"Всюду в обнажениях я видел кристаллические сланцы и кварцы, окрашенные окисью меди. Китайцы говорят, что на Сице (1) есть золото, а в горах - горный хрусталь. В долине Сицы раньше были хорошие хвойные смешанные леса, впоследствии выгоревшие. Теперь на месте пожарища выросли березняки 25-летнего возраста"
(В.К. Арсеньев "Дерсу Узала")
КАМЕНЬ РЕЙНСКИЙ - рейнстоун, английское название горного хрусталя.
Подавляющему большинству людей хочется выглядеть чуть лучше, ездить на машине чуть выше классом и жить в роскошной квартире. Увы, волшебной палочки нет, а имитировать машины или квартиры еще не научились. А вот с драгоценными камнями всё обстоит иначе. Именно поэтому на циферблатах огромного количества часов всё чаще и чаще фигурируют самые разнообразные "сверкающие камушки".(2)
Ещё на рубеже X и XI веков среднеазиатский ученый Аль-Бируни сообщал:
"Существуют известия писателей, каким образом из горного хрусталя посредством окрашивания изготовлять изумруды и другие прозрачные драгоценные камни, из сарда - сардоникс, и из других [камней] - прочие. И нет обмана, который бы приносил более прибыли".
Высокая цена камней и стремление многих людей ими обладать, несмотря на реальный уровень доходов, делали имитацию желанных материалов распространённым явлением во все времена. Применение цветного стекла и фаянса, окрашивание глиняных и стеклянных бусин для повторения структуры камня было широко распространено в Египте, Индии, на Ближнем Востоке.
И если алхимики пытались найти не только философский камень, но из всего на свете сделать золото, то наука нового времени породила целый класс материалов, которые уже не "притворяются" драгоценными камнями, а имеют самостоятельную ценность и спокойно соперничают с дорогими собратьями по ключевым параметрам.
Всем известно словосочетание "игра камня", но не многие задумывались, что оно означает с точки зрения физики. Под "игрой" обычно понимают способность самоцвета испускать сильное и разноцветное сияние. Разумеется, камень - не лампочка, и сам по себе не светит. Он всего лишь отражает попавшие на него лучи.
Используя законы оптики мастер-огранщик может придать ему такую форму, что он, как светоотражатель в фонаре автомобиля, будет собирать лучи света, приходящие в различные грани, и испускать их все наружу через одну из граней.
Луч солнечный, пройдя сквозь грань хрустальной вазы,
Являет радугу, сливаяся в алмазы
Роскошно-блещущих огней...
(Константин Фофанов)
В таком случае поток света, выходящий из этой грани, окажется выше, чем падающий на неё, и камень будет "гореть", то есть сверкать. Яркость блеска тем выше, чем более высоким коэффициентом преломления обладает материал.
Таким образом , "скучная" для кого-то, физика находит своё применение при создании самых выдающихся украшений мира. Другой параметр материала - дисперсия - определяет, как белый свет будет раскладываться на радужные компоненты при отражении от внутренних граней камня, т.е. насколько разнообразные по цвету будут вспышки.
Как и в древности, натуральный алмаз остаётся материалом редким и доступным немногим, а число желающих иметь красивые вещи с годами растёт. На помощь приходят декоративные камни, процесс изготовления которых идёт по двум основным направлениям. С одной стороны, учёные научились выращивать искусственные кристаллы, по характеристикам похожие на алмаз, с другой, - разрабатываются стразы из стекла с различными добавками и способами обработки.
Родоначальником этих изделий - ювелир Георг Фридрих Штрасс. (3) Он навсегда вписал своё имя в историю, став изобретателем страз - "рейнского камня" (англ. rhinestone).
Сияние Рейна
"Рейнский камень" назван в честь стекла, которое выплавлялось из песка, взятого с рейнских берегов.
Штрасс не только добавил в стекло свинец (получив, по сути, искусственный хрусталь) и калий, но и догадался придать изделиям дополнительный блеск при помощи тончайшего слоя металла.
Тонкий зеркальный слой, нанесённый в основании страза, выполнял роль дополнительного отражателя, компенсируя низкий показатель преломления света, и делая "игру" камня более привлекательной. В результате изделия Штрасса очень скоро стали популярны при дворе, и в 1734 году он даже был удостоен титула королевского ювелира.
"Рейнский камень" был намного дешевле алмаза, а применяемая Штрассом технология позволяла создавать крупные украшения, что невозможно в случае натурального камня. Однако процесс производства страз был достаточно трудоёмким, и продукция оставалась относительно дорогой, что не позволяло сделать её массовой.
Но Штрасс положил начало - и сегодня, спустя много лет, стразы производятся на основе стекла с добавлением около 30% окиси свинца, который повышает сразу обе важные оптические характеристики стекла: коэффициент преломления и дисперсию.
Стекло, даже с добавками, всё же уступает алмазу. Поэтому для усиления сияния производители используют различные хитрости. Например, повысить блеск можно нанеся на основание камня зеркальное напыление: амальгаму или отражающий металлический слой - симили.
В зависимости от формы страза (они бывают плоскими для пришивания или приклеивания, или повторяющими форму огранённого натурального камня), покрытие может наноситься на нижнюю поверхность, являться верхним слоем, окутывать страз со всех сторон или подчёркивать отдельные грани.
Мода меняется, и сегодня стразы не только стремятся повторить блеск естественных камней, но и выступают в качестве самостоятельных изделий с металлической, матовой или радужной (популярное покрытие Aurora Borealis - AB) поверхностью.
Второе направление улучшения оптических характеристик изделия - совершенствование огранки. Если в случае натуральных камней огранщик всегда балансирует между желаниями сохранить размер природного камня и придать ему блеск, при работе с искусственными стразами мастер не скован в выборе.
Коэффициент преломления некоторых стеклянно-свинцовых смесей вплотную приблизился к показателям бриллианта, поэтому иногда ювелиры отдают предпочтение классической бриллиантовой огранке. Конечно, стандартные 57 граней на стразы чаще всего не наносят: это и трудоёмко, и не имеет смысла из-за характеристик материала. Чтобы получить визуально эффектное сияние, для массового продукта обычно достаточно выйти за пределы десяти граней, а оптимальным считается наличие 12-16 плоскостей. Кроме того, производители страз экспериментируют с сочетаниями. Например, огранка Swarovski объединяет широкие и узкие грани, разбивающими свет на несколько пучков, которые, в свою очередь, выходя из камня образуют "факел" из нескольких цветов.
Разумеется, для качественной игры необходимо строгое соблюдение размеров и оптимальных углов расположения граней, что, собственно, и определяет качество товара.
В итоге стеклянные стразы стали самостоятельным типом украшений, не пытающимся выдать себя за бриллиант, а обладающими собственной ценностью. В частности, по многоцветной игре некоторые из них едва ли не превосходят бриллиант.
Сочетание хороших оптических характеристик и относительно низкой цены предопределило использование страз для украшения различных товаров начиная с одежды, мебели, до ювелирных украшений и часов.
***
Рассыпались стразы активных лучей
В обычный поток каждодневных значений
И вновь возвращают из разности дней-
Рассветы, плывущие в бездну мгновений.
А там, бесконечность всего и всему:
Ни зорей, ни ветра, ни слов быстротечных.
Пока я живу, дорожу всем, люблю,
Листая странички из шёпотов вечных
(Наталь Самсонова)
(1) Дальний Восток, Юг Дальнего Востока, Приморье, Сихотэ-Алинь, горы Пржевальского, гора Сица, урочище Щёки
(2) Стразы
timeseller.ru
(3) Георг Фридрих Штрасс (29.05.1701 - 22.12.1773) - ювелир из Эльзаса, изобретатель искусственных драгоценных камней. Эти камни были названы по его имени стразами.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Всё очень интересно и познавательно!))
Мне всё очень понравилось!))