Предисловие:
Считается, что большинство открытий, меняющих лик цивилизации, делается интеллектуалами, в основном, солидными учеными или группами ученых, долго экспериментирующими и выдвигающими различные теории, позволяющие познавать мир, и производящие в итоге множество полезных изобретений. Так ли это?
Кто же реально вносит основной вклад в развитие цивилизации?
Ключевые слова: ум, креативность, интеллектуал, интеллигенция, сознание, личность, индивидуальность,
Бытует мнение, что основным двигателем цивилизационного развития являются интеллектуалы, которые зачастую ассоциируются с интеллигенцией.
Известно определение интеллектуалов Б. Гизена «Интеллектуалы представляют собой дискурсивные сообщества, претендующие на миссию конструирования коллективного прошлого, настоящего и будущего, т. е. производства коллективных идентичностей – национальных, классовых, гендерных» [1, с. 169-170].
Общепринятое определение интеллектуала представляет его как человека с высокоразвитым умом и аналитическим мышлением, занимающегося умственным трудом, развивающим идеи, определяющим нормы и культурные ценности для остальной части общества.
Интеллигенцию, в свою очередь определяют как людей умственного труда, таких как инженеры, техники, менеджеры, врачи, юристы, педагоги, представителя культуры и науки, а также образованные служащие разного рода, которым присуща рациональная деятельность духа, основой чего служит образование, что позволяет жить в гармонии с окружающим, занимая вместе с тем активную гражданскую позицию.
В этих определениях всё свалено в кучу, отсутствует историзм, доказательность, очевидность громоздится на банальности. Но главное заключается в том, что из них не видно и не следует, каким образом эти передовики - интеллектуалы-интеллигенты развивают то самое общество.
В частности, интеллигенты, стремящиеся, как это следует из определения, к гармоничной жизни, желают, скорее, не развивать общество, а жить в гармонии с окружающим. Значит, они близки по поведению к адаптивным существам, каковыми являются все животные. Но только животные не имеют высшего образования.
В отличие от этих конформистов, интеллектуалы, судя по определению, данному Гизеном, занимаются развитием разнообразных идей, но история показывает, что эти идеи, особенно в сфере общественных отношений, зачастую недостоверны, поверхностны и временны, а их значительная часть просто ошибочна, то есть, за исключением некоторых естественно-научных предположений и открытий, их умозаключения не способны развивать цивилизацию ни технологически, ни культурно. Но они, пользуясь властью или близостью к власти, фактически, навязывают их обществу, тормозя тем самым развитие цивилизации, да, к тому же, умудряясь конструировать прошлое, настоящее и будущее, конечно, не бескорыстно и так, чтобы угодить правящему класса, который их содержит, за вычетом неформальной оппозиции власти, революционеров и террористов, которые пробавляются иными средствами.
Однако, всё же, кто-то развивает цивилизацию так или иначе, раз появляются новые технологии, разнообразные культурные ценности, меняется жизненный уклад, растет в целом благосостояние населения и т. д.
Вряд ли это происходит само собой, тем более что как интеллектуалы, так и интеллигенты откуда-то в определенное время взялись, поскольку, например, в первобытнообщинных коллективах таковых не водилось. Видимо, не было базы для разведения этих умных людей – всем приходилось только физически трудиться из всех сил для того, чтобы не умереть от голода.
Отсюда следует вывод: для умственного труда, характерного для этих духовных людей, требуется, прежде всего, время, свободное от физического труда.
А это время может предоставить только несправедливое общество, где одни угнетают других на базе собственнических отношений, заставляя трудиться на себя. Вот, тогда-то и появляется возможность появления бездельников, не бездарной части которых хочется не просто жить в комфорте, скучая понемножку или занимаясь интригами, а удовлетворять свою натуру сначала придумыванием инструментов, способов, конструкций и поделок, облегчающих жизнь, а затем и начинающих стремиться к познанию окружающего и самих себя не только для совершенствования хозяйства и собственного обогащения, а просто из любознательности, чистого интереса и стремления к украшению быта.
Кто-то из них был умным, кто-то – не очень, но всем им было присуще одно свойство, без которого невозможно более-менее сознательное развитие науки, культуры, техники, то есть выход из устоявшегося на новое знание, а именно – креативность.
Ее низший уровень сводится к комбинаторике, то есть сочетанию уже известных элементов иными способами, самыми популярными продуктами которой являются шахматы, танцы, большинство архитектурных сооружений, бытовых принадлежностей и инструментов, большинства живописных изображений и литературных трудов.
На такое действо способен практически любой человек, даже дети.
Любопытно, но подавляющему большинству интеллигентов и интеллектуалов даже такого рода креативность присуща в самой малой степени.
Интеллигентов, несмотря на их образованность, больше интересует порядок и комфорт, в общем – гармония; интеллектуалов, особенно в сфере политики, более всего занимают интриги и борьба за власть, а ученые и специалисты работают, как правило, в рамках соответствующих стандартов, устоявшихся идей и теорий, причем самые плодовитые аналитики становятся профессорами и академиками, не придумав ничего особенно нового, написав много статей и монографий, переливая в них из пустого в порожнее или, в лучшем случае, излагая факты и комментируя экспериментальные данные.
Однако, если порыться в народных массах, то можно обнаружить на всех уровнях социума, так называемые, креативные персоны, которых, конечно, проявляется больше в образованных и обеспеченных слоях общества, не задавленных проблемами выживания. По-видимому, вследствие того, что этот факт бросается в глаза, образованность полагается общественностью самым важным фактором, помогающим познавать и созидать новое, несмотря на довольно-таки очевидную нелепость этого предположения.
Дело в том, что нужные для удовлетворения своих интересов знания каждый человек, имеющий свободное время, может получить самостоятельно, не обучаясь в общеобразовательных заведениях. А если он, к тому же, талантлив, то может много добиться.
Примером тому являются классики мировой литературы Максим Горький и Джек Лондон, а также великий механик, архитектор и конструктор Иван Кулибин, основоположник теоретической космонавтики и ракетодинамики Константин Циолковский, изобретатель (161 патент) и организатор нового подхода к сборке автомобилей – с использованием конвейера Генри Форд.
Само по себе свойство креативности присуще каждому человеку вследствие понимания им собственного нахождения во времени, которое диктует ему не только применяться к постоянно меняющемуся окружению подобно животным, но и осознанно менять его в соответствии с собственными устремлениями, потребностями, интересами и целями.
Естественно, всё это может реализовываться как традиционно – в соответствии с наработанными навыками, опытом, с общепринятыми практиками и идеями, так и более или менее необычно, проявляя ту или иную степень изобретательности разными способами.
Именно в стремлении к нестандартным идеям креативность (изобретательность), как таковая, и проявляется.
Понятно, что придумать что-то оригинальное не так-то просто, и большинство подобных стремлений к оригинальности ограничивается комбинаторикой, поскольку для выявления принципиально нового требуются определенные природные способности, которые не совпадают с умом, не даются образованием и наработанным опытом. Например, для художника это способность ощущать малейшие оттенки цветовой гаммы, для музыкантов - особая чувствительность к звукам и их обертонам.
К тому же эффективное проявление креативности в человеке может происходит только при сочетании довольно многочисленных факторов.
А именно, оно требует таких свойства индивидуальности человека, как неплохие сообразительность, чувствительность, впечатлительность, решительность, любопытство, доминантность, настойчивость, и таких свойств личности, как высокая степень любознательности; не обязательно, но желательно, светлую голову; знания, соответствующие пробудившимся интересам; сильную волю; кое-какую материальную поддержку; не слишком плохую память, а также определенные прирожденные способности, соответствующие общественным интересам и складывающейся обстановке; свободное время, а вот, официальное образование при этом не обязательно, так как существует самообразование.
Например, Леонардо да Винчи, Ломоносов, Тесла университетов не кончали, но это им не помешало стать величайшими из великих ученых и изобретателей. Более того, гениальный ювелир, скульптор и художник Бенвенуто Челлини был убийцей, проходимцем и стяжателем без всякого образования, великий композитор Даргомыжский – горьким пьяницей.
Однако, все эти свойства человека и упомянутые внешние особенности обстановки составляют лишь условия для проявления креативности.
Подобное редкое сочетание необходимых условий, природных талантов и умения их приложить так, чтобы этим креативным (изобретательным) персонам удалось выразить свою креативность в выдающихся результатах, приводит к тому, что этих персон во все времена набирается не слишком много, тем более что процесс творчества и в сфере искусства, и в области технологий довольно трудоемкий, с низкой отдачей и не очень то полезный для здоровья.
Поэтому подавляющее большинство образованных и умных интеллектуалов и интеллигентов или не способны, либо не стремятся к такого рода получению новых знаний, но ради успешной карьеры часто имитируют этот процесс, а также примазываются к творческим личностям. В науке это проявляется в приписывании себя к авторам тех или иных интересных предложений, изобретений, аналитики или открытий, в организационных мероприятиях это обнаруживается в выдвижении на первый план не истинных авторов эффективных организационных решений, а начальников, слишком часто бездарных или даже глупых.
Само же стремление к проявлению креативности может существенно отличаться для отдельных персон, и зависит она более всего от природной, или животной составляющей сознания.
Иначе говоря, в социуме благодаря указанному сочетанию особенностей индивидуальности и личности находятся персоны, всегда переполненные глубинным чувством неудовлетворенности по отношению к окружающей их среде, которое приходит к ним от животной (природной) составляющей сознания в его стремлении к созданию больших удобств для собственного существования вследствие изначального эгоцентризма животного сознания. Однако это чувство сочетается с альтруизмом их самосознания, неудовлетворенность которого недостаточным общественным комфортом, развитием науки и культуры, достигая высокой степени, требует распространить достижения цивилизации и культуры на всех.
Но доминируют при этом свойства индивидуальности, определяющиеся животной формой человеческого сознания, поскольку активность этих людей проявляется большей частью инстинктивно, без особых размышлений, давая, тем не менее, наиболее творчески активные персоны из всех живущих.
Хотя, конечно, немалую роль в эффективности
|