Произведение «Архив тишины»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 53 +10
Читатели: 110 +26
Дата:
Произведение «Архив тишины» самая оцениваемая(20) работа за сутки
19.04.2025
Произведение «Архив тишины» самая читаемая(24) работа за сутки
19.04.2025
Произведение «Архив тишины» самая комментируемая(52) работа за сутки
19.04.2025

Архив тишины

Литературный репортаж о потерянных текстах


У каждого писателя есть стол.
У некоторых — деревянный, с выдвижным ящиком.
У некоторых — цифровой, с паролем и облаком.
А у кого-то — просто папка на полке, завёрнутая в газету, пахнущая временем.
В ней — рукописи.
Я поехал их искать.

В девятиэтажке на окраине Тюмени живёт женщина, которую соседи называют "стихийная".
Наталья Васильевна. Шестьдесят три. Раньше работала в архиве. Сейчас — на пенсии.
Пишет с семнадцати. Публиковалась дважды — оба раза в "Литературной газете" и оба раза случайно.
Потом перестала.
— Почему?
— Потому что в ответ тишина.
— Разве это плохо?
— Когда кричишь в лес — хотя бы эхо есть. А здесь — ни слова. Ни "плохо", ни "хорошо". Только "ничего". Вот и подумала: может, мне не надо. И стала писать только для себя.
Папка с её стихами лежит в морозилке.
— На всякий случай, — улыбается она. — Вдруг потоп.

В Кирове, в квартире на первом этаже, живёт бывший водитель-дальнобойщик. Александр Павлович.
Пишет прозу.
— Начал, когда болел, — говорит. — Чтобы не скучно было.
Написал роман. Про жизнь.
— 840 страниц. От руки.
Показал жене. Она сказала: "Зачем ты это придумал, у нас же всё было нормально?"
Он понял, что больше не покажет никому.
Тетради он спрятал под линолеум в кладовке.
Говорит, когда ходит туда за картошкой, слышит, как они шуршат.
Типа живы.

В Сургуте есть литературный кружок. Туда приходят только слушать.
Читают те, кто не может не читать.
А вот один мужчина приходит с папкой, сидит, держит на коленях — и молчит.
— А что у вас там?
— Стихи.
— Почему не читаете?
— Их никто не одобрит. Я сам не одобряю.

Литературные тексты — это, по сути, письма.
Они адресованы "кому-то".
И когда у автора нет этого "кому-то" — письма начинают скапливаться.
Месяц за месяцем.
Год за годом.
В ящиках.
В коробках.
В голове.


Если бы существовал музей неопубликованных текстов, он был бы бесконечен.
Полки из черновиков, ряды строчек, пропущенных временем, целые тома передуманных откровений.
Экспозиция называлась бы просто:
"Вот, что мы хотели сказать — и не сказали".
Кураторов там не нужно.
Только читатель.
Который однажды прочтёт и скажет:
"Я понял".
Реклама
Обсуждение
11:03
Да... именно непонимание близких людей,
останавливает от публикации в первую очередь.
Мне лично неоднократно говорилось: Кому это надо?
Никто не будет знакомиться с твоими "проблемами" 
изложенными  в свете событий определённых.

Но однажды себе ответила: "Мне нужно! Для развития 
речи, для яркого выражения чувств, для принятия мира 
таким, каким предстаёт ныне и наблюдения за ним."

В своё время, я нашла тетрадь стихов... мамы, увы,
когда её уже не стало. Передо мной ярким лучом
промелькнула вся её жизнь... Это удивительное
откровение потрясло меня. Дневник поэтический
стоит на полке рядом с моими "пробами пера". 
Ведь если звёзды зажигают в нас искру, значит кому-то 
это нужно.

Спасибо за эту публикацию.

01:37(2)
1
Тема затронута очень интересная... Почитал Ваш диалог с Никитой Фёдоровым (он же в открытом доступе). Да, возможно, "Мать", "На дне" и многое другое сегодня уже не интересно для большинства читателей. Ничего удивительного в этом нет. Темы для сегодняшнего дня не актуальны. Но что я думаю?! Что в те годы было точно так же, как и сейчас: было большое количество пишущих, но становились известными, популярными те, кто писал на злобу дня (затем они стали классиками). Сегодня пишущих больше в абсолютных цифрах, а в процентном отношении, наверное, так же, как и в ТЕ времена. Но наверху общественного признания оказались те, кто не испугался "писать о реальном, но как это совместить с чувством осторожности (как бы чего не вышло)" - цитата из Фёдорова. Да, у нас хватает всякого рода недостатков, но хорошего гораздо больше! Не всё так плохо, надо посмотреть вокруг себя. Мы имели в определённые моменты определённые претензии и к детям, и к внукам... И что на выходе? У меня прекрасные дети и внуки (пишу только за себя). Уверен, что у большинства - такая же картина. По крайней мере, у всех моих знакомых - именно так. А для того, чтобы заинтересовать молодёжь, нужно проявлять интерес к их жизни, а не навязывать то, что было у нас. Каждому поколению - своё. Да, сегодня молодёжь не такая, как мы. Так это же классно! Значит жить они будут не так, как мы, а лучше. И в наше время, и сейчас дерьма хватает среди всех живущих поколений, но не дерьмо определяет нашу жизнь. У меня плохо с фантазией, а та правда жизни, которую я вижу вокруг не толкает меня на написание романа или же повести. Безусловно, хотелось бы написать что-то интересное, но тямы не хватает. Многие вижу, берутся, но у них тоже не всё в порядке с тямой. Мы сами себя делаем, поэтому говорить надо только о себе и не перекладывать это на других, либо же страну в целом...
10:57
Писать о реальном можно, Вячеслав. Только, что считать реальностью?
Во времена Горького, как раз, и не писали о реальности - о гражданской войне и как посыпался фронт до 1917 года. Как проходила коллективизация и продразверстка, как выгоняли из квартир "буржуев недорезанных", и о многом другом. Реальностью был обиженный царем пролетарий и никакая другая реальность не просматривалась в литературе.
Реальность сегодня в сети, но и она сомнительна. Но мы, о ней и не говорим.
А о чем пишем, как о реальном? О том, что можно писать на уровне - укусил, обидел, послали, кто плохой. А кто увлечен большой политикой, это не реальность, а в некотором роде хайп, и кому он интересен? 
Поэтому, всегда нужно думать, о чем можно писать и о чем нельзя. Причем, это везде, куда бы вы не поехали - шар земной не большой, а самолеты нам в помощь.
Вот и нет полного представления, что считать реальностью, хотя, в тайне все знают, что? ВСЁ!
Потому ВСЁ и фильтруется, в любой точке земли. И зачем читать молодежи отфильтрованную литературу? Что она дает, если интернет - реальный, как шанс, разобраться с реальностью, а литература - никаких шансов не дает.
И что такое литература вообще, сегодня, во всех реалиях времени? И сколько существует реальных миров?
Я, например, пишу о своем мире, о реальных ощущениях того, что понимаю и вижу, с чем могу согласиться или нет. А что происходит вокруг меня, отношусь к этому по своему, но и за сердце не хватаюсь. Мне ближе свой мир. 
10:10
Алёна Шаламина
Вячеслав, огромное спасибо за этот комментарий! 
Я в восторге от Ваших мыслей. Да, всегда писали многие, но слышали — тех, кто не испугался писать о реальном. А про интерес к молодёжи — это вообще ключ. Да, мы не обязаны «воспитывать» (навязывать то, что было у нас). Я могу сказать только о моём сыне и о знакомых мне молодых людях — про сына я знаю точно, и про знакомых мне кажется, что они лучше меня — намного умнее меня и не такие эгоисты, каким я была в их возрасте. 
Спасибо, что прочитали наш диалог с Никитой — и продолжили его.
05:14(1)
1
Алиса Иола
Христос Воскрес!
10:11
Алёна Шаламина
Воистину воскрес!
02:07(1)
1
Андрей Пермяков
10:11
1
Алёна Шаламина
Спасибо!
01:40(1)
2
Александр Красилов
Вот.
Это - хорошо.
Это мне понравилось.
10:10
Алёна Шаламина
Спасибо, Александр!
13:39 18.04.2025(1)
1
Сказать, говорить, это не плохо. А если против каждой фамилии, где-нить в музее статистики, был бы реестр и назывался он "Полезные и бесполезные дела", думаю было бы интересно покопаться. 
А сказать, чтобы услышали............................. В стихах, в прозе или в песнях, пожалуйста - говори, пой, пиши.
Вопрос в другом, кому ЭТО надо? Столько уже сказано и написано, что страшно представить - сколько...................
И вся ЭТА писанина не влияет на дела, потому что особых дел, оказывается, и нет - потому что ничего нового нет. 
Устали все от переизбытка писанины. А когда есть усталость, вырабатывается потребность к иному ..............
К чему? Это уже другой вопрос. Я думаю, что вырос спрос на реальность, а не на выдумки, пусть и красивые.
15:10 18.04.2025(1)
Алёна Шаламина
Никита, вы затронули очень болезненный и интересный пласт — усталость от слов, от переизбытка, от ощущения, что всё уже было, сказано, перепето.
Да, в этом есть правда.
Мир перегружен, и каждый текст как будто выходит в толпу с мегафоном, где уже никто никого не слышит.
Но мне кажется — это не про количество, а про интонацию.
Иногда одна фраза, простая, честная, сказанная не чтобы сказать, а чтобы передать — задевает сильнее, чем сто томов.
И я не уверена, что "новизна" — это главное. Людям всё ещё нужно узнавать себя. Пусть даже в тысячный раз.
А спрос на реальность — да, вырос.
Но ведь текст тоже может быть реальнее реальности, если написан не для витрины, а от боли, от жизни.
Спасибо вам за эту мысль — она обескураживающая, но нужная.
Без неё разговор был бы неполным.
20:54 18.04.2025(1)
Возможно и интересный пласт - реальность, но он по большей части будет какой-то подпольный, с чувством страха и неопределенности. У меня внуки уже взрослые, а спроси кого, что тебе дало полезного прочтение романа "Мать" или, еще круче "На дне", на меня посмотрят, как на ненормального. Молодое поколение другое - хотят жить в реальных ощущениях, а не при выдумках, к коим мы привыкли с детства. И никакая классическая литература не сделала из нас того, что нужно было воспитать - порядочность, доброжелательность и прочие выдумки. Безусловно, часть нашего брата считает себя образованными, тогда как же быть с НАШИМ восприятием реальности? А мы ее боимся - отгораживаемся от неугодных, нетерпимы к чужому мнению, грубиянство и хамство процветают.................. Разве не так, ведь далеко не надо ходить, вы понимаете, о чем я пишу.
А молодежь честнее нас в сто раз - они не боятся материться, все называют своими именами, и ложили болт на 48 на все, чем мы дорожили. А чем мы дорожили? Вот с этого все и начинается - тем дорожили, что не имело отношения к реальной жизни и нашим пожеланиям. Еще и верили............ Как сегодня, вы не видели, что творится в магазинах - пасочки, водка, колбаса и прочее, выгребается тоннами. А ради чего? Отметить Пасху!!!!!!!!!!! Это же............ Нет слов. И не видеть этого нельзя, а молодежь - все видит, и потому не хочет жить и думать, как это было при нас. Теперь нет ни молодежи - ни нас, потому что мы раздвоились. 
А знаете, что сожрало наши мозги? Антагонизмы, к которым мы уже какой по счету десяток лет с легкостью .... приспосабливаемся. Не вдаваясь в тонкости ПРОБЛЕМЫ, которая называется ЧТО С НАМИ СОТВОРИЛИ.
Если скажу вам, что никогда практически не праздную Пасху, меня можно посчитать ненормальным. Нет, я могу для порядка рубануть с чаем за столом пасочку и слопать яйцо, но это просто дань прошлому - не проблема, потому что проблемы не люблю. А если разобраться - я обманываю себя, потому что нас ПРИУЧИЛИ себя обманывать, детей, окружающий мир. Мы же ... варвары, если по чесноку. Ничего нет святого!!! И все это называется - привыкли уживаться с антагонизмами, еще и взращиваем их. Лелеем и пестуем, калечим детей.............. И на кой ляд, простите за выражение, детям или молодежи читать нашу писанину?
Знаете, Алена, я не любитель откровенничать, но добавлю - боюсь писать о том, о чем думаю на самом деле. Поэтому, пишу в стол по большей части, как ваша знакомая. Что сюда пишу? Кто из моих друзей читает, они понимают - я всегда между ст рок пишу, а честно и открыто писать не хочу. Боюсь. И не в читателе дело - нет для этого аудитории, ее уничтожили за 100 лет. 
Поэтому, мы приспособились писать не о реальности, а как надо - чтоб не затронуть за живое. К тому же, чувствуем даже ЗДЕСЬ невидимую руку, которая завтра набросит удавку на горло и ......................
А зачем умирать на сайте? Ради чего? И что имеем на выходе - красивые строчки ни о чем. Нет, есть безусловно и много хорошего материала, но он в таком мизере, что его и незаметно.
Уж простите, что длинный текст получился............ Мы не умеем быть честными даже по отношению к себе, что же от нас ожидать в текстах, как реальный реализм?

Такие вот мысли гуляют во мне, и пусть они трижды не правильные - не умею приспосабливаться, а приходится, и потому, писать, о чем думаю - не имею никакого морального права. А что пишу............ Так для себя пишу и за это ничего не требую, да и время убиваю - привык хоть что-то делать, лишь бы не в потолок плевать.

На самом деле все очень скверно, если не сказать более реально - слишком все хреново. 
Попытки можно делать - писать о реальном, но как это совместить с чувством осторожности (как бы чего не вышло), ответа не имею на вопрос.
И скажите, что я не прав - буду только рад, если услышу, что ошибаюсь.
15:13 19.04.2025(1)
Алёна Шаламина
Никита, спасибо вам за такой честный и непростой текст. Я читала и понимала — вы не просто пишете, вы сражаетесь словами с тем, что не укладывается в голове, не лечится привычными смыслами, не отпускает.
Да, реальность давит. Люди устали. От фальши, от переупаковки «духовности», от имитации смысла. Мы привыкли притворяться, и даже в тексте часто продолжаем — не потому что хотим, а потому что боимся.
Вы пишете в стол — но то, что вы сказали здесь, уже вышло. Это был не стол, это была трибуна. Пусть не пафосная, пусть камерная, но настоящая. И ваш текст меня задел. А значит, он кому-то нужен.
И знаете — вы всё равно пишете честно, даже между строк. Даже под слоем иронии, боли и сомнения. В этом уже и есть сопротивление, даже если вы его не планировали.
Спасибо вам, что сказали всё это. Не для спора. Для понимания.
И пусть я где-то думаю иначе — я уважаю каждое ваше слово.
Если бы нас всех учили так писать и так откровенно думать — может, всё и было бы не так хреново.
А пока мы хотя бы можем не врать себе.
16:06 19.04.2025
Да, Алена, я сражаюсь с тем, что не укладывается в моей голове. Пусть, не для всех понятными текстами пишу, но, видимо мне так надо. И потому, имею свои, нестандартные ответы на множество вопросов, которые близко не стоят с тем, что принято понимать.
Такого навидался, поверьте, что в голове не укладывается, как такое возможно в 20м или 21 веке?
Вот и не получается мириться с тем, что само кричит - посмотрите на реальность. Она же абсурдна!
Поэтому, все прямое пишу в стол. Может внуки когда и прочтут, не знаю, а по другому не могу. 
Но, при всем том, я сумел встроить себя в систему противоречий и, в некотором смысле, благодарен времени - оно помогло освободиться от химер. И потому, хорошо себя чувствую! 
21:59 18.04.2025(2)
1
Irina Krupenina
Алёнушка, а я опять хочу сказать про дневники. Люди их пишут упроно годами и никому не показывают. И ничего удивительного в этом нет. 
12:36 19.04.2025
Алёна Шаламина
Вот, написала https://dzen.ru/a/aANtKiPrhyWeRIfo
12:19 19.04.2025
Алёна Шаламина
Ириночка, да, дневники вообще особая форма существования текста.
Не для других, а для себя. 



Задумалась я, где грань между дневником для себя и рукописью, которую не решаются опубликовать.
17:57 18.04.2025(2)
1
Лилия Назарова
Алёнушка, мне почему-то кажется, что Вы тоже свой "стол" облегчили))
Или муза рядом неотступно
Ну а мне вот сказали тут недавно:
-А проку от вашей Фабулы...
04:52 19.04.2025
Алёна Шаламина
Лиля, 
04:51 19.04.2025
Алёна Шаламина
Может быть, это и муза, но я в самом деле пишу не переставая и не успеваю писать и постить всё задуманное. Раньше я стеснялась - стеснялась самой себя, думала, что мне нужно дотягиваться до других пишущих. А сейчас ни о чём таком не думаю. И конечно, Фабула - причина этого. Очень интенсивное общение здесь для меня. И что-то ещё, но я сама не понимаю, что именно. 
16:22 18.04.2025(1)
1
" Стол" большой... Он так велик,
Что вмещает сотни лик.

" Музей неопубликованных текстов" ... Звучит зловеще ...не рождённых литературных героев.
16:31 18.04.2025(1)
1
Алёна Шаламина
Сергей, как точно вы сказали — и про стол, и про лики...
Он и правда бездонный, как какое-то литературное чистилище, где души текстов ждут, когда их позовут по имени.
А «музей нерождённых героев» — это уже почти отдельный роман.
Согласна: звучит зловеще.
И одновременно — жутко трогательно.
Спасибо вам за эти строчки — они останутся со мной надолго.
18:55 18.04.2025
1
Вам спасибо!
18:44 18.04.2025(1)
1
Ирина Гасникова
Замечательно написано, Алёна.
Особенно понравилось:
Литературные тексты — это, по сути, письма.

18:48 18.04.2025
1
Алёна Шаламина
Спасибо, Ирина! 
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама