Произведение «Один урок математики из моей школьной жизни»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Рассказ
Сборник: РАССКАЗЫВАЮ ДЛЯ ВАС
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 20
Читатели: 114 +1
Дата:

Один урок математики из моей школьной жизни

 
Должна сразу Вам признаться, дорогой читатель, что  ума я… Ну совершенно не математического склада. Этот увесистый  недостаток, коим щедро наградила меня природа, в годы учёбы в школе был для меня не просто бедствием, а невообразимых размеров катастрофой. Нет, в начальных классах  я ещё довольно сносно жила с этим недовеском головного мозга. Муки математического ада начались с пятого класса, когда  нас «радостно» переняли предметники. Алгебру и Геометрию  вела очень строгая, но справедливая учительница, Мария Петровна Белкина, исключительно знающая свои предметы и искренне желающая вложить свои знания в наши пустые головы.  Вот тут-то очень быстро и выяснилось, что математический склад ума во мне отсутствует напрочь.  Одна мысль о том, что (ещё только завтра) будет урок математики, наводила на меня тихий ужас. Ну а, если завтра  Мария Петровна ещё и "любезно" приглашала к доске, тихий ужас переходил в панический, лишающий меня способности вообще что - либо соображать, страх.
 
       Итак: Один урок математики из моей школьной жизни.

- Кто не сделал домашнее задание?  - С порога задаёт Мария Петровна свой неизменный вопрос, стремительно продвигаясь к учительскому столу. Под мышкой у неё обязательно классный журнал, набитый, в основном, нашими двойками и тройками, поскольку получить у неё более высокую оценку удавалось лишь очень умным ученикам. А их в классе было… Раз, два и обчёлся. 
 - Таак,  опяяяять! – произносит она нараспев, видя поднявшуюся руку Кольки Морозова, - Иди к доске. С дневником!
 Класс на время с облегчением вздыхает. Получив очень быстро в дневник свою традиционную двойку, Колька понуро возвращается восвояси. 

                УРОК НАЧАЛСЯ....

   - Приступаем к фронтальному опросу -  торжественно объявляет Мария Петровна и мы всем классом, за исключением очень умных, стараемся максимально уменьшиться в размерах и слиться воедино с партой, надеясь  остаться незамеченными беспощадной учительницей. Фронтальный опрос заключался в том, что Мария Петровна задавала вопрос… К примеру: Чему равен квадрат разности двух чисел?  И поднимала с места выбранную жертву, которая должна была быстро и чётко на поставленный вопрос ответить. Итак, вопрос задан и "жертва" выбрана: 
 - Слушаем Круглову-
 
 Светка Круглова, с забавными кудряшками на голове и неопределенного цвета светлыми глазами, горестно поднимает со скамейки парты отяжелевшее тело. Томный взгляд на Марию Петровну и… Молчание:
- Э-эх! Садись!- 
Подняв ещё несколько нерадивых учеников и получив, наконец, положительный ответ , Мария Петровна задаёт следующий вопрос: - Ответит Круглова-
Светка ещё более обречённо поднимается с места и… Молчание. 
- Садись! Идиотка! Ещё раз не ответишь-получишь единицу в журнал.


 Побегав по классу с фронтальным опросом ещё пару минут, неумолимая учительница вновь поднимает Круглову. Светка едва встаёт на ноги, с полными слёз глазами и, кажется, на грани обморока.
 - Неси дневник, чурка с глазами. Двойка тебе. А  к доске решать уравнение пойдёт Сабуров. И тетрадь с домашним заданием мне на стол!
- А я тетрадь дома забыл, - мямлит едва слышно Сабуров. 
-Так беги за ней! – не задумываясь, парирует Мария Петровна, -  Беги и всю дорогу повторяй: - Дурная голова ногам покоя не даёт. А к доске пойдёт Худяков.
   
  Витька Худяков, вопреки своей худой фамилии, был телом здоровый и упитанный.  А вот ума ему Бог не дал  вовсе. Витька вразвалочку вышел к доске, коряво накарябал продиктованное Марией Петровной задание, но так и простоял, тупо пяля на него глаза и не проронив ни слова.
- Э-эх! Садись! Дурак!  Катя, иди покажи как решается это уравнение! 


Катя Ветрова, классная симпатяга и любимица, одна из умных,  уверенно идёт к доске, берёт мел и, не задумываясь, строчит решение. 
- Комментируй для дураков свои действия -  говорит Мария Петровна, явно упиваясь знаниями умной ученицы. И тут происходит невероятное:  Катюша, будто наткнувшись на что-то непреодолимое, застыла на середине уравнения и ни с места, горько разочаровав этим Марию Петровну. 
- Э-эх! Садись! ПОЛУдурок! - горестно бросает она незадачливой Катюше и сама завершает решение злополучного  уравнения.

   - Второе уравнение  решать пойдёёёт… К доске пойдёёт…(А я всегда почему-то нутром чувствовала эту экзекуцию. Вот и сейчас  сердце замерло в страшном предчувствии)Так, к доске у нас пойдёёт – Масс!   
  Большим усилием воли отрываюсь от парты  и иду к доске, словно на гильотину. Как в тумане записываю, продиктованное Марией Петровной, уравнение. Ой, не спрашивайте какое? Вспомнить его - для меня за гранью фантастики. Записала.

- Чтобы решить это уравнение, - как можно бодрее начинаю  комментарий своих действий, - подставляем формулу -  И!… Замолкаю упорно и, похоже, надолго.
 - Гениально! – восклицает, не дождавшись продолжения, Мария Петровна, -  какую формулу? 
   Я максимально морщу лоб и тру пальцами висок, давая учительнице понять, что добросовестно вспоминаю нужную закорючку. 
- Так, пока Масс будет рожать формулу, умные - открывайте учебники и решайте. (называет каждому свой номер задания) Чего тебе, Сергеев? - спрашивает у поднявшего руку средненького ученика, Петьки Сергеева.
 - Мария Петровна, дайте и мне задание.
- Ой, держите меня! Куда конь с копытами – туда и рак с клешнёй. Сиди уж! 
Так, ну что вспомнила?
  Как вы поняли вопрос уже обращён ко мне. Я молча, но с прежним усердием, тру висок:
  - Тааак!  Смотрите! Масс!.. Забыла формулу. Эх, Масс, Масс!... 
   Наконец, с помощью умных, в уравнение вставлена нужная формула и я, с горем пополам, вытянутая за уши,  домучиваю задание.
 
   - Ладно, - снисходительно объявляет Мария Петровна. – сегодня я тебе двойку не поставлю. Выкарабкалась всё же! Эх, Роза, Роза! От того у тебя и ноги работают,(я была первым спортсменом школы) что голова ни черта не работает.  Садись! Горе луковое!


  С лёгкостью, будто сбросила с плеч Эверест, иду к своей любимой парте. И тут, радостно заливаясь, звенит школьный звонок.
                Урок окончен!


Послесловие:
  Все фамилии в рассказе изменены, за исключением моей. Я в девичестве – Масс.
  И ещё. Может у Вас, дорогой читатель, возникнет сомнение по поводу правдивости моего повествования. В смысле, как Мария Петровна с нами обращалась. Да, на первых порах нас это тоже "удивляло"  Но вскоре  перестали на подобные ярлыки реагировать, потому что вешала их на нас Мария Петровна совершенно беззлобно, как бы между прочим. И, уже окончив школу, став взрослыми, мы при встречах всегда с теплом и добрым смехом вспоминаем нашу бесподобную учительницу математики, Марию Петровну Белкину. 

Светлая ей память.

      Продолжение следует
Реклама
Обсуждение
     21:38 19.09.2024 (1)
Роза, ставлю за рассказ 5 с плюсом!!! А мой Санечка сидел за мной. Я писала свой вариант, отодвигала тетрадь, чтобы ему видно было, он благополучно списывал))) А потом я ему писала контрольные в пож. училище))) И если кому говорит, что он рано вышел на пенсию, так я поправляю, "это моя пенсия" Соглашается
     10:15 20.09.2024
Аллочка, радостно и дорого получить от тебя такую высокую оценку! Спасибо!!!
Значит вы тоже одноклассники. Только в знании математики поменялись местами.
Да, было! Есть, что вспомнить! 
Обнимаю! С пожеланием здоровья, мира и добра, Роза
     15:06 19.09.2024 (2)
1
Даже не знаю, как это прокомментировать, Розонька.
Оценку поставила исключительно за твой стиль, но не более того.
Разве так можно называть учеников? Ни в коем случае нельзя. Оттого вы и не соображали, что были для учительницы "дураками" да "тупицами".
И ты такую учительницу вспоминаешь добрым словом?
Ох, не знаю, что тебе ответить. Дело твое, конечно. Я тебе другой пример приведу.

Анатомия не относится к предметам сложным. Одно там только непросто: много слов, которые раньше не встречались в учебниках. Ну, можно сказать, что узкоспециализированная лексика. 
И вот эти узкоспецилизарованные понятия очень плохо запоминались. Даже у хороших учеников. Про "двоечников" я даже не говорю.
Так вот, у учительницы нашей Людмилы Александровны Поваровой было только две оценки - "пять" и "четыре".
"Пять" - за безукоризненные знания. "Четыре" - как бы это сказать... Вроде оценка хорошая, но ставилась она даже тем, кто у доски, что называется, "двух слов связать не мог". Получить "четыре" у Поваровой было что-то сродни позору. Нет, она никогда не стыдила учеников, не ругала их. Я не то, чтобы обзываний - даже повышения голоса на полтона от неё не слышала. У неё все были только "молодцы" и "умнцицы". У концу 8-го класса анатомию ВСЕ знали так, что хоть в мед.институт поступай, не заканчивая ещё двух классов. Вот так хорошо знали этот предмет. Получит, бывало наш двоечник Валерка Митрофанов "четыре" - так он до утра сидел с учебником анатомии, только бы "четыре" не получить. САМ, заметь, сидел, никто не заставлял.
Вот такой метод преподавания был у Людмилы Александровны.

А уж уважать или нет вашу учительницу математики - это пусть каждый читатель решает сам.
Но нельзя так с детьми.
Это же дети. Ростки будущих цветов. И вот так с ними - "полудурок", "тупой"... 
Не, нельзя. 
Ты уж прости меня - учителя с тридцатилетним опытом работы, за моё мнение.
     16:26 19.09.2024
Линочка, спасибо огромнейшее за такой содержательный, искренний отзыв!!! Как и ты, я даже не знаю, что сказать тебе на это.
Понимаешь, не только я вспоминаю её с улыбкой и добром. Весь наш класс. И ты можешь верить, можешь нет, но лишь она, из всех наших учителей не могла удержать слёз, расставаясь с нами. Искренних, заметь, слёз.
И это правда, что именно выпускники нашей школы славились высоким знанием математики. Естественно, не все 100%  Мне, к примеру, пусть бы она ставила хоть на каждом уроке незаслуженные пятёрки и даже четвёрки, мне бы это не помогло ни грамма. Ну, не моё это - математика и даже простейшая бухгалтерия. Я с цифрами, с числами, датами - всю мою жизнь в контрах.  И в этом нет ни малейшей вины нашей учительницы. Я от природы такая. Не дано мне это, хоть что делай.
А анатомию можно было выучить. Не велика проблема, на мой взгляд.  А вот математика??? Это совсем другое, моя хорошая.
И скажу больше: когда мы писали нашу выпускную работу по алгебре, мой Ваня (он был самым лучшим в классе по- математике, и вообще точным наукам) сел со мной за парту. Мария Петровна закрыла на это глаза ибо понимала, что без него я не напишу даже на тройку. Задания были в два варианта, поскольку за каждой партой сидели по два ученика . И были написаны на доске. Закрыла глаза и на то, что пока объясняла, на что надо обратить особое внимание? - Ваня что-то пишет на черновик. А писал он решение моего варианта. Что я аккуратненько и списала. А потом одним из первых сдал и свою работу. Таким образом, я написала на 4. Ваня - на пять!
  Вот такая история, Линочка. 
Обнимаю, родная, теплом души! С самыми добрыми пожеланиями, Роза
     16:16 19.09.2024 (1)
     18:36 19.09.2024 (2)
Спасибо, Анатолий!
     19:50 19.09.2024
Всё равно, Анатолий. Спасибо, что выразили своё мнение. Не остались, так сказать, равнодушным!
Это Ваше мнение и я его уважаю.
А учительница математики у нас была замечательная!!! Это моё неизменное мнение!
С теплом души к Вам и уважением!
     19:40 19.09.2024
Не за что.
Это аплодисменты Магдалине, я же тоже был против вашей учительницы.
     17:29 04.09.2024 (1)
Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею.
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.
                     Евгений Долматовский

Прочитала, Роза, как будто на уроке математики побывала. Только имя другое у учительницы - Ида Михайловна. Царствие ей небесное!
     21:02 04.09.2024 (1)
Добрый вечер, Элина!  Да, песню эту мы не забудем никогда, как и наши школьные годы. И наших замечательных учителей. Строгих, но за нас, бесшабашных учеников, искренне переживающих.
Я за этот рассказ очень волновалась, и долго не решалась поставить.  И было приятно узнать, что и у Вас была учительница  подобная Марии Петровне.
У меня ещё один рассказ есть о её вот такой индивидуальности. Может поставлю...
Спасибо Вам, Элина, что заходите ко мне и не остаётесь равнодушной! Это дорогого стоит!
С теплом души и признательностью, Роза 
     17:51 06.09.2024
     23:26 04.09.2024 (1)
Розочка, замечательный рассказ. Раньше можно было называть детей таким образом, сейчас это невозможно. У нас тоже были подобные учителя. И мы их вспоминаем с добром. Главное, что они нас кое-чему научили. Спасибо, Розочка.
     23:52 04.09.2024 (1)
Ирочка, тебе спасибо, родная! Ты меня окончательно успокоила. Я очень волновалась за этот рассказ. Уж очень он откровенен в воспоминании о учителе. 
 Да, у нас были строгие и порой бестактные учителя. Но, мы их помним добром и с благодарностью за то что, как ты очень верно сказала, они нас кое-чему научили.
Обнимаю теплом души с признательностью и пожеланием отличной осени, Роза
     23:54 04.09.2024
     12:21 04.09.2024 (1)
Замечательно, Роза!!!   
     13:36 04.09.2024
Большое спасибо, милая Анна!  Радостно Ваше мнение!
С теплом души к Вам и признательностью, Роза
     12:51 04.09.2024 (1)
1
Раз помните с теплом, стало быть  , правильное было отношение и воспитание! 
     13:33 04.09.2024
Огромное спасибо, Наденька! Мне очень дорого твоё слово!!!
Я очень волновалась за этот рассказ. Но, в нём ни слова вымысла. Мария Петровна была и нашим классным руководителем.  Очень радовалась нашим успехам во всех школьных делах и переживала с нами неудачи. Это тоже правда!
Обнимаю, родная! С теплом души и признательностью, Роза
Реклама