I
В основе поступательного движения общества всегда находится отнюдь не ход бездушных вещей и явлений - они могут лишь поддерживать то или иное движение, - а изменение сознания живых существ. Оно проявляется прежде всего во взаимодействии с окружающим для того, чтобы выжить, а затем и между собой, создавая те или иные отношения, способствующие или препятствующие развитию как индивидов, так и их сообществ.
Разнообразие форм человеческого сознания приводит к тому, что в обществе всегда появляются индивиды, которые более всего желают изменить свое окружение для большего удобства собственной жизни, и им это удается, так как они имеют не только такое желание, но и соответствующие способности в таких сферах деятельности, как техника, животноводство выращивание плодов и ягод, живое слово, создание форм, отражающих реальность в их понимании (живопись, скульптура) и т. д.
Эти способности могут проявляться в разной степени – от гениальных свершений до мелких усовершенствований в быту, но они проявляются, как правило, инстинктивно, поскольку в своей основе являются стремлением любого живого существа к созданию больших удобств для существования в окружающей среде, проистекающего из неудовлетворенности тем, что есть.
Вместе с тем у значительной части этих людей отсутствует сугубо эгоистический тренд, господствующий в животном мире, так как они не отделяют общественное благо от собственного и готовы поделиться своими достижениями и находками с обществом часто совершенно безвозмездно, ускоряя тем самым общественный прогресс как в области технологий, так в сфере культуры.
Именно этим креативным персонам общество обязано своему довольно комфортному существованию к сегодняшнему дню за счет использования электричества, различных видов быстрого и удобного транспорта, средств связи и множества чисто бытовых приспособлений – от зубной щетки, вентилятора и вилки до смартфона и эффективных лекарств, существенно продлевающих срок жизни.
Иначе говоря, в обществе имеются индивиды, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от природного сознания в его стремлении к созданию больших удобств для существования. Однако это чувство сочетается с их высшим сознанием в форме самосознания, то есть осознанием недостаточности общественного комфорта, развития науки и искусства, достигая высокой степени, и требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
Но доминирует при этом природное сознание, поскольку активность этих индивидов проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, с минимумом логических построений, давая, тем не менее, наиболее креативные персоны из всех живущих.
Это люди, которые как бы инстинктивно стремятся улучшить свою жизнь, находя и внедряя новые знания разными способами, не скрывая их от общества, но исходя из собственных интересов, совершают открытия, создают шедевры поэзии, живописи, инженерии, становятся выдающимися полководцами.
То есть их деятельность ориентирована в основном на творчество, но она привлекает их отнюдь не с точки зрения потребления каких-то благ - их интересует сам процесс.
Если действительно в сознании творческих персон доминирует природное сознание, выражающее себя инстинктивно, то это обстоятельство должно отражаться и в определенной неадекватности наиболее креативных персон как в отношении с собственным окружением, так и в их физиологических и психологических особенностях.
Дело в том, что выдающиеся способности к творчеству, закладывающиеся уже в генотипе, могут в значительной степени вытеснять обычные человеческие свойства и даже влиять на внешний облик человека и его психику, то есть для наиболее выдающихся творческих персон, именуемых гениями, такого рода замещение должно проявляться наиболее рельефно и довольно часто.
Действительно, уже давно нередкие болезненные или необычные отклонения от нормы были замечены у выдающихся творческих персон в основном в сфере искусства, где их гений может наиболее свободно «разгуляться».
Хотя детальных исследований по вычислению доли подобных отклонений у гениев по сравнению с обычными людьми не проводилось, да и не могло быть проведено, поскольку само понятия гениальности понимается исследователями не одинаково, однако довольно обширная информация об общепризнанных гениях в тех или иных сферах указывает на почти повсеместные и значительные болезненные отклонения в их психике, физиологии и даже во внешнем облике и поведении, являясь своего рода платой за повышенную степень креативности их сознания, что не характерно, например, для обывателей, составляющих большую часть населения.
Поэтому имеет смысл обратиться к более обстоятельному исследованию причин данного феномена, делающего опасной высокую степень креативности для ее носителей, которая, с одной стороны, делает человека выдающимся творцом, а с другой стороны, создает в нем ущербность, которую он не в состоянии преодолеть.
II
Итак, за сотни миллионов лет формирования природного сознания на базе мозга в животном мире, когда еще ни о каком самосознании не могло быть и речи, в нем накопился целый кладезь информации различного рода, целенаправленное использование которой могло бы дать уже структурированную информацию в форме тех или иных находок для изменения окружающего мира вне эволюционного процесса, носящего большей частью случайный характер (мутации в генах).
Однако о целевом подходе к использованию громадного объема информации в каждом мозгу достаточно развитого живого существа не могло быть и речи без коренного изменения сознания, точнее, добавления к природному сознанию новой формы сознания, или иных программ для действия живого существа, с помощью которых оно уже могло бы осознавать смысл своих действий, строя планы на более или менее отдаленное будущее и решая задачи не только для выживания в собственной нише существования, но и ставя цели по искусственному изменению обстановки в собственном ареале жизни сначала только для ее улучшения, а затем и для решения таких неутилитарных задач, как познание окружающего мира и самого себя, отражающиеся непосредственно в новых технических решениях и предметах искусства. Подробнее о процессе изменения сознания и появлении самосознания можно прочитать, например, в работе «Как и для чего из обезьяны получился человек?!» [1, Часть 1, § 1].
Проявление сознания человека происходит посредством вещественных образований в виде нейронов, наиболее структурированно собранных в мозгу,
Основными формами сознания человека являются природное сознание, доставшееся ему от целого ряда существ - от рептилий до животных, последним из которых в эволюционном ряду была высокоразвитая обезьяна; и высшее сознание, выражающееся в осознании человеком себя и собственных действий в виде проектно-целевого мышления, проявившееся впервые в гоминидах, а также интеллект, представляющий собой центр получения, обработки, накопления и раздачи информации, который управляет функционированием организма и является тем самым источником информации как для природного сознания, так и для высшего сознания. Подробнее об интеллекте, его особенностях и отличии от собственно сознания рассказано в работе «Что в действительности представляет собой интеллект?» [2].
Разумеется, единственно природное сознание у животных пользуется своим биологическим компьютером (интеллектом) только в качестве поставщика текущей информации и необходимыми в данный момент сведениями из глубинной или оперативной памяти без особых расчетов, поскольку, практически, каждая секунда в живой среде несет ту или иную угрозу и, практически, у любого живого существа нет времени для длительного обдумывания своих дальнейших действий. То есть сложные и длительные расчеты в живой среде невозможны, и поэтому приходится опираться большей частью на инстинкты и рефлексы, то есть как бы - уже отработанные и заложенные в памяти решения жизненных проблем в определенных условиях. Такого рода поведение для человека, когда он без особых раздумий, но имея в виду определенную цель, погружается в собственную глубинную память (в сферу природного сознания), квалифицируется как интуитивный подход к решению поступающих проблем.
Для человека, поскольку он живет в социуме цивилизации, и где повседневные угрозы для жизни минимальны по сравнению с существованием в дикой природе, более характерен не интуитивный подход к жизни, а расчет своих действий на длительное время с опорой на традиции и использование возможностей социума с учетом законов, прав и прочих уложений.
Поэтому подавляющая часть населения привыкает искать опору в жизни в упорядоченной среде социума, где всё течение жизни расписано достаточно детально, начиная с образования и воспитания, и кончая работой в тех или иных известных условиях.
В результате, большая часть населения осознает себя защищенной социумом, становясь его послушными обывателями, которым нет нужды использовать информационные резервы своей глубинной памяти, поскольку они живут по узаконенному распорядку и ни на что другое не претендуют, в чем их поддерживают органы властные органы, которым легче управлять субъектами, желающими только спокойной, упорядоченной, сытой жизни без особых забот.
[justify]Однако такого рода поведение при сбалансированно низком уровне проявления как природного, так и высшего сознания – прямой путь к деградации, но ее не происходит, так как даже в упорядоченном человеческом сообществе случаются природные катаклизмы, а также могут возникать столкновения