ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Что впечатляет российского туриста в первую очередь? Конечно, сам перелет. Если турист не из районов нашего Дальнего востока. Рейс «Москва – Токио» находится в воздухе десять с половиной часов, и этот факт добавляет колорита в сценарий вашего путешествия. Уже на регистрации на рейс легкое волнение охватывает даже тех, кто переносит полет на самолете абсолютно равнодушно. Уже здесь, на стойке взвешивания багажа, услышав стоимость его «перегруза», а это 40 долларов за килограмм, понимаешь, тебя ждет другая сторона Земли. Ну или другая треть нашего земного шара. Интригуют и соседи по самолету. Японцы в пассажирской суматохе задают особый тон. Их восточные, в лучшем смысле слова манеры, видны сразу. Сдержаны, вежливы, спокойны. Улыбаются и постоянно кланяются. Всем. Стоит с ними столкнуться взглядом, улыбнутся и кланяются. Будто благодарят за что-то. И от этого тебе самому хочется стать лучше и вежливее. Жаль только непонятно, что они в это время говорят.
Перелет долгий, кормят часто. Россияне поднимают себе настроение всеми способами. Глядя на потомков самураев, кажется, они полумеханические. Никаких эмоций, спокойствие и выдержка. Даже по соседству с самыми «веселыми» соседями. Эти качества невозможно не заметить и по прибытии в «Восточную столицу», как переводится дословно название главного города страны восходящего Солнца.
Аэропорт без края. Настолько большой, что уже похож на город. И все двигается, едет, сверкает рекламными огнями. Одним словом другой мир. Но главные чудеса еще впереди.
ЛЮДИ
Несмотря на строгое выражение лица японцы приветливы и очень вежливы. Впечатление такое, что они всегда боятся помешать вам хоть чем-то, даже своим присутствием. Иногда может показаться, что их расположенность граничит с заискиванием, но это не так. Перед иностранцами у них нет ни малейшего синдрома «старо-советского» раболепства. Раньше Советском Союзе для иностранных граждан пытались создать атмосферу полного достатка в валютных магазинах и праздничной жизни в закрытых отелях и ресторанах. В Токио отношение к пожилым японцам из провинции, которые приехали на экскурсию в столицу куда более трогательное, чем показное советское радушие 70-х. Приходилось видеть, как в экскурсионных японских автобусах с возрастными туристами кроме водителя есть три стюардессы. В красивой униформе, всегда в белых перчатках они помогают при выходе из автобуса, тут же объясняют какие ориентиры их группы для сбора в обратную дорогу, предлагают воду, рассказывают как будет проходить дальнейшая экскурсия.
Надо сказать, что весь персонал, работающий с людьми невероятно вышколен и доброжелателен. В отеле, где мне довелось проживать, кроме многочисленных служащих за стойкой регистрации в лифт холле первого этажа всегда дежурили приятные девушки, в обязанности которых входило встречать и провожать лифты. Когда гости спускаются вниз, их встречает одна из дежурных стюардесс, иначе ее не назовешь глядя на костюм, и с улыбкой коротко успевает сообщить с какой стороны находятся рестораны, где магазины, а где выход из отеля. Провожая кабины лифта на подъем, они незаметно своими белыми перчатками придерживают двери, чтобы те не могли доставить беспокойство гостям внезапными движениями. Только убедившись, что все пассажиры готовы отправиться на свои этажи, отвешивается очередной поклон и как напутствие звучит «спасибо»!
Некоторые элементы взаимоотношений людей русского человека не просто удивляют, шокируют. От этих наглядных примеров бывает и грустно, от того «почему у нас не так». На огромном токийском вокзале продажа билетов осуществляется в огромном количестве автоматов. Понять надписи на кнопках невозможно приезжему человеку, заметив ваше смятение и растерянность, подходит сотрудник вокзала и пытается помочь. Он может набрать нужную комбинацию в автомате, если вы ему сможете объяснить до какой станции необходимо доехать и купить билет. При этом принимая оплату, он неустанно повторяет слова благодарности. Или же может показать вам где находится окно с живым продавцом билетов, которому пожилые японцы не подружившиеся с чудесами техники и заезжие иностранцы с запасом английских слов не более пятидесяти говорят куда им нужно.
В скоростных поездах «Шинкансен» после каждой станции в вагон входит контролер. При входе он снимает головной убор, представляется, извиняется за беспокойство и любезно просит приготовить билеты. Но лишь для того, что бы сверить класс вагона, вдруг перепутал кто. И так после каждой станции. Буфетчица с напитками и дорожными угощениями повторяет аналогичную процедуру.
В поезде нельзя разговаривать по мобильному телефону, так как это может помешать соседям по вагону отдыхать, есть, или наслаждаться видом из окна.
Японцы вообще много едят. Ощущение, что свои палочки они из рук не выпускают. Особенно если что-то ждут. Поезд, самолет, автобус, сеанс кино. Еда продается на каждом углу и в любом виде. Можно есть присев за столик, стоя рядом с окном выдачи, на ходу, читая новости в телефоне, в дороге. Причем на любом виде транспорта. С общепитом в Токио раздолье для гурманов. Для сравнения количество ресторанов там в десять раз больше чем в Париже.
Японскими морскими деликатесами там никого не удивить, это очевидно. Хотя сами местные жители очень ценят свежесть морепродуктов. Поэтому за самыми вкусными дарами моря приходят к восьми утра на самый крупный рыбный рынок в мире. Внутри это огромнейший ангар с низким потолком, аскетичными торговыми рядами, на которых в специальных аквариумах продают самые экзотичные виды морских обитателей. На рынке можно купить все, что плавает или растет в морских глубинах. Внутренние переулки рынка настолько длинны, что заблудиться там можно запросто. По этим переулочкам снуют курьеры с тележками или на специальных электрических платформах. Возят лед, пенопластовые ящики с готовыми заказами, огромных мороженных тунцов. На туристов торговцы смотрят скептически, точно зная – эти только для фотографирования ходят, покупать не станут. А как покупать, если содержимое большей части прилавков ты не видел даже в учебнике по биологии?
Если в Москве японские рестораны благодаря своей экзотике, часто используются как место для романтических свиданий, то в Токио самыми романтическими считаются рестораны итальянские. Именно туда стоят вечерами очереди из молодых парочек.
В японских забегаловках готовят очень вкусно и у тебя на глазах. Меню не большое, часто представлено в виде хорошо сделанных муляжей. Когда повар готовит блюдо персонально для тебя, а ты по неопытности или незнанию, сидя в полутора метрах от него начинаешь есть не по правилам, не тот соус взял, не в той последовательности закладываешь в рот деликатесы, повар обижается. Ворчит на тебя, порыкивает гортанно. И показывает как надо. Любого японца можно задобрить, сказав два-три слова на его родном языке. Это вызывает у них огромное уважение.
Есть в Токио и люди без определенного места жительства. Бродяги. Но уровень их благосостояния по сравнению с нашими много выше. Они прилично одеты, похожи на геологов отбившихся от экспедиции пару месяцев назад. Слегка засалена одежда, но в наличии добротный спальный мешок, набор гигиенических принадлежностей для утренних процедур. Их эти «геологи» совершают прямо в центральных парках у фонтанчиков с питьевой водой, при этом, не мешая гуляющим горожанам и любителям восточных гимнастик.
ЧТО УДИВЛЯЕТ
Туристы спешат посмотреть как можно больше. Самый простой способ передвижения в рамках огромного мегаполиса, а Токио это даже не город, это сгусток районов в одном округе с населением более тридцати миллионов человек, взять такси. Тут и начинается сеанс открытых ртов простого российского человека. Такси подзывает ко входу гостиницы специальный человек и конечно тоже в белых перчатках. Когда машина подъезжает, не трогайте заднюю дверь. Она открывается автоматически. Причем на автомобилях любого года выпуска. Каким бы старым не был экипаж такси, дверь и откроется и закроется самостоятельно. По команде водителя, который тоже в белых перчатках. Таксисты, как и все люди из сферы обслуживания не берут чаевые. Отсчитывают сдачу до копеечки. Машины представляют из себя передвижной киоск рекламных буклетов. Пластиковая перегородка за спиной водителя, это стеллаж рекламных карточек, дисконтных флаеров и карт города с указанием ресторанов и магазинов.
В магазинах электроники можно найти самые невероятные товары. Как говорят сами японцы, для нас сделать не проблема, продать потом это сложнее. На прилавках расставлены электрические и электронные приборы и механизмы удивительные. Очень много приспособлений для поддержания женской красоты: массажеры, выравниватели, закручиватели, выпрямители и заволнители. На любой вкус. Приятно удивляет, что прямо на полках магазина есть табличка с ценой и флажками. Если на ней есть флаг России, то электропитание адаптировано и инструкция будет на русском языке. Но все это для продажи. В обычном кафе можно увидеть телевизор родом из 80-х, черный, толстый, с выпуклым экраном. Хозяина заведения это не смущает, показывает и ладно.
Еще поражает количество автоматизированной торговли. На некоторых улицах вереницы автоматов по продаже всякой снеди, напитков и полезных мелочей. На бензоколонках в автоматах можно купить даже суп и множество других продуктов в дорогу. Наборы суши, снеки из рыбы, сухарики и чипсы.
Молодые японки невероятно сентиментальны и обожают украшать всякими безделушками блокноты, телефоны, сумки и портфели. Все атрибуты такой персональной дизайнерской мысли тоже можно купить в автоматах. Они чаще установлены в центрах развлечений.
Парикмахерские в Токио очень практичны, по крайней мере, мужские. При сплошной нехватке времени мужская стрижка занимает несколько минут. И что удивительно, на руке мастера прикреплен пылесос, который сразу собирает все срезанные жесткие колючие волосы. Со стороны выглядит забавно. Стригут и пылесосят тебя параллельно.
Автомобилям в таком перенаселенном городе места не остается. Нам в диковинку видеть парковки на крышах, куда машина заезжает на внешнем лифте, а потом, разворачиваясь на поворотных кругах, как паровоз в старом депо, выискивает себе пятачок для паркинга. Такие поворотные круги есть и при въезде на подземную парковку. Проезды такие узкие, что машина не впишется в поворот естественным путем.
Японцам приходится отвоевывать у моря новые территории, и они с помощью строительных материалов получаемых на заводах по переработке мусора осваивают новые острова. Представление о том, что это остров растворяется, когда ступаешь на него, выйдя из машины. Это материк. На нем строят парки, небоскребы, двухъярусные мосты, огромные торговые центры. Глядя на побережье такого острова невозможно поверить, что под ногами у тебя всего лишь гора мусора.
АРХИТЕКТУРА
Современные постройки подчинены одной цели – сейсмоустойчивость. Землетрясения часто случаются и здания строят геометрично просто, но с большим запасом прочности. Эти серые коробки
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |