же он и есть: это Бог, условная Истина с созданной вокруг него системой духовно-нравственных ценностей. Не вижу никакого противоречия.
С уважением.  
     02:33 19.12.2012 (1)
Вячеслав,если посмотреть на эту проблему исторически...
Для греков критерием совершенство была мудрость,которая достигалась посредством размышлений-путем познания противоречий собственной природы (нравственной) и преодоления их.-То есть разум.-Об этом говорит Сократ,в диалогах Платона.
Познай самого себя!-
Это не предпологало некой сверхценности,какого бы то нибыло Абсолюта.-Для греков человек был существо телесное-наделенное разумом тело.
И только позже,в христианскую (средневековую) эпоху- на первый план выдвинулся Дух-Абсолют или богочеловек,ставший критерием совершенства.-Недостижимого совершенства.
Это был не условный-сверхреальный,абсолютный критерий.
Если принять бога,за нечто условное,не имеющее реального существования,но вместе с тем необходимое...Тогда само понятие совершенства,Пути,Истины-превращается в условность-что,кстати говоря, мы наблюдаем в современной жизни.
У Канта иначе-бог дан,как врожденная,а значит необходимая, идея разума-в достоверность которой необходимо верить в силу ее присутствия,но реальность которой невозможно ни доказать,ни опровернуть.
Вместе со смертью богов-погибли и ценности-рассыпались вместе с молотом и наковальней.(Ницше "О том,как философствуют молотом."
     00:24 20.12.2012 (1)
Борис, Ваш экскурс в историю верований и трактовку Бога как-то опровергает мою точку зрения? Но Вера бывает разная, не говоря уже о разных религиях и философских воззрениях на понятия Бог и Истина. В своём эссе я не покушаюсь ни на одну из них и не возвожу своё мировоззрение в Абсолют, а лишь констатирую своё понимание. Это не трактат и не дипломная работа.
Это был не условный-сверхреальный,абсолютный критерий.

Откуда мы это знаем, что не условный? "Сверхреальный" - это как: более чем очевидный? Его можно было пощупать или доказать как закон всемирного тяготения?; "абсолютный" - это что: кто-то его абсолютно (исчерпывающе, законченно) полно и точно описал? Я, всё же, настаиваю на "условном", даже если бы абсолютно все люди понимали его одинаково, ибо это своего рода общественное согласие, некий социальный консенсус, что ли. Но все люди по разному понимают и Бога, и Истину, и даже Абсолют...
Мысль о том, что Абсолютная Истина является непостижимой, недостижимой и как сущность не вербализуема (а вербализуема лишь как понятие) далеко не нова, и я здесь ничего нового не сказал. Поэтому, когда мы отождествляем Абсолют с Богом - что это, если не условность? Что это, если не примат Веры над Знанием и собственно философией? Я как раз убеждён, что такого примата, если мы говорим о поиске Истины, в принципе не должно быть.
Кроме того, если Бог - категория Веры, то Абсолют лишь косвенно относится к ней, являясь, скорее всего категорией если не научного знания, то философии (мировоззрения). И потому, в системе духовно-нравственных ценностей, которую создал себе человек, Абсолют - величина условная, как условны и сами духовно-нравственные ценности вместе с Богом, так как не существуют в природе без человека, но необходимы ему как обязательный элемент социального упорядочивания и Веры. В противном случае он был бы очевидным - как можно брать на себя ответственность утверждать неочевидное?
Если принять бога,за нечто условное,не имеющее реального существования,но вместе с тем необходимое...Тогда само понятие совершенства,Пути,Истины-превращается в условность-что,кстати говоря, мы наблюдаем в современной жизни.

Как я понимаю, это всегда было условностью, необходимость которой одними доказывалась, другими оспаривалась. А то, что мы наблюдаем в современной жизни (если я правильно понял: отказ от Бога и его последствия) - результат отказа от данной условности, необходимость которой, как Вы должны были заметить, я защищаю.
     18:51 20.12.2012 (1)
Вячеслав,мне непонятна необходимость этой условности.-Почему не достаточно просто нравственных максим,которые символизирует на сегодняшний день понятие "абсолют" или "бог"?
Я предпринял краткий экскурс в историю,для того чтобы подчеркнуть тот очевидный факт,что религия была духовным основанием традиционного общества.-По этой причине,она (религия) составляла то,что сейчас называется картиной мира,идеологией и нравственным кодексом поведения людей.
В современном обществе модерна,религия таковым не является...
Это всего лишь одно из мировоззрений,которое не влияет ни на научную картину мира,ни на идеологию...Да и на поведение людей религия по большому счету не влияет.-Это архаические представление о мире,которые нам достались по наследству от прошлых эпох.
По этой причине я не вижу необходимости в такой условности для нерелигиозного человека.
     23:44 20.12.2012 (1)
Принимаю Вашу точку зрения, очевидно, отличающуюся от моей, к сведению. Но честно сказать, не совсем понял суть Ваших возражений.
Вы спрашиваете:
Почему не достаточно просто нравственных максим,которые символизирует на сегодняшний день понятие "абсолют" или "бог"?

Я ведь не имею ничего против, чтобы Вам этого было достаточно. Но всегда найдётся тот, кто пожелает заглянуть (попытаться) за пределы общепринятых представлений, которые неизбежно превратятся в догму, не будучи вынужденны постоянно доказывать свою истинность. Не правда ли, это лучше, чем всеобщая набожность, не подвергающая сомнению раз и навсегда предложенную религию?  
Тем более, что именно эта версия (изложенная в моём эссе) далеко не уникальна.
мне непонятна необходимость этой условности

"Необходимость" заключается в том, что это условность по сути, возведённая в различных вариациях (религиях) в религиозную догму, приватизировавшую (образно выражаясь) в данном случае  Абсолютную Истину.
По этой причине я не вижу необходимости в такой условности для нерелигиозного человека

Это Вы за меня решили - так как я "не религиозный человек"? А я вижу. Только говорю это за себя, оставляя за другими право также защищать или, напротив, оспаривать эту необходимость.
Видите ли, я как атеист-не догматик, считаю необходимым защищать тысячелетние традиции нравственности, выработанные лучшими умами человечества, потому что никаких более совершенных традиций в природе человека не существует.
При этом, почему-то, такая позиция рассматривается как признак слабости и со стороны агрессивных атеистов, и со стороны набожных догматиков. Это показывает лишь их незаинтересованность достичь мировоззренческого консенсуса в вопросах Веры, что достойно сожаления и показывает незрелость общества.

Борис, может быть, я недостаточно ясно выражаюсь? Попробую изъясниться попроще. Бог - это ложь. Но ложь во благо и во спасение. Это доказала история. Покажу лишь на одном примере, из "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Рассказывая о причинах гибели Ливонского Ордена, растерзанного на части соседями, историк приводит рассказ Андрея Курбского об эпизоде с Филиппом Белем, последним из выдающихся полководцев Ливонии, пленённым россиянами:

"Стараясь приветливостью смягчить жестокую долю сего необыкновенного человека, мы за обедом ласково беседовали с ним об Истории Ливонского Ордена.
Когда, - сказал он, - усердие к истинной Вере, добродетель, благочестие обитали в сердцах наших; тогда Господь явно помогал нам; не боялись мы ни Россиян, ни Литовских Князей. Вы слыхали о той славной, достопамятной битве с грозным Витовтом, в коей легли шесть Магистров Орденских, один за другим избранных для предводительства; таковы были древние Рыцари; таковы и новейшие, с коими имел войну дед нынешнего Царя Московского Иоанн Великий и которые столь мужественно сражались с вашим славным воеводою Даниилом. Когда же мы отступили от Бога, испровергли уставы истинной Веры, прияли новую, изобретённую умом человеческим в угодность страстям; когда забыли чистоту нравов, вдались в гнусное сластолюбие, необузданно устремились на широкий путь разврата; тогда Бог предал Орден в руки ваши.
Грады красные, твердыни высокие, палаты и дворы светлые, созданные нашими предками, - сады и винограды, ими насаждённые, без труда вам достались. Но что говорю о Россиянах! По крайней мере вы брали мечом; другие (поляки) меча не обнажали, а брали, лукаво обещая нам дружбу, защиту, вспоможение. Вот их дружба: стоим пред вами в узах, и милое отечество гибнет!.. Нет, не думайте, чтобы вы доблестию победили нас; Бог вами казнит грешников!
"
Мне бы, например, совсем не хотелось, чтоб такая же судьба постигла и нашу современную Россию.
     15:01 22.12.2012 (1)
Вячеслав,но разве могут спасти культуру и цивилизацию,архаические верования, преодоленные историей,и превратившиеся в суеверия?-Если идет речь об отдельном человеке-об его идейном и нравственном выборе...Здесь другое дело.
В свое время Вольтер,призывающий "раздавить гадину" (католическую церковь),считал тем не менее необходимым "оставить" бога.- По его мнению,атеизм -это привелегия образованной части общества.-
Атеистический Советский Союз в кратчайшие сроки создал мощную индустриальную державу и победил в войне с сильным и страшным противником.-Разве советские люди,опирались на религиозные ценности?-И,кстати,на религиозные тоже.-Но доминировало совсем другое-Родина,долг,социализм.
Идеалом я считаю общество,где всем найдется место -и верующим,и атеистам,и сомневающимся-потому что критерием должно быть не принадлежность к тому или иному лагерю,а реальные поступки-личность человека.
В том мире,который есть-человеку идти некуда.-Постмодерн с его фальшивками в культуре,лицемерной моралью и всеобщим конформизмом-мертв.
     19:30 22.12.2012 (1)
В свое время Вольтер,призывающий "раздавить гадину" (католическую церковь),считал тем не менее необходимым "оставить" бога.- По его мнению,атеизм -это привелегия образованной части общества

Согласен с Вольтером. Не согласен с Вами:
разве могут спасти культуру и цивилизацию,архаические верования, преодоленные историей,и превратившиеся в суеверия?

Во-первых, Вера и суеверия - понятия совершенно разные. У нас в контексте философских рассуждений о сущности Абсолютной Истины речь зашла о Вере. Я полагаю, можно оспаривать догму о существовании Бога, опираясь на иные мировоззренческие взгляды по отношению к верующим, но как оспаривать "его" историческую роль в формировании всей духовно-нравственной культуры человека, к которой мы пришли на сегодняшний день?
Атеисты Советского Союза в своей идеологической демагогии - Иваны, не помнящие родства, нагло приватизировавшие тысячелетнюю нравственность, созданную нашими высокоодухотворёнными предками, и лицемерно переименовавшие её в "Кодекс Строителя Коммунизма". Так называемая "мощная индустриальная держава, победившая в войне с сильным и страшным противником" - вскормленный на костях своего народа монстр, силой оружия и слепой верой в коммунистические идеалы "перевоспитанной" кнутом и пряником оставшейся части населения, монстр победивший своих внешних и внутренних врагов, но оказавшийся колоссом на глиняных ногах, столкнувшись с проблемой дальнейшего экономического развития и достигнув своего идеологического тупика. Последняя стадия развития общества, о котором Вы упомянули, определилась как полномасштабная социально системная энтропия, из состояния которой наше общество полностью не вышло ещё и по сей день.
Идеалом я считаю общество,где всем найдется место -и верующим,и атеистам,и сомневающимся-потому что критерием должно быть не принадлежность к тому или иному лагерю,а реальные поступки-личность человека.

В этом я с Вами полностью согласен. Но это тоже не ново. Большевики называли это "свободой совести", на практике выразившейся... сами знаете, в чём.
     00:05 23.12.2012
Ну вот,Вячеслав...От абстрактных понятий, так сказать "системы категорий",мы пришли к конкретным историческим обстоятельствам,которые вызвали их к жизни.-"От абстрактного к конкретному".
Кто будет оспаривать роль христианства в становлении "духовно-нравственной культуры человека"?-Это тоже самое,что оспаривать аналогичную же роль античности, в становлении цивилизации и культуры,на том основании,что это была языческая эпоха.-Лучше всего сказал об этом М.Хайдеггер-последний великий философ Запада-"Водородная бомба взорвалась уже в поэмах Парменида."
Но,на сегодняшний день христианство не может быть духовным основанием для распадающейся цивилизации.-В сверхатомизированном обществе потребления,опутанного глобальной паутиной ТНК,пожирающих планету,где не осталось ни то что ничего святого,а просто естественного...Проповедь Нового Иерусалима и Воскресения,всеобщей и всепрощающей любви...На это не решится-ни Папа Римский, ни Московский Патриарх.
Советский Союз был "встроен" в геополитический,то бишь империалистический раздел мира,и вынужден был играть по правилам.-А правила эти очень "просты"-либо делишь ты, либо-делят тебя...И что прикажете делать?
К 1929 году стало ясно,что будет война.-У Советского Союза небыло 30 лет постепенного развития,как у современного Китая.
Я не являюсь почитателем Сталина.-Более того,я считаю,что причиной тех огромных жертв,которые заплатил за Индустриализацию и Победу, весь советский,и прежде всего русский народ,были не только исторические обстоятельства,но так же личные качества Сталина.-Но и судить его я тоже не могу.-Что стоит один панегирик Черчилля Сталину,который отнюдь небыл "коммунистом",а как раз наоборот.-Он ценил сльных врагов,которые волей исторических судеб оказались союзниками.
Реклама