Произведение «Дальние полёты, или Паноптикум. XXVI»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 67 +1
Дата:
«Пифагор»

Дальние полёты, или Паноптикум. XXVI

Тема древнегреческой науки и философии необъятна, одно только перечисление имён мыслителей Эллады займёт много времени... Поэтому мы их всех перечислять не будем, но одного вспомнить просто необходимо!

С именем Пифагор мы знакомимся ещё в детстве на уроках геометрии, чтобы потом навсегда помнить соотношение сторон в прямоугольном треугольнике: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов – с2 = а2 + в2. Но автор теоремы Пифагор стоит того, чтобы знать о нём как можно больше, ведь он не только знаменитый математик, но и великий философ, мистик и поэт античности.

Правда, достоверных данных о Пифагоре очень мало, а его труды до нашего времени не дошли. Первую книгу о пифагореизме написал древнегреческий учёный Филофай, который родился через 20 лет после смерти Пифагора. Пифагореизм оказал большое влияние на философию Платона, а через него и на Аристотеля. О Пифагоре писал отец истории Геродот (484 г. до н.э. – 425 г. до н.э.). Основными источниками сведений о жизни и учении Пифагора являются сочинения историков и философов Ямвлиха, Порфирия, Диогена Лаэртского. Они основаны на трудах более ранних авторов, из которых наиболее значим ученик Аристотеля Аристоксен Тарентский (370/360 годы до н.э. - после 300 до н.э.)

Приходится признать и такой факт, что чем дальше шло время от сроков земной жизни великого математика и философа, тем больше о нём писали, и тем менее достоверным было написанное. Постараемся отделить правду от вымыслов и мифов, помня при этом, что и легенды не возникают на пустом месте, а иногда их символическое значение может быть выше голой правды и скучной обыденности.

Год рождения Пифагора неизвестен, а предположительно можно называть 580 – 570 года до н.э. Точно не установлено даже место его рождения. Чаще принято считать, что он родился в городе Самосе на одноимённом острове в Эгейском море. Там жили его родители: мать Партенида из знатного греческого рода, основавшего город-государство на острове, и отец Мнесарх. По одним сведениям Мнесарх был ювелиром и камнерезом, по другим богатым купцом, что, впрочем, одно другому не мешает. Гражданство города Самосы он получил, потому что в голодный год раздавал бесплатно хлеб его жителям. А сам Мнесарх прибыл на остров Самос из Италии и возможно имел этрусские корни.

Но есть мнение, что Пифагор родился во время путешествия родителей в финикийском городе Сидоне, недалеко от Вифлеема, того самого Вифлеема, где по библейским преданиям потом появится на свет Иисус Христос. Жизнь философа мистична с его рождения до смерти.
Во всяком случае, известно, что если Пифагор и не родился в Сидоне, то позже ему там бывать точно пришлось.

Общепризнанным считается, что ещё до рождения великого философа пифийская жрица предсказала родителям, что у них появится сын, превосходящий всех людей своей мудростью. Отсюда имя Пифагор, то есть «Предсказанный пифией».
Пифия – жрица-прорицательница Дельфийского оракула в храме Аполлона, который располагался у горы Парнас в Дельфах. «Пифия» произошло от легендарного змея Пифона (Питона), который охранял оракул до того, как его победил солнечный бог Аполлон.

Родители Пифагора могли обеспечить своему сыну самое лучшее образование того времени. Он с детства стремится к знаниям, обучается в храмах Эллады. До нас дошли имена его первых учителей: Ферикид Сиросский и Гермодамант. Первый давал основы научных знаний, второй больше внимания уделял искусству, музыке и поэзии. «Илиаду» и «Одиссею» Пифагор заучивал наизусть, он отличался невероятной памятью, трудоспособностью и любознательностью.

Хорошо известно, что Пифагор проходил обучение в Малой Азии у Фалеса в городе Милете. Фалес Милетский – это основатель знаменитой ионийской школы, с которой начинается история всей европейской науки. Фалес – первый в списке «семи мудрецов», заложивших основы греческой науки, культуры и государственности. При этом сам он имел, возможно, финикийское происхождение. Впрочем, греческий алфавит тоже произошёл от финикийского в X – IX веках до нашей эры. Хорошо известно, что великий Гомер ненавидел финикийцев за их давнее превосходство и владычество в Средиземном море, на его островах и побережьях.

Фалес Милетский достаточно долго жил в Египте, в Фивах и Мемфисе, где учился у египетских жрецов. Он удивил там фараона Амасиса II ( 570 – 526 до н.э.), вычислив высоту пирамиды по её тени. С этим фараоном имел дружеские связи и Поликрат, тиран острова Самос. Такие знакомства позволили Пифагору попасть в Египет для приобщения к сакральным знаниям. В Мемфисе он удостоился встречи с верховным жрецом Сопхизом, который благословил его на постижение древнейшей тайной науки.
Много лет он постигал оккультные знания жрецов Тота, египетского бога письменности и мудрости. Оккультисты считают, что Пифагор получил высшее посвящение в Мистерии Изиды в учении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды Великого).
Впрочем, историчность Гермеса Трисмегиста, несмотря на ряд авторитетных мнений, находится под большим сомнением; скорее это был синкретический божественный герой, соединяющий в себе черты древнеегипетского бога Тота и древнегреческого бога Гермеса.

После посвящения в тайные науки Египта считается, что Пифагор попал для дальнейшего обучения и совершенствования в Вавилон. Есть мнения, что побывал он в Индии и Персии. Но ведь такие дальние географические перемещения учёного и философа совсем не обязательны. Индийские и персидские сакральные знания он мог получить и в Вавилоне.
Поэтому об умственных странствиях Пифагора лучше всего такое представление: мудрость Греции – Гармония и Красота, мудрость Египта – Тайна и Числа, мудрость Вавилона – Звёзды и Судьбы, мудрость Индии – Время и Душа.

В возрасте за 50 лет Пифагор вернулся на родной остров Самос, где его стали признавать мудрейшим из людей, посвященным в тайные великие знания. Само понятие «философия – любовь к мудрости» ввёл Пифагор, который первым назвал себя «философом - любомудром». Ведь истинным мудрецом может быть только Бог, а человек – только стремиться к мудрости, любить её.

Известность и слава учёного и философа пришлись не по нраву тирану острова Поликрату, Пифагор предпочёл переселиться в Кротон, греческую колонию на юге Апеннинского полуострова, на берегу Ионического моря.
Там он основал собственную философско-религиозную школу, Союз пифагорейцев. Знания, авторитет и ораторское искусство философа привлекли к нему сотни учеников и даже учениц из аристократических семейств не только Кротона, но и других греческих полисов. Среди них была и Феона, ставшая женой философа и матерью его сына и дочери.

Союз отличался строгими правилами, дисциплиной, иерархией и почитанием своего учителя, как сына бога Аполлона. Облачённый в белые одежды Пифагор представал перед своими учениками, как пророк и чудотворец. Первые пять лет ученики держали обет молчания, и только при успешном завершении испытательного срока получали право голоса и дальнейшего обучения. Идеи пифагорейцев часто предвосхищали коммунистическую идеологию. Союз представлял собой своеобразный синтез коммуны и монашеского ордена.
Главным символом Союза стала пентаграмма или пифагорейская звезда.
Девизом пифагорейцев было: « Числа правят миром». Мир впервые был назван Космосом именно Пифагором, обратившим внимание на его строгий порядок и гармонию, подчинённость математическим законам. Гармония сфер – это музыкально-математическое построение Космоса. Пифагор впервые заявил о сферической форме Земли.

Учение великого мыслителя послужило основой для развития астрономии и математики.
Известен тетраксис Пифагора - тетрада составляет декаду: 1+2+3+4 = 10. То есть, однозначные (числа первого порядка) превращаются в двузначное число (первое число второго порядка) – происходит восхождение на новую качественную ступень.
Таблица Пифагора представляет собой таблицу умножения.
Пифагорейцы отличались высокими моральными принципами и здоровым аскетизмом. Они проповедали миролюбие, целомудрие, сдержанность, вегетарианство, а питание мясом животных уподобляли каннибализму. Убийство животного приравнивалось к убийству человека: « До тех пор, пока люди будут резать животных, они будут убивать друг друга».

Пифагор верил в бессмертие души и метемпсихоз – учение о переселении душ. Души при этом могут воплощаться не только в человеческие тела, но и тела животных. Души не помнят о своих перевоплощениях, лишь Пифагору, как высшему посвящённому, дано было знать о них.
Тут учение древнегреческого философа очень похоже на концепцию реинкарнации в индуизме, развитую потом в буддизме. Впрочем, метемпсихоз содержался и в орфизме эллинов, но это тема для отдельного неспешного рассмотрения.

Обязательно стоит упомянуть о Золотых стихах пифагорейцев. Это сборник духовно-нравственных поучений религиозного ордена, разделённых на три части в соответствии с тремя ступенями посвящения.
Пифагорейский союз являлся научно-философской школой, религиозным орденом и политической партией одновременно. Политическое влияние постепенно усиливалось, что многим в Кротоне не понравилось.
После ряда серьёзных волнений пифагорейцам пришлось покинуть Кротон и перебраться в город Метапонт. Там, предположительно в 495 году до н.э. великий учёный, философ и мистик закончил свой земной путь в преклонном возрасте. Хотя сам Пифагор знал о своих предыдущих земных воплощениях и верил в последующие.

XXVII.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама