Произведение «Легендарный казнокрад и беспрекословный исполнитель императорской воли граф П. А. Клейнмихель»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Публицистика
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 86 +1
Дата:

Легендарный казнокрад и беспрекословный исполнитель императорской воли граф П. А. Клейнмихель

На протяжении веков двумя основными бедами в России (согласно расхожему мнению) всегда считались дураки и дороги…

Но в истории страны бывали и такие периоды, когда обе эти напасти буквально объединялись в одной точке… в пространстве и во времени. Оставляя по себе не только тягостное «наследство», которое впоследствии годами приходилось разгребать потомкам, но и основательные бреши в государственной казне…

Граф Пётр Андреевич Клейнмихель, который в середине XIX века являлся Главноуправляющим Путей Сообщений и Публичных Зданий (что в переводе на реалии XXI века могло соответствовать объединённой должности министра транспорта и министра строительства), а также беспрекословным исполнителем монаршей воли, вполне гармонично сочетал в себе две основные российские напасти…
И, хотя официального поста «беспрекословного исполнителя монаршей воли» в Российской империи никогда не существовало, граф П. А. Клейнмихель остался в отечественной истории, главным образом, именно благодаря данной, так и не учреждённой «должности».

Вполне естественно (или, вероятно – «вполне противоестественно»), чтобы соответствовать подобным обязанностям в служебное и даже неслужебное время не один десяток лет, нужно было обладать особыми свойствами характера, как и особым чутьём к переменам императорского настроения и любым монаршим капризам. Что, судя по историческим свидетельствам, графу Клейнмихелю удавалось почти всегда.
Помимо же перечисленных личностных особенностей, Пётр Андреевич Клейнмихель являлся едва ли не самым известным в русской истории льстецом и казнокрадом, успешно и даже с определённым блеском воплотившим в себе обе эти ипостаси. Самым же известным лихоимцем в отечественной истории граф Клейнмихель остался, если не по количеству украденных из бюджета денег, то однозначно в плане системности, с которой он десятилетиями подходил к этому трудоёмкому и энергозатратному процессу.

Неудивительно, что на протяжении всей сознательной жизни графа Клейнмихеля за ним тянулся шлейф из курьёзных историй и откровенных, на первый взгляд, небылиц (многие из которых, к сожалению, для государства и отечественной казны, в дальнейшем оказывались былями).

Считается, что всю жизнь граф Клейнмихель страдал от эректильной дисфункции, по причине чего не мог иметь детей. И пусть чересчур взыскательного и щепетильного читателя не задевает тот факт, что в этом очерке приходится откровенно «ковыряться в грязном белье» нечистого на руку чиновника. По мнению современников и многих историков, именно причина физической ущербности знаменитого казнокрада и стала не только главной причиной его возвышения по службе, но и столь долгого нахождения возле государственной «кормушки». А также причиной «огромных нецелевых растрат» бюджетных средств, которые в итоге осели в карманах «коррумпированных чиновников и людей, непосредственно связанных с ними» (как сказали бы в «наше вечно нелёгкое время»)… Тех самых средств, которые могли бы пойти на действительно важные социальные проекты внутри страны. И пусть последнее звучит чересчур шаблонно и наивно, но трудно найти какие-то иные определения вполне очевидным явлениям…

Если в одном месте прибывает, то в другом неизменно убывает и оспаривать нерушимые законы физики и диалектики нет никакого смысла…

Дело в том, что, по мнению современников, все восемь детей графа и его второй супруги Клеопатры Петровны, были тайными, а значит, незаконнорожденными детьми самого императора Николая I от различных фавориток. Детей, которых семейство Клейнмихелей последовательно усыновляло и давало им свою фамилию. За подобные «услуги», как и исключительную преданность «верного паладина», император всегда лояльно относился к нечистому на руку графу. В течение всего своего царствования Николай I неизменно держал П. А Клейнмихеля в числе своего ближайшего окружения… не забывая «осыпать того исключительно хлебными должностями, гос. контрактами на различные проекты и громкими титулами» (даже графское достоинство было присвоено П. А. Клейнмихелю только в 1839 году. Официально за курирование быстрой перестройки и реставрации Зимнего дворца после страшного пожара 1837 года… и одновременно в год появления пятого «собственного ребёнка» в семействе Клейнмихелей. В результате чего ещё современники с иронией называли свежеиспечённого графа «Клейнмихель-Дворецкий»).

Чтобы «конфликты интересов» не бросались слишком явно в глаза, полученные от «казны» контракты на различные строительные проекты распределялись Главноуправляющим Путей Сообщений и Публичных Зданий между подрядчиками прямо или косвенно связанными не лично с ним, а «всего лишь» с его супругой, Клеопатрой Петровной. Мзда же или проценты буквально с каждого первого проекта, куда только могли дотянуться руки и аппетиты П. А. Клейнмихеля, оседали непосредственно в бездонных карманах самого графа. Что опять же стоило казне огромных и ничем не обоснованных дополнительных расходов.

К слову сказать, именно при графе Клейнмихеле и с «его лёгкой руки» в Российской империи возникли схемы оплаты жалованья «серыми» способами, а именно: «в конвертах». Что приносило автору «идеи» также немалый «побочный» доход.

Причём, как водится в таких случаях, сам граф не только не был отягощён какими-либо муками совести за собственное нескончаемое казнокрадство, но, судя по поступкам и личным заявлениям, был человеком не особенно большого ума. Более того, подчас казался откровенно ограниченной личностью. Тем более для тех высоких должностей, которые он последовательно или параллельно с другими постами занимал в государственной иерархии. С чем и были связаны иронично-курьёзные истории, в которые П. А. Клейнмихель нередко попадал…

…Благовещенский мост в Санкт-Петербурге строился с 1843 по 1850 годы. Проект был поручен талантливому инженеру Станиславу Валериановичу Кербедзу. Курировал строительство по понятным причинам непосредственно граф П. А. Клейнмихель. Проект был уникальным не только потому, что вписывался в городскую среду непосредственно Санкт-Петербурга, но ещё и оттого, что во время строительства было использовано много новых технологий, которые часто возникали прямо в процессе строительства.

В частности, несколько тысяч человек были заняты забойкой свай в Неве, что влекло за собой массу несчастных случаев, лишних расходов и сильно замедляло ход работ. С. В. Кербедз сломал себе голову, но придумал устройство, которое сильно ускорило сей «египетский труд» (как в то время называли долгую и трудоёмкую работу, которой не было видно конца, намекая, очевидно, на строительство Египетских пирамид). Проект устройства для скорейшей забойки свай был представлен на рассмотрение и утверждение Главноуправляющему Путей Сообщений и Публичных Зданий. Вполне естественно, что Кербедз ожидал как минимум устного поощрения за прорывную технологию, которая могла значительно ускорить ход работ и, как следствие, быстрейшее завершение проекта и сокращение на него казённых расходов.

Резолюция графа Клейнмихеля не заставила себя долго ждать. Инженер получил строжайший выговор от фактического министра с формулировкой: зачем он не изобрёл прежде сей машины и изначально ввёл казну в огромные и напрасные расходы…

Другая история, связанная с графом Клейнмихелем, произошла во время его объезда Российской империи для осмотра путей сообщений в разных губерниях. В каждом городе он назначал совещание с сотрудниками своего ведомства в строго определённое время. Первый курьёз случился в Москве: в назначенное время не явился ни один из вызванных чинов. Граф «рвал и метал», обвиняя московских подчинённых в саботаже и прочих «смертных грехах».

В конце концов разъярённого министра успокоили тем, что разъяснили ему: время в старой столице отличается от петербургского из-за разницы меридианов и вызванные сотрудники обязательно соберутся на совещание, но по Московскому времени…

Кратким отступлением стоит заметить, что до появления железных дорог, а с ними и точного расписания движения нового транспортного средства и систематизации графиков следования поездов, во всём мире было принято ориентироваться не на поясное, как сейчас, а на местное солнечное время. И в большинстве регионов Российской империи включительно, часы выставлялись именно в соответствии с солнечным временем главного города той или иной местности. О чём граф Клейнмихель не мог не знать…

Но такая же история произошла и в Нижнем Новгороде, куда Главноуправляющий направился с инспекцией сразу после Москвы. В назначенное время нижегородские чиновники профильного ведомства на совещание… не явились.

И на этот раз фактическому главе ведомства объяснили, что в Нижнем Новгороде свой меридиан и своё местное солнечное время. Чиновники же на совещание обязательно прибудут… но по нижегородскому времени. Граф Клейнмихель был в ярости.

– Что за бардак! – кричал он. – Я понимаю – своё время в Москве. Всё же Первопрестольная столица. Но в Нижнем-то почему?! Это что – каждый дрянной городишко в империи будет устанавливать собственное время?!

Естественно, при более внимательном анализе, последняя «легенда» с трудом выдерживает критику, поскольку Нижний Новгород находится восточнее Санкт-Петербурга и Москвы. А, значит, и местные чиновники должны были собраться на совещание намного раньше, чем назначенное время встречи наступило бы на часах Главноуправляющего, «живущего» в другом – более западном – часовом поясе. И вряд ли просто разошлись бы, если бы начальство не появилось к указанному часу...

С другой стороны, зная по историческим свидетельствам характер и «систему мышления» графа Клейнмихеля, вполне можно допустить, что какая-то версия той истории вполне могла случиться в Нижнем Новгороде, либо в одном из других городов Российской империи, куда «беспрекословный исполнитель монаршей воли» приезжал с инспекциями вверенных ему ведомств.

Увы, на протяжении многовековой истории и такие личности включительно управляли Российским государством… Личности, которые сейчас вызывают откровенные улыбки при упоминании об их «славных деяниях». Хотя современникам подобных государственных мужей было совсем не до смеха…
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама