Социальный паразитизм и равновесие ценностейЧеловек является существом социальным. Умение правильно вести себя в обществе самым непосредственным образом влияет на приспосабливаемость индивидуума, эффективность размножения.
В мозге есть системы нейронов, отвечающие за общение. На их работу влияют гены. Среди них есть ключевые, изменения которых отрицательно влияют на формирование и реализацию позитивных межличностных отношений в группе. Мутации в генах могут привести к трудностям в генерировании доброжелательного, сочувственного отношения к людям, готовности делиться чем-то с другим человеком. Один вариант гена может подталкивать к жадности, другой к помощи.
У нас есть врожденная (генетически обусловленная) предрасположенность к реализации и развитию совестливости, честности, доброты. Совсем уж наглое, пренебрежительное поведение группой отвергается, ибо оно отрицательно влияет на ее успешность. Высокий процент эгоистически настроенных членов уменьшает конкурентоспособность группы во взаимодействии с другими.
Чем острее межгрупповая конкуренция, тем нетерпимее отношение к эгоистам, людям, работающим только на себя. Правда, это не универсальное правило. Даже при очень жесткой борьбе группа может не найти в себе силы ограничить влияние эгоистов. В этом случае их становится все больше, сообщество же приобретает реальные шансы быть уничтоженным.
Если сообщество большое, разнообразное, проживает на обширных территориях, в достаточно благополучных условиях - серьезных внешних и внутренних врагов нет, народ не голодает, в нем распространяются эгоисты, которые самым бесцеремонным образом будут паразитировать на альтруистах, людях, которые хотят что-то сделать не только для себя, но и для других. Последние занимаются производством, тратят ресурсы на помощь. Эгоисты берут все, что можно взять, стараясь ничего не отдавать. Они получают преимущество в размножении.
Итог этого процесса - падение нравов, понижение боеготовности общества, большинство занимается своими проблемами, мало обращая внимание на творящееся вокруг.
Если общество не сможет справиться с таким положением вещей на культурном уровне – выработать нравственные, экономические и иные нормы поведения, препятствующие негативным тенденциям, оно может быть разрушено, поглощено, трансформировано сообществами, нацеленными на групповую победу, борющимися с игнорирующими правила взаимопомощи.
Понятно, что какие-то формы социального поведения полезны для общества и не нужны индивиду. Какие-то очень важны, выгодны для человека, но опасны для социума (асоциальное поведение).
Важно находить равновесное состояние между реализацией ценности свободного развития личности и ценности общественного, культурного здоровья. Увеличение перекоса в сторону одного из обозначенных ценностных полюсов усиливает поражение интересов другого, что вызывает рост агрессивности, социальной нестабильности.
Асоциальное поведение вызывает у нормального человека возмущение. Нормальность и выявляется по реакции на него. Чем нормальнее человек, тем сильнее у него реакция на искажающее нормы поведение (насилие в отношении ребенка, взрослого человека, захват территории, передача лживой информации).
Это возмущение (вплоть до защищающего нападения) – реакция на нарушение врожденных запретов (природной морали) не убивать, не вторгаться на чужую территорию, не брать чужую еду и т.д.
Врожденный характер запретов позволяет говорить о естественности права.
На социальном уровне модели правового поведения передаются индивидам с помощью воспитания и обучения в семье и школе, в других иерархиях, ими усваиваются, закрепляются повторением.
Право, его структуру можно рассматривать как результат следования эволюционным (филогенетическим) и культурно-историческим путем.
Преступное поведение может объясняться как генетическим выпадением содержащих запреты врожденных поведенческих форм, так и нарушениями в передаче норм социальными способами.
Врожденные (инстинктивные) побуждения и культурно обусловленные составляют единое целое, систему, в которой недостаток или избыток одной из частей приводит к нарушению равновесного состояния. При этом, необходимо учитывать, что влияние разума и обучения на инстинктивные реакции ограничено.
Несмотря ни на что, весьма трудно сделать социальными людей, родившимися эмоционально бедными (носителей наследственного недостатка) и индивидов, испытывающих существенную нехватку воспитания из-за необратимых повреждений в передаче поведенческих норм в раннем, детском возрасте.
Усиливающаяся уверенность в том, что человек – продукт всего лишь социальных отношений, приводит к тому, что преступник, испытывая жалость к себе, считает (поддерживается в этом обществом) себя жертвой неграмотных воспитателей, политики социума. Рождается убежденность в том, что виноваты все, кроме жертвы неправильной помощи.
Сострадание к преступникам мешает защищать от них их жертв. Когда социальным путем (толерантность) блокируется возмущение, вызываемое насилием, нарушением врожденных запретов, человека лишают природного чувства справедливости – источника высокой оценки хорошего, правильного.
Если человек в результате своего развития, взросления сохраняет характерные черты ребенка (стремление к немедленному удовлетворению своих желаний, отсутствие внимания к чувствам других, ответственности за совершаемое), перед нами предстает инфантильная личность, которая не способна к терпеливому труду во имя далекой цели, не желает нести за что-либо ответственность, безразлична к интересам других людей.
Человек с неразвитыми, дефектными социальными нормами становится в обществе социальным паразитом. Он ждет, что о нем будут заботиться, его же вклад в общественное развитие минимален.
Важнейший способ борьбы с разложением социального поведения – всемерное поддержание в виде фактора отбора высокую эмоциональную оценку хорошего и порядочного. Прощение зла, проявление жалости, сочувствия к нему демонстрируют его приемлемость.
Социальный паразит не только своим поведением разрушает общественные отношения, но и является активным гонителем форм нормального поведения.
Гуманность к индивиду должна уравновешиваться точным пониманием того, что нужно обществу в целом. Если этого не происходит, мы получаем чувствующее поддержку разрушение социальных норм.
Недопущение, устранение социальных искажений достигается через грамотное воспитание с учетом исходных предрасположенностей и особенностей индивида, содержания уже полученного социального багажа.
Взывание к немедленной реакции общества на усиливающееся влияние социального паразитизма часто не приносит того, что ожидается в ответ на сигналы об опасности.
Общественное мнение инертно. Реагирует на новые влияния через некоторое время, не сразу. Периоды отсутствия реакции могут быть продолжительными. Допускает в оценке ситуации грубые упрощения. Склонно преувеличивать или преуменьшать остроту проблем. Понимание ситуации, реакция на нее формируются постепенно.
Социальный паразитизм усиливается, крепнет в атмосфере развития кооперации и взаимопомощи. Понятно, что, если особи, нацеленные на созидательное объединение ресурсов, не смогут защититься от паразитов, они проиграют. Идет постоянная эволюционная гонка средств и способов борьбы с паразитами в социуме.
Общество пытается выявить нарушителей установленных норм поведения, лгунов, воров, желающих ничего не вкладывать в социальное благополучие, но при этом получать достойную помощь. Работает защитный механизм – мораль. Предполагается, что мощным толчком для развития, усложнения языка стала необходимость эффективного распространения информации о нарушителях общественных норм. Сведения о лгунах, обманщиках, скользких личностях передавались людям для того, чтобы они знали, с кем имеют дело. Для осуждения, наказания социального паразитизма.
В данном случае интересна роль сплетен. Они являются важнейшим инструментом формирования общественных отношений, борьбы с проходимцами.
Социальный паразитизм является частью жизни общества. С ним можно бороться с разной степенью успешности. Уничтожить его навсегда не получится. Обществам, стремящимся к успеху, поддержанию разумного баланса между личными интересами и общественными, необходимо очень серьезно относиться к моральным установкам, высокой оценке любых созидающих, альтруистических, антипаразитических устремлений. Если этого не будет, будет деградация с соответствующими последствиями.
Литература
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
Марков А.В. Ген альтруизма
Марков А.В. Дары природы
|