Произведение «Вера и религия»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 53
Читатели: 1171 +1
Дата:
«Вера и религия» выбрано прозой недели
02.12.2013
Предисловие:
Это не статья, это беседа. Мне бы хотелось в ней рассмотреть всего два понятия, которые уже
давно волнуют человечество.

Для начала прошу попытаться снять всё ваши шоры и вникнуть. Я не собираюсь следовать привычным путём с большим количеством цитат из «священных» книг, мы просто беседуем.

Вера и религия

Первый образ, который нам стоит рассмотреть, это Солнце. Оно является основой нашей жизни, дарит нам свет и тепло. Надеюсь, что никто не станет отрицать эту простую истину. Поэтому, не случайно многие народы обожествляли Солнце, теперь их называют язычниками и говорят — это дикари, это пещерный век и т. д. Не буду спорить, мы пойдём дальше.

Теперь рассмотрим слово «вера». Начнём с того, что это неправильное написание, чисто фонетическое. Правильно писать через Ять, а, поскольку, Ять это дифтонг, то правильная фонетическая запись «виера». Тогда можно правильно прочитать значение этого слова — ведать (В) соединение земного и божественного (Ять) в сиянии истины (Ра). Таким образом, вѣра напрямую связано со светом. Поэтому аналогия с Солнцем полная.

Теперь рассмотрим слово «религия». Это слово латинское. Существует множество версий происхождения этого слова. . Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление). Таким образом, это некий процесс сбора целого из частей.

А теперь попытаемся собрать эти два слова в логическую цепочку. Для этого религию представим как солнечные очки. Этот образ вполне соответствует смыслу слова, поскольку очки пропускают лишь часть спектра и, таким образом, защищают глаза от слишком яркого света. Они могут быть более светлыми или совсем темными. Но суть состоит в том, что они никогда не пропустят весь свет Солнца.

Соединим оба образа и получаем логичную картину: человек смотрит на Солнце через солнечные очки. Таким образом, религия не больше чем светофильтр между человеком и върой. Воспринимая окружающую реальность через «солнечные очки» религии человек получает лишь часть реальной картины, в зависимости от «светофильтра».

Отсюда получаем логический вывод: без вѣры религия не существует. И это вывод не имеет обратной силы — вѣра вполне существует без религии, она самодостаточна, ей не нужны светофильтры.

Почему же религии существуют? Ответ следует из всех предыдущих логических заключений — для ограничения в восприятии реальности. Не все люди способны, вероятно, смотреть на Солнце без костылей. Причины различны.

У некоторых развито исключительно мышление в плоскости, существует только полярные понятия «да-нет», «день-ночь». Они по уровню своего развития не способны подняться из двухмерности. А что получится, если на их плоскость попытаться изобразить хотя бы трехмерный мир, целиком, во всём многообразии? Ответ очевиден, получится каша, в которой никто и никогда не разберётся.

У других в принципе есть способность смотреть на Солнце без очков, но в силу привычки, а, зачастую, страха они предпочитают носить очки. Так удобнее и проще. Особенно, если существуют запреты на хождение без очков. Или рядом множество «советчиков» - если снимешь очки, то погибнешь. Они предпочитают не рисковать. А вдруг это именно так.

И третья группа людей. Они в принципе знают, что можно смотреть на Солнце без очков. Но им этого не нужно. Им бы вообще хотелось, чтобы Солнца не было. Но, поскольку, это не в их власти, то они занимаются подбором очков для других. Некое подобие магазина «Оптика». Вы приходите и вам подбирают очки по их усмотрению.
Реклама
Обсуждение
     23:54 01.10.2023
Религия - не очки, а шоры. Ты с этим согласен?
     14:31 08.12.2013 (3)
3
Хорошее дело размышлять, даже если в предметах размышления и не разумеешь, тем самым, познаёшь пространство вокруг себя, да и себя в нём.
Тут только вот какая закавыка, чувствуя собственную подвешенность, не имея опоры - зело радуешься обретению оной, пусть даже и крайне бесплотной, а порою, и нереальной, но дающую хотя бы какое переживание основы, от которой можно было бы отталкиваться в своих стремлениях и расти в своих мечтаньях.
Потому, в размышлениях о предметах неисследованных тобою, крайне опасно возводить первую  обретённую опору в сан истинных, несмотря на удобство и комфорт, дарованные ею.
Всё её совершенство лишь в том, что она первая.
Но чему именно она дала опору среди бесчисленных составляющих личности размышляющего?
Может быть, всего лишь, устранила суетность в мыслях и лишь в том возникло чувство обретения опоры?
Или может, дала чувство достижения в долгих безуспешных поисках чего-то неизведанного?
Или связала ранее разрозненные вещи воедино, помаячив на горизонте общей системой, дарующей ключ ко всему, а вместе с ним и власть и достижение всего желаного?
Подобных частиц любой личности можно найти мириады и все они явно не будут нами, и лишь временным источником постоянства и очередным островком в бескрайнем море.

Переживание связности мира и обладания ключом, позволяющим судить, а тем самым, и владеть, крайне соблазнительно, но ложно в своей сути.
Пока алчешь ощущения владения и понимания - будешь только таковые и обретать, не только не двигаясь вперёд, а и постоянно откатываясь назад
Лишь обратив взор в себя на эти ощущения и постигнув их бессмысленность, возможно начать движение далее.

Заметил много различных нюансов, но обсудить всё их разнообразие не представляется возможным в одном посте, да и зная Вашу... ммм... увлечённость, не рискну этого делать
Но чтобы быть предметным, буквально на паре моментов остановлюсь.

Вы пишите - Религия подобна очкам ограничивающим взор взыскующего
Во-первых, Вы путаете инструмент и цель.
Религия, разумеется я говорю не о всяческом извращении оных или использовании в чисто своих эгоистических целях, а о самом предмете разговора, есть путь для достижения, а посему, ограничения в восприятии и мировоззрении есть лишь один из множества инструментов этого движения.
Позвольте образ, я как-то сотворил его и он мне нравится совей доходчивостью и простотой

Гора, к вершине которой стремятся несколько учений.
Склоны её различны по своей природе и потому, для движения по каждому из них, возникают свои особенные индивидуальные учения
Один из склонов - сплошные речушки и ручьи, довольно мелкие и  необычайно бурные.
А в местности у этого склона обитают люди с не очень развитыми ногами и быстро устающими в ходьбе, но необычно мощными и умелыми руками, владея которыми безмерно, поднаторели во множестве ремёсел
И явлен был сему достойному сообществу, устремлённому в своих стремлениях к вершине, пророк.
И прибыл он на утлой лодочке, но необычайно юркой и устойчивой, держа в руках обоюдное весло и необычайно легко продвигаясь по местным ручьям.
И рекал он о вершине, о том, что ведал её и не только был на ней, но и постиг во всём её совершенстве
И прониклись они умению его и обнаружили что легко могут следовать за ним и устремились в странствиях своих
Достигли вершины немногие, но и обрело её множество из них
И были заповеди у них, поддерживающие их в странствиях и утверждавшие в тяготах пути
Весло и лодочка - вот опора
Юркая вода, спадая вниз, возносит вверх и даёт свободу обретения
Забудь о ногах и тем обрети их

и лишь наиболее утвердившиеся в этих заповедях обрели вершину

Много было заповедей ещё у них и пространно было учение их, но у горы был ещё не один склон...

Другой склон был каменист и сух и в местности у его подножия жили люди необычайно легко и долго странствующие, а потому ноги у них были великолепно развиты и были они голенастыми и с мощными бёдрами, транспорта у них не было, но он им и не был нужен - легко покрывая любые расстояния и не обременённые особым скарбом, были легки на подъём и не были особо привязаны к одному месту
Но вот беда, склоны горы с их стороны, были местами необычайно круты, а местами преграждались высокими валунами, перебраться через которые они не имели ни малейшей возможности, а крутость склонов не позволяла преодолевать их даже самым лучшим бегунам
И явился к ним пророк(возможно, даже и тот самый, что чудесным образом явился в соседнюю, ранее упоминавшуюся местность, но история сие до нас не донесла) и явился он с необычно длинным и крепким шестом, на ногах у него были хитрые приспособления, а передвигался он необычайно легко и поразительно быстро, умело применяя шест для преодоления валунов и препятствий, а приспособления на ногах - для длинных и высоких прыжков.
И обрела материальные очертания мечта их и устремились лучшие сыны и дочери вверх к вершине, и обрели многие её, хоть и немало погибло в пути
и были у них одна  заповедь
Сидя на месте лишь состаришься, но длинные и мощные ноги, крепкие руки - легко вознесут на любую высоту.

Много иных склонов у той горы было и много местностей и являлся пророк в каждую из них, одаривая своим особенным путём и давая радость достижения.
Некоторые, особо горячие из них, кто ещё не пустился в путь, но лишь пытался укрепиться в нём и потому их энергия била через край, а внимание ещё было устремлено не к цели своей, а искало утверждения в радениях своих, временами пересекались с обителями соседних местностей и проводили долгие часы в спорах, и неопровержимо доказывали преобладание их пути и безусловную истинность такового.
Находились даже те, из иных местностей, которые смущались речей таковых и забрасывали свои радения, пытаясь применить вновь обретенное, но имея неразвитые ноги и бурные речушки, довольно быстро понимали безуспешность такового пути и нещадно обрушивались в своих беседах на болтливых и лживых прежних собеседников своих, всячески понося и хуля. Разумеется, ровно до тех пор, пока не обретали достаточных сил, чтобы следовать по своему склону своим путём, где эти пустые мысли легко и быстро покидали их, потому что те, кто не сосредотачивался полностью и всецело на пути своём - довольно быстро погибал в сложных горных условиях...

Вера же... это то, чего не было у них, даже когда они уже вступили на свой путь, но что постепенно прорастало, по мере преодолевания препятствий на своём пути, о которых никто и не мечтал даже, даже в своих самых несбыточных снах, и с каждым преодолённым препятсвием прорастала всё глубже и глубже, давая возможность продвинуться всё выше и выше, даруя счастье преодоления ранее невозможного и тем, становясь всё более и более глубокой и всезахватывающей...
И это была Вера, а не некие смутные логические построения, дарующие лишь ощущения, которыми многие из них увлекались, обитаясь у подножия крутых склонов, временами воздевая свои взоры к сияющим и потому слегка слепящим вершинам...

Януш, я лишь один маленький нюанс в Ваших размышлениях рассмотрел
не увлекайтесь слишком пришедшим на ум, оно как пришло, так и ушло, а Вам потом жить с этим
Двумерность ютится в категоричности суждений и в аксиоме, что человек может ясно видеть в своей ситуации
Если бы мог бы, то давно имел бы и умел, что не имеет место быть, а потому - любой заклёшен до полнейшего изумления и именно потому не может самостоятельно преодолеть и убрать это...
Будьте гибче, позвольте мнениям в своём уме изменяться, они не совершенны, иначе Вы бы давно достигали бы всего лишь одним своим желанием
     11:31 01.10.2023
Великолепный, классический образец демагогии!

     09:24 01.10.2023
1
БЛАГОДАРЮ за комментарий! 
     15:29 08.12.2013 (1)
Браво, очень понравился комментарий !
     16:05 08.12.2013
был рад поделиться  
     11:17 01.10.2023
у некоторых развито исключительно мышление в плоскости, существует только полярные понятия «да-нет», «день-ночь». Они по уровню своего развития не способны подняться из двухмерности.

Двумерна ли плоскость?
Если говорить о координатах, то действительно достаточно двух, но если говорить о "да-нет", то на плоскости бесконечное количество направлений а не два противоположных. Это у линии две стороны для движения - два противоположных направления.
Здесь автор запутался в рассуждениях.

Запутался и в рассуждениях о вере и религии.
Конечно, понятия веры и религии разные.

Религия, это свод моральных и поведенческих установок - норм поведения и представлений о природе.
А вера, это безоговорочное подчинение религиозным догмам.
     09:04 01.10.2023
Созвучно для меня.

Спасибо за Ваш труд 
     05:51 01.10.2023
Ян, когда прекращается вера и религия у человека .. По каким то особым причинам .
Я встречала таких в реале...Они меняли религию.  А вера так и не возвращалась.
Точнее она появлялась спустя время ,но религия была другой не первоначальной..
Как это можно объяснить или расценить...?
Или наоборот потеря полностью всего и человек стал атеистом.
Как этот факт можно объяснить?

Мне понравилась твоя тема-беседа.
Спасибо большое.
     23:28 08.02.2023
1
Очень глубокие размышления... 
Религия и Вера — вообще разные по сути. Религий (эгрегоров) много, а вера одна. 
     02:09 22.12.2013
Понравилась статья.
Особенно понравилось что вы в начале даете определение веры и религии, так как разные люди под этими терминами понимают разное.
По поводу веры - я с вами согласен, это субъективное восприятие объекта человеком. Вера у каждого своя.
А по поводу религии, где имеет место быть согласие людей по ряду вопросов, это не светофильтр, это научный трактат в котором представлены наблюдения за солнцем разных исследователей. Приведенный вами лексический анализ слова религия как раз больше соответствует такому сравнению. На практике догмат - это не ограничение богословской мыслли, а аналог аксиомы или постулата - точка отсчета, принимаемая на веру база для размышлений.
     19:07 03.12.2013 (1)
1
Уважаемый Януш! Ваш анализ слова "ВЕРА" очень интересен и точен. Но у слова "ВЕРА" есть еще Значение. Это слово Знаково. И оно говорит своими буквами: "В"-"Е"-"РА". Знак "В" показывает, что что-то находится в чем-то. Знак "Е" означает человека. А Имя "РА" - это Имя  Солнечного  Бога и нашего Создателя -"РА". Поэтому слово "В-Е-РА" открыто говорит собой: "В"-"Человеке"- (находится)"РА".  То есть в человеке находится наш Творец "РА". Чем больше в человеке "РА", тем сильнее его ВЕРА. И по этой причине ВСЕ люди РА-В-НЫ. То есть "РА"-содержится В- НАС.
     15:32 08.12.2013 (1)
Извините, смущает лишь то, что в русское слово "влезает" какой-то Ра...
     16:35 08.12.2013 (2)
1
Странно слышать от вас слова "какой-то РА". Это говорит о НЕведении. А жаль. У меня создалось впечатление, что вы  понимаете о чем говорит слово "ВЕРА". Дело в том, что все русские слова происходят от "РА", так как  здесь корни пРА-языка.
     21:29 08.12.2013 (1)
" Возьмём слово карман ... кар - кара, ман - по-немецки человек.. Кара людям, все люди будут наказаны..."  - я не буду говорить - где и при каких обстоятельствах я это услышал,... что мне славянину и русскому ( ныне это весьма условно, понятно) должно быть до Будды, Христа, Магомета
и прочих авторитетов, которые не жили в условиях, в которых жили мои предки ( по крайней мере - я отношу себя к ним, к этим предкам) не жили в их условиях, их жизнью, срывали бананы и фиги с финиками с деревьев, вместо того, чтобы заготавливать дрова на зиму, о которой не имели и понятия,  не парились в русской бане - что они все знали о нас, о русских !?  Зачем нам чужие боги с кошерной пищей, с ги, обрезанием и другими ритуалами !?
  Ка - на одном языке - душа, на другом же, возможно, ругательство - почему же Вы склонны принять первый вариант и отвергнуть другой ?  Или Сварог звучит менее благородно, чем Ра ?!
     11:15 09.12.2013
1
Дело в том, что на самом тонком уровне каждый человек есть сфе-РА. А сатана пользуется углами, которыми протыкает человеческие сферы, то есть таким обр. он убивыает людей. В слове "СвароГ"  есть "угол" знака "Г". Поэтому "РА"  - во всех отношениях лучше! И скажите спасибо Северу и морозу, ибо они спасли русский народ от гибели. Почему? Потому что здесь Знаковость: Слово "Се-ВЕ-РА" и Мо-РО-ЗЫ" заключают в себе силу "РА"
     16:40 08.12.2013 (2)
Все слова?..
Да... Это что-то...
     11:10 09.12.2013
Да, все самые лучшие слова, такие как РАдасть, Дабро, правда и т.д.
     21:31 08.12.2013
Александр, это не Вам...
     13:42 02.12.2013
-1
Интересно.
Конечно, Ваши построения принимаются полностью только тогда, когда признаёшь разделение значений понятий " вѣра", "религия" и "церковь" и... "вероисповедание".  Но в современном русском языке - это синонимы.
     11:29 02.11.2012
2
И три группы людей? А как насчет тех, кто не придерживается канонов определенной религии, а складывает свое мировоззрение?
А восприятие через "светофильтр" относится не только к религии и вере, но и ко всем взаимодействиям человека. Человек судит о процессах со своей точки зрения, рождая субъективную реальность, которая является для него истиной. Но из-за искажений восприятия собственным сознанием люди не могут объективно увидеть мир таким, каков он есть. Те, кому удается сорвать очки, растормошить восприятие и т.д. открывают доя себя удивительный и многогранный мир )) и становятся просветленными) таких мало.

Что-то меня понесло...
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама