P.P.S. Размышления о человеке гармоничном(Из книги "Размышления. 101 день")
…Казалось бы, что тут особо «судить-рядить»! Известно же, «в здоровом теле – здоровый дух». Чем не формула «гармоничного человека?.. Говорят, правда, в народе «на самом деле - одно из двух». Да мало ли что говорят…. На самом деле, всяко бывает….
А если серьёзно, наличие «здорового тела» вовсе не подразумевает обязательное наличие «здорового духа». И, наоборот, соответственно.
Но, всё-таки, «гармоничный человек» - это всего лишь сочетание «здорового тела» и «здорового духа» или всё же нечто иное?..
Определимся; «гармония» может рассматриваться двояко: в «высоком смысле», как некое совершенство, и упрощённо; как некий «баланс» или «цельность».
Может ли синонимом гармоничности быть «цельность» человека?.. Говорят же иногда: «цельный человек», «цельная натура».
Попробуем разобраться. Начнём, пожалуй, с христианского взгляда на человека.
Итак. Если упрощённо: человек есть сочетание души и плоти (тела). Плоть – обиталище души. Дух привнесён в душу Господом. Это лучшая часть человеческой души (см. «Размышления о душе»). Триединство человека подобно триединству Бога. Человеческая плоть рассматривается как «храм для духа».
При определённых условиях (духовная деградация) душа может утрачивать дух. То есть стать «бездуховной».
«Оптимальное» сочетание души и духа и есть условие существования гармоничной личности. Под «оптимальностью» условимся понимать следование души – духу. Душа должна быть «в духе». Подразумевается некий «приоритет» духа.
К «тленной» плоти христианство всегда относилось как к нечто «вторичному», временному. Человек должен уважать своё тело, как «обиталище духа», но не «баловать» его. Аскеза рассматривается как средство «укрепления» духа.
С психологической точки зрения (опять-таки упрощённо) есть «истинное «я», а есть «эго». Есть «сознание» и есть «подсознание». (О терминах договариваться не хочется. На самом деле все это очень условно. Я так думаю, никто не знает точно сколько «уровней» сознания существует на самом деле. «Темна вода во облацех».)
Обратимся к «классике»: «Сталкер» («Пикник на обочине») братьев Стругацких. Напоминаю сюжет: в некой паранормальной «зоне» есть «место силы», где исполняются желания. Нюанс: исполняются не декларируемые, а «заветные» желания, т.е. те, которые «имеют место быть» на уровне подсознания (а, может быть, «эго», а может быть, наоборот, «истинного «я». Кто знает?.. Да и дело ли в терминах?..)
Вопрос: возможна ли «гармоничность» с «отрицательным потенциалом», со знаком «минус» - в негативном морально-этическом плане?..
В смысле «цельности натуры» безусловно, «да». Тут главное в «осознанности» своих убеждений («плюс», «минус» не важно). Примеры: «законченный эгоист», «убеждённый эгоцентрист», «отпетый негодяй» и пр. и пр…. В общем, «абсолютный злодей», «в идеале»…. Но это, опять таки в идеале…. «Дикобраз» из «Пикника», таковым, конечно не является. Просил-то он всё-таки за брата, а не богатство… «Не цельная», выходит, натура….
…И, всё-таки, возвратимся к религиозной концепции. Если, декларируемое «благо», «тормозится» «животным началом» (подсознанием), «декларация» так и останется декларацией. (Вспомним – «вера без дел, мертва».) То есть ни о какой гармонии не может идти и речи.
Переступить через себя, переломить своё «эго», поставить «во главу угла» дух - это жертвенность. То есть способность человека поставить интересы ближних своих выше собственных.
Выводы. Единство чувства, мысли, слова и дела – это цельность. Гармоничность же обретается человеком через жертвенность. Почему?.. У Господа Бога много имён. Но если первое имя Бога – Любовь, то второе Его имя – Гармония.
|