*** Глава 1. Имитация шахматного робота ***
В 1777 году в популярной Берлинской газете "Berliner Unsinn und Anderes" было опубликовано необычное объявление.
"Для нового популярного проекта требуется маленький смышлёный мальчик примерно десяти лет. Работа лёгкая, лежачая. Мальчик должен быть спокоен, молчалив и хорошо знать математику. Желательно еврейской национальности. Оплата по договоренности. Бесплатное питание гарантируется в любом случае".
- Марта, дорогая! Мы спасены! - закричал Ганс Липке своей жене, прочитав это объявление, - один из наших десяти детей теперь не будет голодать! Иди сюда!
Жена Ганса Марта немедленно бросила стирку белья, вытерла руки о подол и надела очки.
- Ну и каким жуликам ты поверил на этот раз? - спросила Марта, начиная чтение, - где читать? Вот это что ли, "новый способ быстро разбогатеть?"
- Нет, ниже, там, где про "лежачего мальчика". Наверняка, это какой-то пансионат для особо одарённых детей евреев типа нашего Питера.
- А разве наш Питер еврей? - удивилась Марта.
- Тебе видней, ты ведь его рожала. Да это и неважно! Скажем, что еврей, как они узнают, так это или нет. Не будут же они измерять штангенциркулем его череп. Вообще, Питер по всем параметрам подходит. Маленький, постоянно лежит и молчит.
- А разве он знает математику?
- Сейчас проверим. Эй, Питер! Сколько будет дважды два?
- Четыре, - ответил Питер после минутного размышления.
- Гений! Вставай и собирайся. Пойдём на работу. Какая тебе разница, где лежать и молчать? А там тебя за это будут кормить.
Работодатель, некий Вондерганг фон Шахритер объяснил суть работы.
Имеется ящик из дорогого дерева. На этом ящике расположена шахматная доска с фигурами. Мальчик должен быть размещён лёжа внутрь ящика прямо под шахматную доску. Специальный механизм позволял мальчику чётко видеть движения фигур, а также передвигать их.
- Очень перспективная тема сейчас в Германии, да и вообще в Европе, - с энтузиазмом рассказывал Шахритер, - интерес народа к автоматизации шахматной игры просто зашкаливает. Несколько десятков шахматных автоматов ползают по нашей стране, огромные деньги заколачивают. Да, чуть не забыл. Ты, паренёк, хорошо в шахматы играешь?
Питер впал в глубокое раздумье.
- Задам вопрос попроще, - понимающе кивнул головой Шахритер, - ты в шахматы играть умеешь?
На этот вопрос Питер ответил довольно быстро:
- Не знаю, не пробовал.
- Не слушайте его! - закричал Ганс Липке, - он очень талантливый. Задачки по математике щёлкает как орехи. А любой математик - отличный шахматист, это всем известно.
- Ладно, - махнул рукой Шахритер, - я его научу. Шахматы - это просто. Вот бином Ньютона - это сложно. Питер, ты сам-то хочешь этим заниматься? Будешь работать шахматным автоматом?
- Буду, - ответил Питер неуверенно, но зато быстро.
- Попробовал бы ты только отказаться, - проворчал Ганс Липке, - я бы тебе сделал ход конём по голове, чтобы лучше соображал, чего ты хочешь делать, и чего ты будешь делать.
Так началась карьера Питера, одного из многих шахматных автоматов конца 18-го, начала 19-го веков. Несмотря на то, что "шахматы - это просто" по утверждению Шахритера и упорные тренировки, играл в шахматы Питер плохо. Зато он проявил себя в роли артиста. Когда он проигрывал, он начинал очень правдоподобно рыдать басом. Когда выигрывал (случилось и такое), очень язвительно обращался к сопернику, "вам матец, херр Миттельбрахенветтер, ха-ха-ха".
Народу нравились такие шоу. Нравилась даже относительно слабая игра Питера. Ведь у него мог выиграть даже слабый игрок, а это положительно сказывалось на интересе к автомату Питера. Какой интерес играть с автоматом, который всё время выигрывает?
Шахритер придумал хорошую систему ведения бизнеса. Партия игралась на довольно большую ставку, а также продавались недорогие билеты на просмотр игры. В результате, даже если Питер проигрывал, убыток с лихвой покрывался за счёт зрителей.
К тому же через пару лет, благодаря приобретённому опыту, качество игры Питера заметно улучшилось, что положительно сказывалось на доходах.
Беда подошла с другой стороны. Питер подрос и перестал помещаться в ящик. Можно, конечно, было заменить ящик на другой, больший по размеру.
Но хитрый Шахритер подошёл к решению проблемы с другой стороны. Он просто нашёл другого мальчика, более молодого, подходящего по габаритам. Питер перешёл на должность тренера, консультанта и ответственного за безопасность.
Так дело двигалось и дальше. Постепенно команда Шахритера увеличилась до десяти человек, работа находилась для всех. Для самых способных парней всё-таки делали новые ящики для игры. Другие работали на должностях "подай - поднеси". Ну, чисто как "Ласковый Май"!
Самым крупным успехом корпорации была партия одного из автоматов против самого Наполеона. В шахматы Наполеон играл плохо, но у автомата хватило ума эту партию проиграть. Это было правильное решение. Наполеон очень нервничал, когда проигрывал. В приступе ярости он вполне мог разгромить автомат и поколотить членов команды, тусовавшихся рядом.
Неплохо шли дела у Шахритера и его команды! Но только некоторое время.
Всё хорошее когда-нибудь кончается. Начались разоблачения конкурирующих автоматов, а через это у народа начал пропадать интерес к шахматной игре всех остальных профессионалов рынка. Народ желал играть именно с автоматами, а не с какими-то малогабаритными жуликами спрятанными внутрь.
Доходы сначала упали, а затем и вообще пропали.
Шахритер уехал в Америку в поисках новых идей, а участники его команды разошлись кто куда.
Вот такие гримасы истории! Если сейчас подозреваются люди в том, что они используют подсказки шахматных движков, то тогда подозревались автоматы в том, что за них думают люди.
Прошла эпоха шахматных автоматов со встроенными в них живыми людьми.
Началась эпоха настоящих шахматных автоматов, которые играют вполне самостоятельно.
Об этом следующая глава.
© 2025 Константин Оборотов
=== Список всех глав
Глава 1. Имитация шахматного робота *
Глава 2. Как роботы научились играть в шахматы
Глава 3. Шахматные движки сегодня
Глава 4. Показательная партия
===
