Варфоломей учился «как-то медленно и не прилежно». Старания учителя не приносили плодов: «отрок не слушал его и не мог научиться». Варфоломея бранили родители, учитель наказывал, товарищи укоряли, он же «со слезами молился Богу». После очередной усердной молитвы случайный старец подал мальчику кусок святой просфоры и «грекофильство» заполонило душу, и Сергия запомнили обыватели в залатанной, одной на всю жизнь монашеской схиме... Судьба распорядилась стать ему известным и почитаемым. Рассказ о том, чтобы в жизни чего-то достичь, надо просто плохо учиться. Это не кощунство - это жизнь.
Сравните второй рассказ (для Фомы неверующего), о чём он и какова мораль? "А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка...". Палашка - девушка в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Я уверен, что Вы все знаете эту героиню, и школьный учитель литературы в селе или городе, обязательно Вам рассказал по какому историческому событию или библейскому сюжету написан её образ... В литературе часто встречаются символические персонажи, несущие в себе глубокие смыслы. Одним из таких образов в романе Александра Пушкина «Капитанская дочка» является Палашка. Её роль в повествовании простирается за рамки обычного персонажа, превращаясь в символ верности и преданности. Палашка (Палаша) является служанкой и единственной крепостной крестьянкой семьи Мироновых. Небольшая подсказка: Вы обратили внимание, что слова "смирение", "усмирять", "мирить" и выражение "мир в сердце" - одного корня с Мироновым?
В конце статьи приведу ещё один рассказ, или два, они все разные, но что их объединяет? Образование в России оставляет желать лучшего и все нахваливают обучение в Советском Союзе, супротив болонской системы, так вот. Читатели разного возраста (и молодым это будет интересно, и академикам от преподавания), пусть на минуту задумаются, о чём эта статья? Главное чудо святого Сергия Радонежского, в чём оно? Я очень даже патриот и прочая, и икон в доме больше чем ином музее, но всё же. Учение мне не зашло, как тому Варфоломею и стал Серёга устраивать свой скит в углу медвежьем, если не с пятого класса, то с седьмого оглядываться по сторонам и увидел, что говорят одно - делают другое, а мечтают на кухне уже откровенно... Урочище Медведово было неподалёку, а читая Гоголя об «Утерянной грамоте», заодно учился играть в карты и жить вольно. Находил в песке берегов Ипути амулеты и подвески из бронзы 9-11 веков, затем кресты (12-14 веков), а после и «бесогона» (16 века), но находки не доставляли ярких впечатлений. Хотелось жвачки, джинсы и магнитофон. Жизнь брала своё, и ценности социализма были обычным делом - учёба, работа, атеизм. В церкви играли в баскетбол, она стояла рядом со школой и заменяла нам спортзал. Хорошо сохранилась, сегодня к «Петру и Павлу» приладили «Александра Невского», окрасили и озолотили. На «Еbун-горе» (от слова уно) спилили сосновый бор и выстроили церковь «Воздвижения», это огромное сооружение и откуда деньги, только диву даёшься. Приезжая в родной посад (городом стал с 1926 года), замечаю, что людей в кафе и ресторанах давно уже не стало, заведения выживают на поминках. Феномен русского народа - в чём он? Ни разу не был в Сергиевом Посаде, теперь уж точно побываю, махну летом... Внутренняя свобода, как «результат победы над страхом», наверное, это и есть самое великое достижение в воспитании человека обществом - всем обществом в целом, не исключая родителей, учителей, улицы. С другой стороны - страх воспитывает в человеке совесть (не забуду слова прапорщика в армии). Совесть - это внешнее состояние чести или честь внутреннее качество совести, и как они соотносятся между собой, пока буду думать, а между тем -процитирую абзац.
Феномен великого русского святого Сергия Радонежского, день памяти которого мы отмечаем восьмого октября, - в полной победе над страхом и величайшей внутренней свободе. В победе над любым земным страхом и в невероятной внутренней свободе от всего, что тревожит, не даёт нам быть радостными в нашей обычной земной жизни. При этом святой победитель ни в коей мере не был борцом в привычном понимании - борцом "с язвами общества" или хотя бы просто с несовершенством жизни. Больше того, он не был даже обличителем, как другие святые монахи, например, основатель Киево-Печерской лавры Феодосий. Но внутренняя свобода - результат победы над страхом, у святого была так велика, внутренняя гармония и радостное восприятие бытия были в нем настолько сильны, что это не только покоряло самых властительных современников скромного монаха, но и простиралось через толщу веков, порождая сонм последователей. К сожалению, биография святого - неважно, будут ли это жития, написанные его знаменитым учеником святым Епифанием Премудрым (конец XIV века), или же исследования профессора Голубинского (1909 год), - сегодня часто воспринимается скептически. Нас ли, привыкших к череде всё новых достижений науки и техники, мгновенно коммуницирующих с любой точкой света, удивлять историями про то, как святой Сергий, находясь в монастыре, за многие километры от Куликова поля, провидел ход битвы? Или как святой воскресил испустившего дух подростка? Кого сейчас поразишь рассказом о том, как из-под руки Сергия Радонежского забил чистейший родник - сюжет не раз эксплуатировался в голливудских фильмах разного пошиба, про мистические видения святого я вообще молчу. Что касается праведности святого, о которой также преобильно сообщается в житиях, то и тут засада: в праведность верится с еще большим трудом, чем в чудеса. Только по обратной причине. Если с чудесами вокруг явный перебор, то праведность - увы! - днём с огнём не сыщешь. А раз так, то и читать про эту неуловимую материю - зря напрягаться. В итоге выходит, что манера изложения, вдохновляющая наших прадедов, для нас становится непреодолимой - непреодолимой стеной между нашим великим предком и нами.
Золотые слова. О том, как святой Сергий Радонежский, смиренный монах в залатанной рясе, двух влиятельных князей мирил, это сногсшибательный рассказ. А дело было в 1385 году, после громкой Куликовской победы и после тихой истории, как хан Тохта через год Москву спалил (1382). По разные стороны кровавого стояния два княжества. Два князя. Два единоверца. Два соплеменника. Два ближайших соседа (может, слово "ближайший" здесь ключевое?). Ой, ли. Имя Олег у нас ассоциируется с Вещим, прибивающим щит на врата Царьграда, путешествующим на лодочке с Ольгой, с Первым (законным!) правителем Киева. Если то покажется насмешкой, то с Первым князем Земли Русской, безоговорочно и с 852 года (на 10 лет раньше Рюрика, замечу). Однако - два представления, как жить и каким быть государству у Олега и Дмитрия. У них имена разные. Один народ. Одна вера. И одна общая вражда? Князь Московский Дмитрий (Донской) и князь Рязанский Олег. Рязань с Москвой ещё воевала. Причём как! Используя ослабление Москвы после нашествия Тохтамыша, захватила Коломну, разграбив её, а потом перебила москвичей под Пересвитском (сейчас Луховицкий район). Цитирую: «Дмитрий Донской, терпя поражения и от орды, и от соседа, решает послать в Рязань послов с выкупом за пленных и просьбой о мире. Послы возвращаются ни с чем. И тогда Дмитрий Донской обращается за помощью к тому, в ком он нашёл опору перед Куликовской битвой. К смиренному и скоромному настоятелю монастыря Сергию Радонежскому. И старец идёт. Причём, в прямом смысле слова. Пешком. "Семидесятилетними ногами по грязям и бездорожью русской осени, верст двести!" (Б. Зайцев).
А к выдумке прибавлена цитата писателя, видимо, для весомости красноречия словца. Ага. Всегда в одной залатанной одежде черноризца, он уже многие десятилетия свободен - от вещей и ценностей нашего мира. К слову, телеги к 1385 году уже были изобретены, лошади были, а он пешим ходом... Ну, если не телегу, то арбу точно знали, потому что Арбат был. Как вы думаете, почему Сергий прошёл этот путь от скромной кельи молитвенника до княжьих покоев, от вражды до мира, от разрозненных княжеств до единого государства, пешком? Вопрос прямо таки ко мне, затронул душу до глубины сердца. До какого единого Государства? Если я уже живу в третьем, если не пятом. А за шесть веков и считать боюсь.
Почему Радонежский, почему речка Пажа, кем был святой во время Куликовской битвы, почему упор делается на одежду залатанную, которую черноризец не снимал всю жизнь, не от латыни ли, латы - слово? А смута в голове начинается не от того, что Радонежского не люблю или православие не моё, совсем наоборот. Православие от слова любовь. Иначе не писал бы этой статьи и этимологии латыни - от сына, как и Темучина - никто бы не знал. Наша сила - в правде. Зачем он "Семидесятилетними ногами" месил грязи осенние? Кстати, прошлой осенью проехал по землям (племён бывших) мерян, вятичей, татар, басков-башкир, но хуже дорог рязанских и булгарских не встречал. Удивление ещё и потому, что, по сути-то, о жизни Сергия неизвестно ничего, но как много текста. Это напоминает то, как историки ищут басков, ищут, ноги сбили - не найдут откуда они, хотя у тех на 60% язык схож с башкирами. А язык Йошкар-Олы с венгерским, а про булгар-болгар молчу, это всё одни племена некогда разрозненные. Старательно превращаемые племена, кем-то в один этнос. Упомянул племя меря не случайно, мы их ещё помянем при важных исторических событиях на земле по ходу рассказа, а пока осмотримся на местности.
Основатель городища-крепости Радонег (на реке Пажа) даже не подозревал, что его имя останется тайной для россиян на тысячу лет, как и прозвище сына Кирилла (Варфоломея), ставшего собирателем душ русских, усмирителем воинствующих соседей и прочая, но о делах своих чудотворных Сергий запрещал распространяться своему ближайшему окружению. Может поэтому. Есть такое мнение от людей, продолжающих вести житие в наше время, добавляя каждый раз новейшие детали жития старца от найденной подвески 7 века в форме медведя. Всё это Вы можете с лёгкостью найти на страницах различных сайтов, которых и я прочёл великое множество. Там нет одного. Нет этимологии имени, нет этимологии прозвища и топонимики. Нет этимологии, короче, а без неё как гадать и на чём? Деталей жизни и участия к причастию тоже коснёмся. Происхождение есть, известны родители и братья (но нет даты рождения святого), известно, что прозвище получил по месту, но почему Радонег - основатель - так называется, это и вовсе никому не интересно.
В таком образе, инок Варфоломей явился нам одним из самым почитаемых на Руси и в России по наследству. А на Руси просто так ничего и никого не обзывали. Некто Радонег не мог построиться и обосноваться в другом месте с другим названием, а только на реке Пажа (ударением на пАжа). На примере с рекой Ипуть этимология очевидна: начало ручей Божий положил дорогу «путь Бога» (И+путь), воды ушли в Сож (волк, бог, susi и др.). Таким образом, имя реки стало - Ипуть - Бога путь (значение). Приток Ипути - Туросна - «сын тура/быка/воина»; а приток Туросны - Иордань (село старообрядцев Ардонь). По топонимике местности, если при желании, можно читать историю без литературы. Можно интерпретировать и гадать,
Для бурята море голомя...
https://stihi.ru/2021/10/09/4673