Произведение «Такой несовременный человек нашего времени. Штрихи к портрету Сергея Юрского»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 24
Читатели: 86 +1
Дата:
«Сергей Юрский»
Предисловие:
16 марта актеру театра и кино Сергею Юрскому исполнилось бы 90 лет.
Давно уже была написана эта статья, но разместить её здесь всё как-то не получалось.
Возможно, я так и оставила бы её где-то в загашниках компьютерной памяти,
если бы не статья Ляман Багировой со стихами, которые писал артист. Со стихами, о которых знали очень немногие.

https://fabulae.ru/note.php?id=77254

Прочитав её, я, наконец, решилась на публикацию.

Такой несовременный человек нашего времени. Штрихи к портрету Сергея Юрского

        Так хотелось написать про одного из любимых мною артистов, Сергея Юрского, что-то особенное, так долго я искала материалы, и – что самое интересное – нашла! И – вот тут снова загвоздка: информации оказалось настолько много, и такой она была интересной, что я растерялась. Вроде бы есть, о чём писать, а с чего начать и что особенно хотелось бы выделить, не могла решить.

        Впервые я узнала про Юрского, когда мне было 12 лет. В 1981 году на экраны вышел фильм «Место встречи изменить нельзя», который сразу полюбился советским зрителям. Конечно, Высоцкий, который сыграл роль Жеглова, притягивал к экранам больше остальных. По ещё молодому Владимиру Конкину вздыхали, наверное, все девушки, которые видели его на экране. В школе только и разговоров было, что про этот фильм. Спорили, увлеченно что-то доказывали, строили предположения, чем закончится очередная серия.
          Мне ввиду детского возраста чары любви ещё знакомы не были. Да, нравился Жеглов. Нравился своей напористостью, профессиональной хваткой. Нравился Шарапов – обаятельный, верный своему делу молодой фронтовик. Но был там ещё один персонаж – врач по фамилии Груздев. Какой-то несуразный, вечно витающий в своих мыслях, то и дело пытающийся доказать, что он никого не убивал (на самом деле, по сценарию фильма он и вправду был чист как стекло), но настолько он был интеллигентен, кое-где даже робок, что он даже заступиться по-настоящему ни за себя, ни за свою вторую супругу не мог. Может, потому и привлек он меня, что профессия врача была в моем понимании самой уважаемой. Может, потому что я детским сердцем чувствовала, что не мог такой человек не то, что убить – руку на женщину поднять! Иногда я даже забывала, что это всего лишь фильм – таким убедительным мне казался доктор Груздев, которого сыграл Сергей Юрский...


        «Что, если написать о совершенно другом Юрском?» – внезапно подумалось мне. И вторая мысль тот час догнала первую: биографии актеров, певцов, артистов разных сценических жанров у всех на слуху. Какой смысл повторяться? Может быть, есть смысл рассказать не о кино-карьере этого замечательного человека, а показать его с совершенно другой стороны?
         
          Итак, каким же был Юрский-не актёр?

                                                                                        Дела давно минувших дней…

        В детстве он хотел стать железнодорожником. Причём видел себя то машинистом, то начальником станции, то проводником. Ранги и табели маленького Сережу не интересовали. Вот форма – это да! Какая разница, кем работать      на железной дороге, если на тебе надет синий китель с блестящими пуговицами, а на плечах даже погоны есть как у военных. И брюки под стать кителю – синие, отглаженные, со стрелками! Загляденье!

          В более старшем возрасте романтика постепенно исчезла, но на протяжении всей жизни Юрский говорил, что любимой его книгой долго оставалась «Правила движения поездов по жезловой системе». В книжке шла речь о железной дороге, на которой ещё не было светофоров. «Именно по этой книжке и воспитался мой характер. Вернее, не столько характер – сколько консерватизм», - часто говаривал Сергей Юрьевич. Ему было жаль, что жезловая система потихонечку уходит в никуда, а вместо неё на путях появляются семафоры, за ними светофоры…

          - Скучища какая! – в очередной раз восклицал юный Сергей. – Красный – нельзя ехать, заленый – поезжай. Всё просто и одновременно… всё настолько примитивно!

          Примитивности и отсутствия инициативы Юрский не терпел. Ни будучи школьником, ни став артистом, где постоянно вносил что-то своё. Кстати, эпизод, где Груздев пытается доказать свою правоту и резко вскакивает, упираясь в грудь Жеглову – это находка Юрского. Не каждый решился бы спорить с работником МУРа, для этого человека надо было довести до отчаяния. Вот именно это отчаяние и хотел показать Груздев, который чуть наскоком набросился на Жеглова. Столько в его взгляде было прямолинейности, столько правдивости, что не поверить просто было нельзя. И зрители в очередной раз верили именно доктору Груздеву.

          В фильме «Любовь и голуби» Юрский запомнился по одной только фразе. Фразу эту произнес дядя Митя, в исполнении актера Сергея Юрского. Будучи в доме Кузякиных, он решил перелистать отрывной календарь и неожиданно констатировал, что в день взятия Бастилии выпить не пришлось, поэтому он прошёл впустую.

        Но вернемся к железной дороге. Любовь к поездам у Юрского осталась на всю жизнь. Когда он первый раз поехал в творческую командировку (это была ГДР), он пьянел от стука колес, от запаха вагона, от чая, который разносила проводница. И много смотрел в окно. Ему казалось, что то и дело меняющиеся пейзажи за вагонным стеклом сродни жизни. События в жизни меняются также быстро и бывают такими же непредсказуемыми, как заоконные картинки.  Только-только был лес – и вдруг откуда ни возьмись появилось поле. Или населенные пункты. Или зеленые равнины.

          А колёса стучали и словно подбадривали философствующего артиста: «Да, жизнь меняется, но в ней будет ещё много чего интересного. И многое ты успеешь испытать».

                                                                                       Писательская деятельность

          В самые застойные, казалось бы, в самые неперспективные годы Юрский начал…  писать. Без надежды, что его станут публиковать. У него и машинки пишущей не было, поэтому он писал обычной шариковой ручкой. Писал о своих наблюдениях за природой, писать про дочь Дашу, про замыслы поставить фильм по своей повести «Чернов».
          Фильм, кстати, был поставлен и вышел на экран. Юрский хотел показать человека с двух сторон: того, которого видят и воспринимают люди, и того, который спрятан от всех. Потому что живет своими мыслями, своими идеями, которыми не торопится делиться с другими. Об этом фильме знают немногие. С одной стороны, Юрский вроде бы не гонялся за славой, но с другой, ему очень хотелось, чтобы «Чернова» увидело как можно большее количество людей. Может быть, Сергей Юрьевич хотел показать в этом фильме себя? Или общество, в котором все жили в то время: страхи и опустошение души в период застоя, душная атмосфера быта, раздвоение личности в условиях тотальной слежки за каждым шагом. Популярности эта картина режиссеру не принесла, но то, что он опробовал себя как режиссер-постановщик фильма, сценарий к которому написал сам же, было ценно для него самого: он приобрел опыт.
          В писательском деле у него, наоборот, опыта не было. Сначала он записывал буквально всё, что попадало на его глаза. При этом старался делать свои выводы, приписывал к уже имеющемуся тексту свои замечания, делал ремарки. Потом стал более сдержанным, понимая, что эта жажда – жажда выплеснуть на бумагу эмоции – хороша только для него. Заинтересует ли читателя то, что он доверяет бумаге?

          Из друзей Сергея Юрского о том, что он пишет, никто не знал. Здесь он оставался наедине с самим собой. Он не хотел, чтобы его называли мемуаристом (в том случае, если бы его сочинения когда-либо кто-нибудь увидел). Он вообще не любил слово «мемуарист». Сам писал, что мемуарист рискует сорваться в пропасть недостоверных разоблачений или разбить себе лицо о скалу неумеренного самовыпячивания.

          Что он подразумевал под этими словами? Наверное, то, что человек, который пишет о прошедших событиях, пишет не только о себе самом. Ведь каждого из нас окружают родственники, коллеги, друзья, знакомые, приятели – мало ли тех, с кем приходится общаться в процессе жизни! Но хорошее отношение идет далеко не от всех. В жизни ответить грубостью на грубость получается не всегда, тем более в актерской среде, где публика всё-таки является показательно-культурной. А на страницах воспоминаний, где ты волен интерпретировать случившиеся с тобой события как угодно, ты можешь невольно (а, может, и специально – кто как) опорочить, унизить, поиздеваться над человеком, который, может быть, уже и забыл о брошенных в твой адрес словах. Вот этого Юрский и боялся. Поэтому он как бы очертил линию, переступать через которую запретил сам себе. Никакого хвастовства, никаких преувеличений – только правда. Чтобы писать правдиво, он старался констатировать события, не оценивая их.  Или оценивая, но без насмешки.

                                                                                Новое время

          Его Сергей Юрский вроде бы принял сразу. «Нумерация, - шутил он, - это не более и не менее, чем выдумка людей. Ну, был одна тысяча девятьсот девяносто восьмой год, на смену ему пришёл одна тысяча девяносто девятый, а потом вдруг – раз! – и единичка в летоисчислении сменилась на двойку».
          А всё же это изменение принесло с собой много необычного. И даже не столько необычного, сколько неопределенного. А неопределенность, согласитесь, всегда пугает. «Именно в эти годы, - писал Сергей Юрский в своих дневниках, - с ног на голову перевернулись понятия ценностей и возможностей, допустимого и необходимого, и даже жизни и смерти».

          Что он имел ввиду, сравнивая возможности и ценности? Ведь это не синонимичные понятия. К антонимам их тоже не отнесёшь. Возможность человека сотворить что-то, сделать своими руками или сделать научное открытие, применив голову – это замечательно. И, безусловно, это ценно.
          Но иногда, чтобы реализовать уже упомянутые возможности, люди перешагивают через ценности. Вот это уже не есть хорошо. Например, кто-то снимает документальный фильм. Фильм хороший, актуальный, отражает все реалии нашей повседневной жизни. Но с киностудией сотрудничают и другие режиссеры, чьи фильмы не хуже.
          Что в этом случае сделает человек принципиальный? Он наберется терпения и будет ждать своей очереди. А другой, который не так терпелив и не очень смотрит на какие-то там принципы, платит деньги – и глядишь - его фильм уже вышел. Вот так ценности и возможности незаметно становятся антонимами.

          Юрского очень сердило такое положение вещей, такой незаметный переход от человеческого к бессовестному. Он говорил, что у человека «нулевых» изменилось не только отношение к жизни, но даже пластика стала другой. Так же незаметно. Когда сотовый телефон стал неотъемлемой частью тела. Рука постоянно прижата к уху, и в любой ситуации – даже порой на свидании! – привычка говорить в мобильник не отступает на второй план. То, что люди свободно общаются по сотовым телефонам и в то же время не могут подобрать нужных слов при общении вживую, удивляло актера. А общение через интернет – это по его меркам  – и подавно был какой-то нонсенс. И мир был новым, и жизнь стала другой…

        Но к ней надо было привыкать.



Реклама
Обсуждение
20:06 28.03.2025(1)
Моряна (Галина Димитрова)
Хорошо о прекрасном актёре, Лина.
23:28 28.03.2025
Магдалина Гросс
Старалась. Спасибо, Галина. 
Можно было бы больше написать, но вот решила на таком небольшом формате остановиться. 
23:41 26.03.2025(1)
ОлГус
Мой любимый актёр, входящий в первую пятёрку любимых.
Спасибо!
23:58 26.03.2025(1)
1
Магдалина Гросс
Юрского многие любили и любят.
Слишком неповторимый он!

Тебе спасибо тоже. 
19:41 28.03.2025
ОлГус
22:05 27.03.2025(1)
Алексей Осидак

Впечатлило! Нужно, чтобы отстоялось или переварилось и тогда выражусь поконкретнее. К Тоту же у меня есть возможность переспать с радостью от прочтения! 
Но то, что очерк великолепный - это бесспорно! 
22:34 27.03.2025(1)
Магдалина Гросс
Спасибо, друг мой! Ты очень великодушен.
Я долго не могла написать что-то стОящее: начну - и бросаю. Снова начну - и снова бросаю. И вот так было несколько раз.
Как с Карандашом (Михаилом Румянцевым) -  там я, наверное, год шла к статье о нем.
В этот раз не год, конечно - но долго. 
Хотелось действительно показать Юрского не таким, каким он был на съемочной площадке, а другим. Как будто он среди нас находится.
23:42 27.03.2025
Алексей Осидак
15:45 27.03.2025(1)
Роза Госман
Линочка, с огромнейшим интересом прочла о замечательном актёре и, главное, очень интересном, талантливом, НАСТОЯЩЕМ человеке - Сергее Юрском. К сожалению, я очень мало о нём знала. И очень благодарна тебе за эту статью о нём!
Спасибо за Юрского, дорогая! Огромное спасибо!!!
Обнимаю, Линочка!
15:49 27.03.2025(1)
Магдалина Гросс
Спасибо тебе, Розонька.
Сергей Юрьевич действительн был актером с большой буквы. Очень талантливый, мог вжиться буквально у любую роль так, как будто она именно для него и была написана.
Спасибо тебе, что прочитала.

В планах ещё рассказать об артистке Римме Марковой - там тоже судьба была весьма интересной.
15:58 27.03.2025
Роза Госман
Пиши, Линочка!!! Ты делаешь большое, нужное дело. И делаешь  классно!!! 
18:49 26.03.2025(1)
Фройнд Наталья
Лина, как хорошо, что ты решилась написать это эссе! Когда страница кончилась, я даже от неожиданности глазами захлопала, ведь Юрский - это целая планета, можно открывать и открывать новое, не известное широкой публике! Как же многогранен был его талант, как богат особыми красками... Там было и детство за кулисами цирка, и юридический факультет, и студенческий театр, где он обрёл твёрдую уверенность, что актёрство - его истинное призвание.
Спасибо тебе, Лина, за предоставленную радость соприкосновения с большим талантом, за возможность вдохнуть этот удивительный воздух творческого гения!
Да, штучный был человек и актёр, теперь таких не делают...
20:13 26.03.2025
Магдалина Гросс
Спасибо тебе, Наташенька.
Ты считаешь, надо было больше написать? 
У меня так получилось, что в один месяц писала несколько статей - про Юрского, Римму Маркову, Поля Мориа, Юрия Антонова... 
Может, устала немного, поэтому что-то и упустила. 
Но я его книгу читала "Игра в жизнь", и она мне очень понравилась.
17:18 26.03.2025(1)
1
Георгий Тригубенко
Замечательное эссе о великолепном Актёре и выдающемся Человеке!  
Благодарю Вас, Магдалина! 
18:24 26.03.2025(1)
Магдалина Гросс
И Вам мое почтение, Георгий. 
Очень рада, что биография этого выдающегося артиста пришлась Вам по душе. 
Вообще, это был необычный человек, конечно. С большими амбициями. Но так он на то и талант!!!
19:57 26.03.2025
Георгий Тригубенко
Да, с амбициями, согласен. Но всё равно, он был Талантище! 
Магдалина, буду рад Вашему ответному визиту!  У меня сегодня новое стихотворение и песня на эти стихи. Мне интересно будет услышать Ваше мнение.
17:47 26.03.2025(1)
2
Анна Высокая
Магдалина! Статья очень интересна тем, что ты рассказала о том Человеке, который был нам неизвестен.
О Человеке с большой буквы! И это получилось прекрасно!
18:30 26.03.2025
1
Магдалина Гросс
А мне сразу захотелось написать о том, каким Юрский был во внеактерской среде. 
17:31 26.03.2025(1)
2
 Спасибо за бережное отношение к   уважаемому  актеру!
 Сергей Юрьевич -  интеллектуал в актерской среде.
 Редкое сочетание творческих  талантов.
 Незабываемый актер и человек!
 

  
18:29 26.03.2025
1
Магдалина Гросс
Это правда, Галина. Незабываемый. 
Мне почему-то одно время казалось, что он и в домашней остановке такой же, как его герой - доктор Груздев. 
Но это не так было, конечно... 
Спасибо Вам еще раз. 
17:20 26.03.2025(1)
1
Здравия, Магдалина!Спасибо за рассказ о великолепном актёре и хорошем человеке Сергее Юрьевиче Юрском.
18:26 26.03.2025
1
Магдалина Гросс
Спасибо, Дамир. Это был и вправду большой талант. Некоторые фильмы без его участия даже не представляются. 
12:46 26.03.2025(1)
2
АБСОЛЮТ
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО МАГДАЛИНА НАПИСАНО
РАНЬШЕ ВСЕ АКТЕРЫ В СССР
БЫЛИ КАКИЕТО ИНТЕРЕСНЫЕ БЫЛИ
ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ,
А НОВЫХ РАЗВЕЛОСЬ
НИКОГО НЕЗНАЮ,
СТАРЫХ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕХ ЛЮБЛЮ
13:07 26.03.2025
Магдалина Гросс
Спасибо тебе, Андрей. 
Я тоже мало, кого знаю из новой династии актеров. И тоже считаю, что раньше играли более убедительно, чем сейчас.
Наверное, потому что раньше кино - это было чудо, которого ждали. А сейчас кино - это бизнес, на котором делают деньги.
Может быть, я ошибаюсь, конечно, но мне именно так кажется. 
Книга автора
Петербургские неведомости 
 Автор: Алексей В. Волокитин
Реклама