Произведение «Единый бог Эхнатона. 1»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: История и политика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 98 +1
Дата:
«Эхнатон и Нефертити»
Предисловие:
История Древнего Египта

Единый бог Эхнатона. 1

После Тутмосов, Хатшепсут, Рамсесов и других более или менее известных фараонов остались пирамиды, храмы, памятники, как свидетельства их жизни, свершений, подвигов и славы. А вот храмов или иных материальных свидетельств об Эхнатоне почти не существует, подавляющее большинство из них уничтожены, но помнить о фараоне-реформаторе необходимо. Великая концепция единобожия, превозносимая иудеями своим приоритетом, провозглашена до них в Древнем Египте фараоном Аменхотепом IV, будущим Эхнатоном.

Этот фараон был младшим сыном Аменхотепа III из XVIII династии Нового царства и его «великой царской супруги» Тии. Гигантские статуи, известные в истории, как колоссы Мемнона, на самом деле изображают Аменхотепа III. А в России на Университетской набережной Санкт-Петербурга стоят сфинксы с портретным изображением этого фараона. Отец Эхнатона Аменхотеп III был одним из самых великих фараонов Древнего Египта, при котором государство процветало и благоденствовало. Его мать Тия происходила из провинциальной знати, вероятно, с примесью нубийской крови, но обладала большим умом и энергией, оказывала огромное влияние на политику сначала мужа, а потом сына.

Наследником Аменхотепа III считался старший сын Тутмос, но после его ранней смерти право наследования перешло к Аменхотепу IV. Такому выдвижению младшего, болезненного сына во многом способствовала его властная мать, царица Тия.

Главным египетским богом того времени был Амон-Ра. Культ бога небесного пространства Амона первоначально почитался только в Фивах (современный Луксор). Баран и гусь, как символы мудрости, были священными животными Амона. С эпохи Среднего царства его культ стал совмещаться с богом плодородия Мином. Супругой Амона считалась богиня материнства Мут, а их сыном был лунный бог Хонсу. Все вместе они составляли фиванскую триаду и были главными объектами поклонения в грандиозном храмовом комплексе Карнака.

В дальнейшем, с политическим возвышением Фив, бог Амон приобретает всё большее значение, отождествляется с древнейшим гелиопольским солнечным богом Ра в образе царя богов Амона-Ра. В период XVIII династии Нового царства культ Амона-Ра и влияние его жречества достигает наивысшего могущества.
Наряду с Амоном-Ра почитались сотни других богов и богинь, причём в разных частях обширного Египта отношение к ним менялось, доходя порой до отрицательного. Так, бог Сет в период Древнего царства почитался, как «защитник солнца-Ра» и наряду с Гором считался покровителем власти фараонов. Потом в Фивах Сет был демонизирован, стал воплощением мирового зла. Некоторые представители древнеегипетского пантеона, например, богиня Бастет, теряли свою значимость, популярность других, наоборот, быстро росла. При этом была утрачена стройная космогония гелиопольского периода.
А самое главное, стал теряться сакральный смысл и мировоззренческая значимость богов Египта, оставались надуманная обрядовость и реальный, всё возрастающий сбор жречеством материальных благ.

Фараон Аменхотеп IV пришёл к власти в 1353 году до н.э. В начале своего правления он не отвергает культа древних богов и молится Амону. Но уже тогда Аменхотеп IV начинает выдвигать культ малоизвестного бога Атона, олицетворением которого был солнечный диск. По его указанию в Фивах возводится храм Атона.
На четвёртый год правления Аменхотеп IV провозглашает Атона единственным истинным богом, а себя его представителем на земле. Он отменяет различные магические культы и бесчисленные обряды с языческими жертвоприношениями. Отныне нет сонма разных богов со своими свойствами и способностями, бог един, имя ему – Атон. Он – творец всего сущего в мире. Фараон впервые делает то, что за ним повторят Моисей, а затем Мохаммед. Собственное имя фараон меняет на Эхнатон (Угодный Атону), а также переименовывает своих родных и приближённых к трону вельмож.
Эхнатон запретил культ Амона и всех других богов, повелел забыть о них, закрыл и стал перестраивать старые храмы. Это вызвало гневный ропот целой армии жрецов: ещё бы – рушились тысячелетние традиции, а вместе с ними исчезли и высокодоходные должности.

Тогда Эхнатон покидает Фивы и начинает строительство новой столицы Ахетатон (Горизонт Атона). Место для строительства ему указывает Солнце, поднимающееся над скалами восточного берега Нила ниже Фив по течению. За несколько лет в пустыне вырастает грандиозный белокаменный город с храмами в честь единого бога Атона, великолепными дворцами, памятниками, площадями, парками и аллеями. В отличие от мрачных, тёмных храмов старых богов храмы Атону воздвигались без крыши, дабы поклоняться самому Солнцу.

Был в Ахетатоне и дворец царицы Нефертити – первой и главной супруги Эхнатона (вероятно, и его двоюродной сестры).Нефертити играла очень важную роль в становлении новой религии, она сопровождала своего великого супруга на всех священнодействиях и была живым воплощением солнечной силы, дарующей жизнь. Имя Нефертити (Прекрасная пришла) говорит об иностранном происхождении царицы и о её исключительной красоте. Нефертити, пожалуй, самая знаменитая царица Древнего Египта, а её бюст известен во всём мире, как образец женской красоты. Это бюст был обнаружен немецким археологом Людвигом Борхардтом в 1912 году в Тель- эль-Амарне (арабское наименование места руин Ахетатона). Обманным путём он был вывезен в Германию и хранится сейчас в Египетском музее Берлина. (Тут, впрочем, стоит заметить, что немцы лишь дилетанты-любители по вывозу древнеегипетских ценностей; Франция и особенно Англия преуспели в этом вполне. Про США вообще говорить не будем.)

После начала Эхнатоном религиозной реформы его супруга получила новое имя Нефернефруатон (Прекрасная красота Атона). О красоте царицы уже было сказано, а об отношении к прекрасному в искусстве того периода стоит поговорить особо. Древнеегипетское искусство всегда было производным от религиозных воззрений, поэтому установление монотеизма радикально повлияло и на эстетику изобразительного творчества. Во-первых, ушли в прошлое изображения сотен богов в их антропоморфном или зооморфном виде, а единственным обликом Атона был солнечный диск с лучами, оканчивающимися ладонями с анхами – ключами вечной жизни. На известном рельефе бог Атон излучает свою благодать на Эхнатона, Нефертити и их дочерей.

Амарнское искусство содержит много эпизодов из жизни царской семьи. Для этого стиля характерны реализм и выразительность, изящество форм и сочность цветов. Много изображений посвящены природе, растениям и различным животным: бегущая собака, разъярённый дикий бык, стремительно летящие птицы… Для амарнской эпохи является отличительным отказ от идеализации образа фараона. Эхнатон изображается с удлинёнными чертами лица, выступающим животом, тонкими, длинными руками и ногами, непомерно большими стопами и ладонями. (Это, кстати, позволило многим увидеть у Эхнатона проявление синдрома Марфана.)


2.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама