Ореол загадочности вокруг личности Николая Васильевича Гоголя сделал любые необычные события вокруг него благодатной почвой для мифов. До сих пор популярны мифы об оцарапанном изнутри гробе Гоголя и о пропавшем черепе.
История о том, что гроб Гоголя был якобы оцарапан изнутри, связана с версией о том, что он мог быть похоронен заживо. Этому мифу способствовали несколько факторов:
Гоголь боялся быть похороненным заживо: В своих письмах он выражал опасения, что его примут за мёртвого, когда он будет находиться в летаргическом сне. В одном из писем он просил друзей убедиться в его смерти, прежде чем похоронить его.
Перезахоронение в 1931 году: Когда останки Гоголя были перенесены с Даниловского кладбища в Новодевичий монастырь, появились слухи о странных находках при вскрытии гроба. Некоторые утверждали, что тело лежало в необычном положении. Это породило версии о том, что писатель был похоронен заживо и пытался выбраться.
История об оцарапанном гробе не имеет документального подтверждения. Её популяризация связана с пересказами современников и художественными интерпретациями, которые подогревали интерес к мистической стороне личности Гоголя.
Легенда о пропавшем черепе Гоголя также связана с перезахоронением и мистификацией вокруг его личности.
Существует версия, что череп был похищен в начале XX века. Одним из предполагаемых похитителей называли драматурга и коллекционера Владимира Немировича-Данченко, который якобы был одержим идеей "гениальности", связанной с формой черепа. Эта версия также не имеет никаких доказательств.
Причины популярности мифов
Мистический контекст: Поскольку Гоголь писал произведения с элементами мистики и сатиры («Вий», «Нос»), его личность приобрела ореол загадочности, что сделало его идеальной фигурой для мифологизации.
Религиозный и философский кризис в его жизни: Страхи и сомнения, выраженные в письмах и поздних произведениях, усилили интерес к его внутреннему миру.
Советский период: В 1930-х годах интерес к Гоголю возродился в контексте переосмысления русской литературы. Перезахоронение в Новодевичьем монастыре стало поводом для появления новых историй.
Художественные интерпретации: Истории об оцарапанном гробе и пропавшем черепе стали темой для художественных произведений и журналистских материалов, что способствовало их популяризации.
Мифы об оцарапанном гробе и пропавшем черепе Гоголя — это не исторические факты, а отражение интереса к его мистической личности и необычным страхам. Эти легенды до сих пор вызывают споры и интерес, становясь частью культурного наследия, окружающего фигуру писателя.
Гоголь действительно страдал рядом страхов и беспокойств, которые могут быть описаны как фобии. Однако важно понимать, что диагнозы в современном понимании тогда не ставились, и многие черты его характера или поведения, которые мы сегодня могли бы назвать фобиями, воспринимались как особенности личности. Некоторые из этих страхов задокументированы в письмах Гоголя, воспоминаниях современников и даже в его произведениях.
Какие фобии и страхи известны
Страх быть похороненным заживо (тафофобия)
Этот страх был одним из наиболее ярко выраженных у Гоголя. В своих письмах он неоднократно просил друзей и врачей удостовериться в его смерти перед похоронами. Он боялся, что впадет в летаргический сон, и его примут за мёртвого. Этот страх, возможно, был связан с его болезненным состоянием и склонностью к депрессии. В то время случаи летаргии действительно были плохо изучены, что могло усиливать его беспокойство.
Ипохондрия
Гоголь проявлял чрезмерное внимание к своему здоровью и часто жаловался на различные недуги, порой преувеличивая их тяжесть. Он верил, что страдает редкими и серьёзными болезнями, что заставляло его постоянно искать врачебной помощи и пробовать различные методы лечения.
Социальная тревожность и страх публичных выступлений
Гоголь не любил выступать перед широкой аудиторией. Даже будучи успешным писателем, он избегал больших собраний и предпочитал общаться с ограниченным кругом близких людей. Этот страх мог быть связан с его застенчивостью и болезненной рефлексией, которые усиливались по мере его литературной славы.
Мистические страхи
Гоголь был глубоко религиозным человеком, особенно в поздние годы, и его вера часто переплеталась с мистическими страхами. Он боялся греховности своих произведений и их возможного негативного влияния на людей. Эти страхи усиливались под влиянием духовных наставников, таких как отец Матвей Константиновский, которые подчеркивали важность нравственного очищения.
Страх перед неудачей
Гоголь был чрезвычайно самокритичным и часто сомневался в ценности своих произведений. Его сомнения достигли пика, когда он сжёг второй том "Мертвых душ", считая его неудачным и духовно недостаточным.
Слухи и домыслы
Хотя многие из страхов Гоголя задокументированы, часть из них могла быть преувеличена поздними биографами или популяризирована в мифах о писателе. Например:
Страх перед нечистой силой: Хотя Гоголь действительно писал о мистике, нет прямых доказательств, что он боялся сверхъестественного в реальной жизни. Это скорее часть мифологии вокруг его фигуры.
Полная изоляция: Гоголь иногда искал уединения, но не был отшельником. Он поддерживал дружеские связи, хотя и избегал больших светских мероприятий.
Современный взгляд
Сегодня психологи могли бы описать состояние Гоголя как проявление тревожного расстройства или депрессии, сопровождаемых гипохондрией и навязчивыми страхами. Однако важно учитывать, что его страхи были укоренены в историческом контексте, личных переживаниях и религиозных убеждениях.
Гоголь действительно страдал от множества страхов и тревог, которые можно интерпретировать как фобии. Эти особенности его личности нашли отражение как в его жизни, так и в творчестве. Однако следует быть осторожным с приписыванием ему тех или иных диагнозов, поскольку многие из его страхов могли быть обусловлены не только личными, но и культурными, историческими и религиозными факторами.
Страхи и тревоги Николая Васильевича Гоголя сыграли двоякую роль в его жизни и творчестве. С одной стороны, они стали источником вдохновения и помогли создать уникальные произведения, а с другой — ограничивали его возможности и привели к внутреннему кризису, который сказался на его творческом пути.
Как страхи способствовали творчеству
Мотивы в произведениях
Страхи и тревоги Гоголя нашли яркое отражение в его произведениях. Например: в «Шинели» прослеживается страх одиночества и бессилия «маленького человека» перед бюрократической системой; в «Носе» и «Вии» его склонность к мистике и гротеску придала произведениям особую атмосферу. Благодаря своим страхам, Гоголь смог глубже передать психологическое состояние героев и создать уникальные образы, которые остаются актуальными.
Фокус на человеческой природе
Тревоги сделали его особенно чувствительным к несправедливости, слабостям и порокам общества, что дало ему возможность создать произведения, в которых социальная критика сочетается с глубокой философией.
Гоголь был одним из первых писателей, кто с такой тонкостью и болью изобразил трагедию обыденной жизни.
Поиск духовного смысла
Религиозные тревоги Гоголя подтолкнули его к размышлениям о смысле жизни, человеческой душе и роли искусства. Эти темы сделали его произведения философскими и многослойными.
Как страхи мешали творчеству
Творческие сомнения
Гоголь часто испытывал недовольство своими работами, считая их недостаточно глубокими или духовными. Это привело к тому, что он сжёг второй том «Мертвых душ», что стало символом его внутреннего конфликта.
Перфекционизм и страх не оправдать собственные высокие ожидания замедляли его работу и лишали новых произведений.
Проблемы со здоровьем
Ипохондрия и страх болезней отвлекали от работы, заставляя его сосредотачиваться на состоянии своего тела, а не разума. Это замыкало его в круге тревог и изоляции.
Угрызения совести
Гоголь часто ощущал вину за сатирическое обличение пороков. Его страхи перед негативным влиянием своих произведений (особенно первого тома «Мертвых душ») на общество заставляли его сомневаться в правильности своего пути как писателя.
Влияние на психику
Тревоги и страхи, особенно религиозного характера, усиливали депрессивные состояния, из-за чего он порой прекращал работать над текстами. Это также привело к его физическому истощению в последние годы.
Удалось ли Гоголю раскрыть талант вопреки страхам?
Да, Гоголю удалось раскрыть свой талант, несмотря на страхи, и в каком-то смысле благодаря им. Его тревожность и рефлексия позволили ему заглянуть глубже в человеческую природу, создать сложные и многослойные произведения, которые остаются актуальными и сегодня.
Однако, можно сказать, что его талант был реализован не полностью. Его внутренние конфликты, сомнения и страхи не только препятствовали творчеству, но и стали причиной разрушения его психического и физического здоровья. Возможно, без этих страхов он мог бы написать больше произведений, особенно если бы завершил второй том «Мертвых душ».
Страхи и тревоги Гоголя одновременно были его источником вдохновения и главной преградой. Они сформировали его уникальный стиль и глубину произведений, но стали причиной его неустойчивого состояния и внутреннего кризиса. Гоголь смог раскрыть свой талант, но, возможно, не в полной мере, как если бы он смог справиться со своими внутренними демонами.
Святослав Егоров:
Про вскрытие его могилы и оцарапанный изнутри гроб, тоже будешь писать?
Моряна (Галина Димитрова):
Вообще Гоголь - личность мистическая. Не знаю, правда или вымысел, что при вскрытии гроба, когда перезахоранивали на Новодевичье, не обнаружили череп писателя.
и мой ответ:
Похоже на то, что это миф.
Помню, сама читала в газете, не помню в какой, во времена Гласности, когда все газеты пожелтели, о том, что тело Гоголя лежало в гробу в необычном положении. О пропаже черепа в заметке ничего не сообщалось.
А после перезахоронения в 1931 году и без газет по стране ходили слухи о странных находках во время перезахоронения.
Моя мама с 1934 года, и она ребёнком наслушалась историй о Гоголе и страшно боялась быть похороненной заживо. И мне она пересказывала слух о необычном положении тела в гробу как установленный факт.
Наденька:
Про Н.В. много что говорилось и подразумевалось.
То, что он был в конфликте со своим вторым "Я", это понятно. Замкнут, что вызывало определённые слухи, и загадочен.... Всему виной - ФОБИИ...
Гоголь прожил бы дольше, если бы освободился от всепоглощающего его сущность СТРАХА.