*** Глава 2 из 2. Занятие с Мишей ***
По внешнему виду Миша оказался вполне обычным мальчиком. Выглядел ровно на свой пятилетний возраст, ни старше, ни младше. Но вот глаза! Глаза Миши были какими-то необычно умными, проницательными для ребенка. Когда он смотрел мне в глаза, создавалось впечатление, что он заглядывал прямо в душу.
Светлана представила нас с Мишей друг другу. После этого Света пошла с мамой Миши пить чай на кухню. А папы Миши вообще не было дома, он уехал куда-то в рейс.
- Чем занимаешься, Миша? - спросил я у мальчика, когда мы остались в комнате вдвоем.
- Всем понемножку, - уклончиво ответил Миша и задал мне аналогичный вопрос, - а ты чем занимаешься, дядя Костя?
- Я – писатель! – гордо ответил я.
- И что же конкретно такого ты написал? – вежливо поинтересовался Миша.
- В основном, всякую разную беллетристику, - уклончиво ответил я.
- Зря ты этим занимаешься, - неожиданно сказал Миша.
- Почему? – удивился я.
- Я тут как-то подсчитал. Если взять самые лучшие образцы мировой литературы. Только самые лучшие. Получится так, чтобы их все прочитать, обычному человеку потребуется примерно триста лет. При условии, что этот человек читать будет быстро и больше ни на что время тратить не будет, кроме восьмичасового ежедневного сна. Вопрос. Имея такой явный излишек данного типа продукции, зачем тратить время на изготовление новых образцов?
- Но позволь! – воскликнул я, - не хочешь же ты заставить всех людей читать одно и то же? У каждого свои вкусы, есть любимые жанры, есть любимые писатели.
- Конечно, конечно, кому-то нравится читать "лучшие образцы", кому-то "худшие образцы", - с некоторым сарказмом сказал Миша, - кому-то нравится Пушкин, кому-то Оборотов. И вкусы всех читателей надо уважать. Даже если это вкусы весьма убогие и примитивные.
- Вот, кстати, я тебе подарочек принес, - поспешил я уйти от спора, - сказки Пушкина. Отличное издание с иллюстрациями.
- Опять бумажная книга, - поморщился Миша, - как люди читают бумажные книги, не понимаю. Никакого функционала! Ни поиска по тексту, ни сбора статистики по словам, ничего! Да еще сколько места занимает. А у меня комната маленькая. Нет тут места для Пушкина.
- Миша! Нельзя так реагировать на подарки! – нравоучительно сказал я, - даже если подарок не понравился, надо сказать "спасибо" и изобразить радость, пусть даже неискреннюю.
- Спасибо, дядя Костя, - ответил Миша, - с одной стороны, ты прав. Вежливость – великая сила. Я это на практике проверил. В детском саду дал одному дебилу кулаком в нос, а затем сказал, "извини, брат". Тот сразу успокоился и больше ко мне не приставал. С другой стороны, если бы я не дал тебе важную информацию, ты так бы и продолжил таскать мне бумажные книги, пока вся комната не была бы заставлена. А мне простор нужен хоть какой-то. Побегать, попрыгать.
- Ладно, Миша, больше книг дарить тебе не буду. Давай, что-нибудь почитаю тебе из этой.
- Зачем это? Я и сам читать умею.
- Тут важно не просто прочитать эти гениальные стихи. А поймать красоту этих строк и получить эстетическое удовольствие. И в этом тебе поможет хороший декламатор с приятным вокалом. Такой, как я, например.
- Ладно, валяй, - несколько панибратски разрешил Миша.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Дочитав до строк:
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету.
Я остановился, закрыл книгу и глаза тоже закрыл. Не знаю, как Миша от прослушивания, но я от чтения получил большое удовольствие. Давненько я не читал таких гениальных стихов!
Миша из деликатности помолчал некоторое время, а затем спросил.
- Вопросы по тексту можно задавать?
- Как ты выражаешься, "валяй", - разрешил я, - кстати, это слово я не рекомендую тебе использовать в разговорах со взрослыми. И с детьми тоже. Взрослые могут обидеться, а дети могут неправильно понять, и "наваляют" не то и не туда.
- Хорошо. Я все понял, кроме двух моментов. Почему и как русалка залезла на "ветви"? Ведь у нее, кажется, нет ног и живет она в воде. И вот еще "избушка на курьих ножках". Это, наверное, какие-то очень большие и прочные "курьи ножки"? Иначе, они не удержат на себе дом. Но зачем? Не проще ли было сделать какой-то стандартный фундамент?
- Я понял, Миша, в чем твоя проблема. Отвечу сразу на оба этих вопроса, а также на любые другие подобные вопросы. Не надо воспринимать художественные тексты как документацию. Здесь надо ловить не столько информацию, сколько красоту изложения, гармонию стиха и чудесное волшебство. Понятно? Это пища не для ума, а для души.
- Ух. Все ясно. Спасибо, дядя Костя. Объяснил, как по полкам разложил. А я-то, дурак, искал логику и смысл, где эти элементы вообще не предусмотрены. Трудно найти черную кошку в темной комнате. Особенно, когда ее там нет. Мне реально стало легче. Теперь, после объяснения, я даже полюбил Пушкина.
После этого мы перешли к логическим играм.
Сначала сыграли 3 партии в шахматы. Миша играл неплохо, но не так уж сильно, как можно было бы ожидать от "гения". Примерно в силу КМС, но не более того. Все три партии я, правда, проиграл, но это только потому, что мы играли на "настоящей" оффлайновой шахматной доске, от которой я давным-давно отвык.
После этого мы сыграли примерно десять партий в карты, в "подкидного переводного дурака". Признаюсь, я очень хотел выиграть, старался из-за всех сил, но, увы, все десять партий с треском проиграл.
- Очень глупый ход ты сделал, дядя Костя, в конце, - заявил Миша после последней партии, - ты пошел с восьмерки крестей, а надо было с вальта бубей. У меня же на руках девятка крестей, а все буби старше вальта в "отбое".
- Я же не знал, что у тебя на руках есть девятка крестей.
- Как это "не знал"? К концу игры всем все ясно, что в "отбое", а что у кого на руках.
- Я не помнил, какие карты вышли из игры.
- Как это "не помнил"? А что тут помнить-то? Мы играем колодой из тридцати шести карт. Тут нечего помнить.
- Тем не менее, я не могу запомнить движения этих всех тридцати шести карт. Выход козырей я еще кое-как запоминаю. Да и то, бывает, путаюсь.
- Как же ты, дядя Костя, с такой плохой памятью занимаешься интеллектуальной деятельностью?
- Во-первых, мне компьютер помогает. Он много чего помнит. Во-вторых, моя память все-таки лучше, чем среднестатистическая память у взрослых людей.
- Боже мой, в каком мире я живу, - воскликнул Миша и схватился за голову, - странный мир, в котором люди не могут держать в голове примитивную матрицу девять на четыре. Как мне жить в этом мире!
На эмоциях Миша кричал слишком громко, и на его крики в комнату вбежали мама Миши и Светлана.
- Миша! Миша! – закричала мама Миши, подбежала к нему и обняла его, - что тут происходит?
- Ты, что, Константин, не понимаешь, что с детьми, у которых подобные проблемы, надо обращаться крайне осторожно, - прошипела Светлана.
- Все нормально, мама, - выручил меня Миша, - просто я выиграл у дяди Кости в шахматы и закричал от радости.
Женщины облегченно вздохнули.
- Теперь я понимаю, как непросто жить, когда рядом с тобой такой юный гений, - резюмировал я по окончанию занятий.
- А понял ли ты, дядя Костя, как непросто жить мне, когда кругом одни идиоты со слабой памятью? – поинтересовался Миша.
...
Узнав от Светланы, детского психолога, что недалеко проживает юный пятилетний гений, я напросился на встречу с этим молодым талантом.
© 2024 Константин Оборотов
===