Произведение «Вождь и Церковь»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Читатели: 17 +17
Дата:

Вождь и Церковь

А. Григорьев: «В 1937 г. мне было 15 лет. Многое хорошо помню. После ареста священника прибыли уполномоченные по разграблению церкви. Были сброшены колокола. Иконы были сорваны со стен, отнесены в поле и сожжены».

Княгиня Урусова: «Гонения на верующих не только не затихали, а наоборот принимали всё более жестокий характер».

Н. Февр: «Судя по тому, с каким ожесточением, систематичностью разрушались большевиками исторические и православные святыни Киева, можно с уверенностью сказать, что уничтожение это вызывалось не насущными потребностями городского строительства, а обдуманным и планомерным «выкорчёвыванием» у людей самого страшного для их современных владык — памяти о великом прошлом».

Б. Талантов: «С конца 1929 г. и по июнь 1941 г. происходило массовое закрытие и варварское разрушение церквей, аресты и осуждения почти поголовно всех церковнослужителей, многие из которых просто были физически уничтожены в концлагерях. Митрополит Сергий прикрыл чудовищные преступления И. Сталина и стал послушным орудием в его руках. Открытие церквей было той костью, которую И. Сталин бросил народу, утомлённому войной и голодом. С 1949 г. КПСС стала незаметно переходить к новому давлению на Церковь».

П. Егоров: «Всего было три волны разрушения. Первая, это начало 20-х гг., когда закрывались и сносились, в основном, домовые, училищные и монастырские цекрви. Вторая волна — 1929-31 гг., была более жестокой. Более половины церквей погибли как приходы. И самая страшная волна — 1937-38 гг., когда было репрессировано 95 процентов всего духовенства».

Митрополит А. Грибановский: «Сталин пошёл дальше в нападках на религию и в преследовании Церкви, соединяя в себе жестокость Ирода и Нерона с коварством Юлиана Отступника. Он захотел подлинно выше звёзд поставить престол свой и создал вместе со своими ближайшими советниками особую безбожную религию, которая «имеет свои ереси, свою ортодоксию, свой катехизис, свои преследования еретиков и свою прекрасно организованную инквизицию».

Протоиерей Л. Лебедев: «Уничтожая и почти уничтожив к 1941 г. Церковь настоящую, большевики сохранили «показательную» подделку под неё в виде синода во главе с митрополитом Сергием».

Епископ Г. Граббе: «После окончания Второй Мировой войны Московской патриархии было поручено Сталиным зазывать обратно в Россию русских беженцев из свободных стран. Одновременно шли акции насильственных репатриаций. Пропаганда вещала о, якобы, коренном изменении положения на Родине, о полной свободе религий и т. п. Мучительна была участь встех, кто внял призывам».

Митрополит П. Минский: «Что Сталин был слепоглухонемой, что ли? Он не видел, что вокруг происходит? Он разве не принимал участие в террористических акциях? Он стол у руля, его подписи стояли — под многими расстрельными документами».

Иерей Н. Савченко: «Сталин закрыл 30 тысяч храмов и разрушил тысячи. Он расстрелял и сгноил в лагерях духовенство, казаков и крестьян. Сталин — это враг Христа и распинатель. Он превзошёл всех гонителей христиан в истории по числу жертв».

Протоиерей С. Правдолюбов: «Это одна из самых страшных и демонических фигур за всю историю человечества. То, что сделал Сталин, не поддаётся описанию. Эта фигура на уровне Антихриста нет никакого прощения этому страшному, ужасающему режиму и его предводителю убийце Сталину».

Митрополит И. Алферов: «Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре».

Иеромонах И. Гумеров: «Попытка представить жестокого гонителя Церкви верующим христианином и благодетелем Церкви, может принести только духовный вред. Так размываются границы добра и зла».

Философ И. Ильин: «Сергий и Алексий были всегда терроризированными пленниками Сталина; они не были свободны; они не «договорились» со Сталиным, а покорились ему. Алексий помог обмануть мир, чтобы поднять в его глазах и свой авторитет, и авторитет советской власти. Он, конечно, понимал, что его выступления имеют смысл политической провокации. «Патриарх всея Руси» в роли сознательного политического провокатора у антихриста. Православие, подчинившееся советам и ставшее орудием мирового антихристианского соблазна — есть не православие, а соблазнительная ересь антихристианства, облекшаяся в растерзанные ризы исторического Православия».

Философ Н. Бердяев: «Русское Царство перестало быть христианским, стало очагом Антихристова духа».

Студницын: «Ни начало войны, ни поражения первых месяцев нисколько не повлияли на враждебное отношение правительства советского государства к Русской православной Церкви и не побудили прекратить гонение. И лишь после того, как стало известно, что на оккупированных территориях открыто 3732 храма, то есть больше чем во всей советской России, власть пересмотрела позицию».

Катакомбница Любовь вспоминала о положении христиан в лагере: «Со смертью Сталина стало легче, сначала разрешили переписку, а потом махнули на нас рукой. И мы свободно молились».

И. Синицын: «Панегерик Сталину воспринимается как оскорбление святых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в эпоху его правления».

Историк М. Шкаровский: «История Русской Православной Церкви советского периода была, прежде всего историей неслыханного ранее гонения на веру. Сталинские репрессии 1930-х гг. унесли жизни сотен тысяч православных священнослужителей и мирян. В это страшное время было закрыто подавляющее большинство храмов, упразднены все монастыри, разрушена система духовного образования, уничтожены миллионы книги религиозного содержания».

Историк Н. Емельянов: «Аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались в послевоенный период».

Историк И. Курляндский: «Вопреки версии о «либеральном повороте» Сталина к Церкви и верующим в 1939 г. и отмене им гонений. 1940-1942 гг. отмечены новыми жестокими репрессиями по «церковным» делам. Масштаб гонений, разумеется, был не тот, что в 1937-1938 гг. (да и осталось священников к тому времени уже меньше), но сами гонения прекращены не были».



Бывший семинарист Размадзе (друг детства Сталина): «Говорили о богатых и бедных; почему, де, Бог так несправедлив, что заставляет людей бедствовать. А, знаешь, Гриня, — тихо говорит Сосо — Он не несправедлив. А его просто нет».

Сталин (в резолюции Ежову 37 г.): «Надо бы прижать господ церковников».

Сталин (на съезде партии): «У нас ещё имеется такой минус как ослабление антирелигиозной борьбы».

Сталин: «Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда только в том, что оно не вполне ещё ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства».

Сталин: «Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал. Нужно было быть ещё решительнее».



На 1935-й год оставалось 25 тысяч церквей, к 1938-му году их было уже 1277.

В 1937 году — арестовано 136000 священников, клириков и активных мирян, 85000 расстреляно.

В 1938 году — арестовано 28300, 2150 расстреляно.

В 1939 году — арестовано 1500, 900 расстреляно.

В 1941 году — арестовано 4000, 1900 расстреляно.

В 1943 году — арестовано 1000, 500 расстреляно.



Реклама
Книга автора
МОЙ ВЗГЛЯД 
 Автор: Виктор Новосельцев
Реклама