Чтобы разобраться в этой проблеме, необходимо сначала обратиться к животному миру, из которого вышел человек, но только частично, поскольку он унаследовал целый ряд особенностей животных, которые, оставшись у него, тем не менее, трансформировались также в определенные свойства его личности.
Среди животных есть хищники и травоядные. Последние являются естественной добычей хищников, которые не истребляют их целиком, а выбирают для добычи больных или слабых особей, выполняя тем самым работу по селекции травоядных, не давая им возможности захиреть или чрезмерно размножиться, устанавливая определенное равновесие в этом мире выборочного пожирания травоядных и конкуренции между хищниками.
С течением времени, конкуренция между хищниками и сопротивление многих травоядных, обладающих острыми рогами и мощными ногами с твердыми копытами, привела к формированию целого ряда свойств, которые способствуют наибольшей эффективности в деятельности хищников.
Основой всех этих свойств является эгоцентризм, который отчасти смягчается вынужденной кооперацией, если более эффективным, например, для хищников, являются действия в группе.
Тем не менее, именно на базе эгоцентризма - как продукта неизбежной конкуренции, отделяющей особь от остальных, - формируются все остальные свойства индивидуальности особи, определяющие степень его эффективности в качестве охотника.
Индивидуальность формируется на основании генотипа, к которому добавляется воздействие соответствующей среды, которое определяется неудовлетворенностью сознания особи имеющимися условиями в отношении питания, размножения и статуса в стае или стаде.
Ведущими свойствами такого рода, в особенности для хищника, являются сообразительность, решительность и настойчивость. Если охота ведется в группе, то немаловажным свойством, повышающем эффективность охотников, является способность к согласованности действий группы, или своего рода организаторские способности некоторых особей, которые в случае удачных действий группы выводят основного организатора этих действий в вожака.
Эти свойства вместе с такими особенностями особи, как любопытство, жизненный опыт, навыки, манера поведения, внешний облик, темперамент, степень общительности, чувствительность, впечатлительность, составляют в своей совокупности индивидуальность особи, которая внешне отражает её собственное сознание.
Кроме того, в результате соперничества у животных вырабатываются такие качества индивидуальности, исходящие из степени сообразительности особи, как маскировка своих намерений, состоящая в обмане конкурентов или противников; осторожность в действиях, ввиду опасностей, угрожающих со всех сторон; недоверие в общении с иными сообществами, которое является вынужденным из-за их борьбы за ограниченные ресурсы.
Так как человек – это полу-примат, то все отмеченные свойства, в той или иной мере, составляют и его индивидуальность.
Однако, если направленность сознания животного фокусируется на выживании, то есть на питании, размножении, а также на доминантности, способствующей созданию для себя наиболее выгодных и приятных условий жизни в рамках того, что есть в окружающей среде, реализуя свое желание потреблять приятные ощущения не выходя за рамки адаптивности к окружающей среде, то человеческое сознание к тому же имеет и другую направленность – на изменение окружающей среды, которая осуществляется не только для решения задач выживания и потребления ресурсов, но и для достижения целей познания этой среды ради ее наиболее эффективного использования, которое, в свою очередь, сказывается и на его собственном развитии, в результате чего он приобретает инициативность, вариативность видения проблем в ходе движения к намеченной цели и креативность мышления, которая отличается произволом и озарениями, в отличие от прямолинейных формально-логических подходов, которые с той или иной степенью сложности свойственны остальным живым существам в их мышлении.
Таким образом, инициативность, целеполагание и вариативность видения проблемы в нужном ракурсе позволяют достигнуть поставленную цель разнообразными способами в зависимости от собственной сообразительности, самыми эффективными из которых оказываются креативные.
Результатом этой новой направленности сознания, отражающей иную степень самосознания этого существа, является формирование, кроме индивидуальности, и его личности, постепенно делая это существо человеком, обладающем и индивидуальностью, и личностью, отражающих соответственно животную природу сознания и самосознание самого человека, направленное на развитие своей личности, опять же, ради использования вновь приобретенных свойств для наиболее эффективного достижения поставленных целей.
Все указанные свойства индивидуальности никуда не уходят из человека, отражая его животное сознание, но в ходе формирования человека из примата через гоминида у этого нового существа появились и новые свойства, отражающие уже иную направленность его самосознания на преобразование окружающего с осознанными намерениями, отнюдь не побуждаемыми одними инстинктами выживания и обретения приятных ощущений.
В частности, развилась его память, формируемая не только на генетической основе и на передаче навыков родителями потомству, но и из-за существенного расширения сфер деятельности. Кроме того, на основе развития сигнальной системы сформировалась речь, и соответственно, появилась устная, а затем и письменная форма передачи знаний и умений потомству.
Инстинктивная эгоцентричная сообразительность плавно перетекла в разнообразные формы мышления, ориентированные не только на себя, но и на познание мира и усовершенствование отношений в сообществе.
Конкуренция, которая характерна для любых существ и их объединений, в том числе и для сообществ человека в их борьбе не только за блага, власть, но и за собственное достоинство, место в жизни, соответствующее имеющимся способностям, интересную работу и т. п., развила, например, из любопытства животного человеческую любознательность и, тем самым стремление к знаниям, то есть – к собственному образованию; из настойчивости – волю и уверенность в себе; из совместных слаженных действий – самокритичность, дружелюбие, сопереживание, сочувствие, объединенных в дальнейшем термином «альтруизм».
Вместе с тем высокий уровень любопытства, настойчивости, доминантности и сообразительности на основе животного эгоцентризма, а также достаточный уровень умственных способностей, любознательности, трудолюбия, уверенности в своих способностях на основе немалой доли альтруизма самосознания человека обеспечили развитие у него креативность.
Правда, и креативность, и альтруизм могут заявлять о себе не ради всего сообщества, а только для пользы узкого круга лиц.
В качестве дополнительного примера появления у человека новых свойств, составляющих уже его личность, можно привести трансформацию маскировки живых существ в человеческую хитрость, лицемерие и лживость.
Известно, что каждое существо обеспечивает для себя выживание путем добывания пищи за счет окружения, пожирая нижестоящие организмы и уворачиваясь от врагов, и тем самым стремясь сохранить себя, а также обеспечить наиболее интенсивное размножение и регулярное питание.
Одним из способов решения подобных задач является инстинктивное искажение информации, поступающей от одних живых существ в другие через их органы чувств.
В частности, южноамериканская змея Кантиля обладает ярким, тонким и подвижным кончиком хвоста, напоминающим червячка, подманивая им мелких животных.
Такого рода обман в виде маскировки своих истинных намерений есть инстинктивная форма искажения информации, проявляющаяся как эффективное средство выживания.
Человеку так же не чужд инстинктивный обман, например, в виде притворства, часто позволяющий улучшить его положение в обществе, избавиться от врагов и приобрести друзей.
С приобретением самосознания человек существенно расширил сферу действия всего сознания. В частности, он оказался способен уже не чисто инстинктивно, но и вполне осознанно пользоваться искажением информации для достижения собственных целей. Например, подбрасывая ложную информацию противнику на войне, можно заманить его в ловушку и уничтожить.
Такого рода преднамеренные осознанные действия на основе природного (инстинктивного) обмана стали называть хитростью, которая проявляется в разнообразных формах в зависимости от ставящихся целей.
Все средства хитроумного поведения для достижения целей обогащения и обретения власти, заключающиеся в различных махинациях, уловках, маневрах, проделках, увертках и т. п., ограничиваются лишь приспособлением к окружению. Поэтому они не связаны с достижением высоких целей развития техники, науки и культуры, то есть прогресса в форме поднятия самосознания человека на более высокий уровень в своем развитии.
[justify]Так что заблуждением является распространенное мнение, что хитрость аналогична изобретательности, точнее, креативности, поскольку хитрость,