Произведение «Корни заботы о своем статусе, виды иерархий»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 27 +1
Дата:

Корни заботы о своем статусе, виды иерархий

Весьма распространенным в человеческом обществе является стереотип, согласно которому считается, что установка на статусный рост (социальный, карьерный) имеет культуральную, рассудочную основу. Традиции, обычаи, здравый смысл сформировали отношение к статусной борьбе, как к достойному, престижному, выгодному занятию.  Оно представляет собой  важнейшую часть жизни человека (особенно мужской части популяции).

Из какой изначальности к нам приходит установка на статусную борьбу? Почему нацеленность на повышение статуса есть во всех без исключения веках, обществах, культурах? Если предположить, что забота о своем статусе создается мозговой деятельностью, социальными наработками, то как же можно объяснить ее вневременной, универсальный характер?

Ответ на перечисленные вопросы переносит нас в очень далекое прошлое. Забота о статусе не является продуктом разума, культуры. Она присуща миру животных. Пришла из времени без культур и рассудочной жизнедеятельности. Потребность в статусном росте родом из древнего мира пралюдей. Передается из поколения в поколение не социальным, а генетическим путем, то есть имеет врожденный характер.

Любая группа людей решает какие-либо задачи на основе иерархического порядка, подразумевающего наличие пирамидального принципа распределения статусов. Отношения между людьми являются иерархическими вне зависимости от того, явно или неявно представлена иерархия, осознают они ее наличие или нет. Они часто замаскированы воспитанием, культурой, религией, моралью.

Если группу составляют хоть два человека, возникает иерархия, в которой один из этих двух во время взаимодействия или извне обретает более высокий статус, чем другой, становится или назначается ведущим, старшим, определяющим групповое поведение. 

Структура группы, ее иерархическая организация поддерживается благодаря принципу доминирования-подчинения (соподчинения) членов сообщества. Принцип соподчинения является врожденным.

Человек, в отличие от муравьев (животные муравейниковые), аистов (семейные животные), медведей (животные территориальные), чаек (колониальные животные) и других, является политическим животным (мысль Аристотеля). Быть им – уметь организовывать иерархическую, полисную жизнь (являться частью структуры иерархически оформленного поселения).(1) 

Каждому из нас, человеческому сообществу свойственна самоорганизация. Благодаря этой врожденной способности, любая группа людей начинает автоматически (инстинктивно) формировать иерархические отношения, собираться в иерархическую пирамиду. Этот процесс может происходить в режиме самосборки (врожденный, животный уровень), либо контролироваться с помощью разумных законов (социальный, цивилизованный уровень).

В группе, без привнесения в нее изначально определенного порядка, спонтанно формируется иерархия, которая называется самособирающейся. Это лестница (пирамида) статусов, представляющая собой виртуальную конструкцию, созданную из представлений всех членов группы о ресурсном потенциале друг друга. Представления формируются через взаимодействие - демонстрирование с помощью общения, стычек, драк своих ценностей, жизненных установок, особенностей, психофизической силы,  способностей, возможностей.

Через выяснение отношений устанавливается определенный порядок соподчиненности друг другу. Соотношение побед-поражений определяет статус в складывающейся иерархии. Полученный статус не является постоянным. Он меняется, ибо жизнь подбрасывает различные ситуации, в которых можно выиграть или проиграть.

Группу возглавляет доминант (бывает, несколько доминантов). Психологический отрыв лидера от остальных членов большой, хотя, казалось бы, это всего лишь разница в силе, уме, упорстве, жесткости между победителем и другими претендентами.

Возникшая иерархия на следующем этапе своего развития стабилизируется, уровень конфликтности понижается. Все члены группы придерживаются установленного порядка соподчинения. Основой стабильности сложившихся отношений является наличие способностей индивидуального запоминания и узнавания друг друга членами группы.

Так происходит инстинктивное образование достаточно примитивных по устройству структур соподчинения. В далеком прошлом – весьма полезная эволюционная находка, позволившая нашим далеким предкам выжить.

Подобная линейная иерархия – схема, врожденная основа – матрица поведения, на статусную борьбу в которой влияют не только имеющиеся ресурсы, но и знания, опыт взаимодействия, приобретенные при помощи анализа, оценки и использования социальных связей. 

Жизнь в иерархии зависит от мировоззрения, способностей, привычек и пр. людей, занимающих доминантный уровень, на него претендующих. Если мы хотим, чтобы иерархия функционировала на основе цивилизованных правил, нельзя допускать ее самосборок.

Весьма интересна работа врожденного механизма проверки иерархической соподчиненности с помощью агрессии.

Спонтанная или чем-то вызванная вспышка агрессии спускается в иерархии сверху вниз. Более статусный переадресует ее менее статусному. Находящийся на иерархическом дне адресует агрессивную энергию животным, например, кошке (пинает ее), неживым предметам (бьет ногой дверь, сильно хлопает ею, кидает что-то на пол и т.д.), выводит ее через ругань (матерится).

Передача сигналов от вышестоящего нижестоящему имеет врожденный характер.

Передача по цепочке вниз агрессии (переадресация агрессии) - механизм подтверждения наличия, поддержания целостности, проверки работоспособности иерархии.

Стоит отметить, что, кроме агрессии, в иерархии сверху вниз передаются информация (сведения о ситуации, устройстве, принципах работы чего-либо, др.), команды (управление иерархией), поощрения (положительное подкрепление действий), запреты, наказания (установление границ действий).

Снизу вверх передаются демонстрации подчинения и умиротворения, результаты сделанного по приказу, запросу, информация об этом, иная информация, которая может помочь статусному росту, просьбы поддержки и дать больше получаемого, сигналы о недовольстве чем-либо.



Литература
(1) Дольник В.Р.  Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Ефремов К. Эта легкая задача - игра
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Протопопов А.И. Интервью сайту ethology.ru
Шереметьев И.И. Поведение человеческой группы: взгляд этолога
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама