Произведение «О постижении истины разумом»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Сборник: Путь к истине
Автор:
Читатели: 57 +2
Дата:

О постижении истины разумом

Наши способности, а именно способностью является разум — это тетива. Отказ от разума натягивает эту тетиву. Всё накопленное и придуманное человеком не подводит к смыслу жизни. Человек — существо противоречивое, склонное к крайностям. Тщимся найти смысл жизни. Но над миром довлеет бессмысленное. Разумом своим как инструментом вдалбливаемся в мир. Ни счастья не находим, ни смысла, к которому стремимся. Путь истинномудрого отличен. Истина — вот его жизнь. Кто я? Зачем я появился? Почему я такой? Всё это вопросы внутреннего диалога, только остановив который, можно найти на них ответы. Это будет не словесно выраженное понимание, которое сродни озарению само возникнет. И я, такой же ищущий. Ткнув палкой в одном из многих направлений, случайно угодил на тропинку. Я не зову за собой. Просто говорю, сколько прошёл по этой дороге и как она удобна. Учение о истине — не о правоте или неправоте, это не теории и не выводы. Это опыт, проверяемый опытом же. Идите. Делайте свои шаги, пусть нетвёрдые и неуверенные, иногда отходя в сторону. Но идите. Цель сама настигнет вас и вознаградит стократно за все совершённые усилия.

Кто-то считает, что разум — это маяк, путеводная звезда, выводящая из дебрей незнания. Так ли могущественны знания? Во времени они ограниченны. В прошлое простираются недалеко, будущее безнадёжно закрыто пеленой. В пространстве ограниченны. Что там за звёздами? Мир знаем лишь относительно. Опираться на знания, всё равно что строить дом на зыбучем песке.

Есть разные дороги. Путь воина — к сражению. Путь мудреца — к знаниям. Путь истинномудрого — истина. Много ещё направлений. Обычно путь выбирает нас, а не мы его. Ребёнок не выбирает себе родителей. Многое в нашей жизни уже предрешено другими людьми. Хотя бывает и так, что царевич становится отшельником, а нищий — царём. 

Истина — не информация. Она выше правды или неправды. Это не просто данность. Но причина, источник данности. Это жизненная сила, существующая в мире и двигающая его. Истина — это энергия, пронизывающая материю. Истина — это сама жизнь. И то почему она возможна. Истина — это озарение. К ней не приходишь с помощью времени. Она постигается внутренним опытом. Когда сосредотачиваешься на Пустоте в себе, когда отбрасываешь всё лишнее. Испытываешь что-то непостижимое, неописуемое словами, неосмысляемое разумом. Это что-то и есть истина. Она приходит из внутренней Пустоты. А мы всё пытаемся постичь её с помощью «я», через разум. Это всё равно что пытаться допрыгнуть до неба и сорвать звезду рукой. Разум — это способность, но не качество, выделяющее человека и делающее его особенным, высшим существом. Наш разум — это сила. Как заяц быстр, как кошка ловка, как слон силён, так человек умён. Есть ли смысл так концентрироваться на сильной своей стороне, возводя её в ранг абсолютного мерила? Ну да, мы разумны. А что дальше? Как мы посмотрим на хулигана, избивающего и унижающего малышей? Но ведь мы так же и поступаем. Не нашей силе должны мы придавать значение. Она — лишь качество. Но не главная способность и не единственная возможность. Самомнение и концентрация на своей силе делает человека слабым. Истинномудрый пестует свою ничтожность, упрощает себя. Он такой же как и все остальные люди. Даже более того он такой же как все остальные живые существа. Не важнее муравья, не одухотворённее бабочки. Не делает из своей жизни ценности. Не возвышается, но и не падает. Ничто в мире не может пошатнуть его. Не потому что он зациклен на себе, но потому что он растворён в мире, судьба коего неотделима от его судьбы. Сила его в ничтожестве. Как говорят: «излишняя слабость становится силой». Не имеющий гордости не может быть оскорблён и унижен. Не придающий значения вещам, не может быть обокраден. Не придающего значения своей жизни, не может постигнуть беда. Истинномудрый всегда ровен.

Попытки разумом познать истину бессмысленны. Когда дышишь, не осознаёшь, что это дыхание. Процесс происходит бессознательно. Естественно. Сам собой. Так и истина сама входит в тебя, подобно ветру. Неведомая, неощущаемая. Но животворная. Это основа жизни.

Быть сосредоточенным на Пустоте — значит, пытаться стать её частью, не выделяя её и себя. Раскрыть её в себе и погрузиться в неё.

Чему посвящена наша жизнь? К чему все наши усилия? Сколько за всю жизнь совершается вдохов, выдохов, сколько съедается пищи? И это только для того, чтобы просто жить — продолжить своё существование. В нашем бытии ничуть не менее физиологичности, чем у животных. Насколько зависит наше мировоззрение, наше настроение, вера от того, выспались ли мы, здоровы ли мы, хорошо ли работает у нас желудок. Сам процесс мышления также физиологичен, как и например, приём пищи или ходьба.

Сила нашей жалости к себе столь велика, что может сравниться только с нашим самомнением. Оба эти качества удивительно прочно в нас сочетаются. Это две скалы, между которыми балансирует нависной мост нашего сознания. А мы ещё хотим не только на этом узеньком, раскачивающемся из стороны в сторону мосту удержаться, но и тяжёлый груз в виде накопленных знаний перенести. Познание мира через «я» — труд более сложный, чем подняться на высокую крутую гору ползком. Наше «я» заслоняет от нас мир. Уменьшись, отступись от себя. И познаешь мир, растворясь в нём. Ощутишь его как самое себя.

Во всём есть истина. В наших ошибках и глупостях её содержится не менее, чем в нашем уме. Везде я вижу её выражение. Но дать определение по-прежнему не могу.


Реклама
Реклама