Произведение «Дальние полёты, или Паноптикум. XIX»
Тип: Произведение
Раздел: По жанрам
Тематика: Роман
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 76 +1
Дата:
«Джесер джесеру»
Предисловие:
Роман-мозаика

Дальние полёты, или Паноптикум. XIX

Отец Хатшепсут Тутмос I был известен своими многочисленными завоевательными походами в Нубию и Азию, а правление Хатшепсут было одним из самых мирных в истории Древнего Египта. В её царствование египетское государство не расширялось, но укреплялось, процветало и возвышалось. Раздавались бесплатно земли для возделывания, быстро развивалось сельское хозяйство: росло производство овощей и зерна (ячменя, пшеницы, полбы), разводился крупный и мелкий скот, домашняя птица. При Хашепсут были восстановлены все разрушенные азиатскими завоевателями гиксосами храмы и памятники, строились многочисленные новые. Развивались ремёсла, архитектура, искусство, медицина, наука.

Женщина-фараон возглавляла несколько военных кампаний, имевших локальный характер, но главной была организованная ей экспедиция в далёкий, таинственный Пунт (современный Судан на границе с Эфиопией или Сомали). Несколько сотен матросов на 5 кораблях после полного опасностей мореплавания достигли древнейшей, загадочной страны, с которой Египет торговал со времён Среднего царства, но потом отношения были прерваны. Там они приобрели ладан и мирру, золото (вспомним тут и дары волхвов младенцу Иисусу!), слоновую кость, чёрное дерево, шкуры пантер, жирафов и других экзотических животных. Взяли с собой мирровые деревья в корзинах, ручных обезьян, а также чернокожих рабов. Триумфальным было возвращение военно-торговой экспедиции в Египет. Ладан и мирра послужили для благодарственных воскурений Амону, Осирису и другим богам, перед поминальным храмом Хатшепсут разбили сад из мирровых деревьев и других чужеземных растений.

Храм в Дейр-эль-Бахри назвали Джесер Джесеру – «Священнейший из Священных». (Тут же вспоминается более поздняя ветхозаветная аналогия – «Святая святых».) Храм был вершиной зодчества не только Древнего Египта, но и всего мира. Вершиной на тысячу лет предварившей классическое великолепие греческого Парфенона. Он вырубался в скалах и состоял из трёх огромных террас, поднимавшихся одна над другой. На каждой террасе был открытый двор, помещения с колоннами – портики и уходившие в скалу святилища. Террасы Джесер Джесеру соединялись наклонными дорогами – пандусами.
В храме находилось более двухсот статуй, царица Хатшепсут представлялась в трёх образах: фараон, Осирис, сфинкс. Вход в святилище самой царицы на верхнем ярусе храма охраняли огромные статуи Хатшепсут, которые были видны с кораблей проплывающих по Итеру(Нилу).

Джесер Джесеру в течении 9 лет возводил великий зодчий и государственный деятель Сенмут. Он родился в селении Гермонтис к югу от Фив в скромной семье провинциального писца, но благодаря своим исключительным способностям достиг самых вершин в иерархии Древнего Египта. Сенмут был не только выдающимся архитектором, он занимал высшие государственные должности и носил многие почётные титулы. А после коронации Хатшепсут он был назначен «чати» Египта (соответствует современному премьер-министру).

До нас дошла запись Сенмута: «…Я был полезен царю, верен богам и беспорочен перед народом…» В документах той эпохи он упоминается как «Слуга супруги бога» (Хатшепсут) и «Слуга царской дочери» (Нефрура). Известны несколько его статуй с царевной Нефрурой, одна из них сейчас находится в Британском музее.
Взаимоотношения Хатшепсут и Сенмута скрыты мраком тысячелетий, но всё указывает на то, что великий визир и архитектор был избранным фаворитом, возлюбленным и тайным мужем женщины-фараона. Сенмуту было разрешено возвести себе гробницу рядом с храмом Хатшепсут, на третьей главной священной террасе поминального храма он изображён вместе с женщиной-фараоном, что для простого смертного нецарских кровей дело немыслимое. А безымянные строители оставили дерзкие граффити, в которых они не сомневались в сексуально-эротических отношениях Сенмута и Хатшепсут. Очень вольные картинки дошли до нас!

У Сенмута, по-видимому, неспроста не было ни жены, ни детей, что для мужчины того времени не только было не принято, но и считалось бесчестьем. Впрочем, о детях…Точно неизвестно, кто был отцом второй дочери Хатшепсут Меритры, и есть большие основания думать об отцовстве Сенмута.
Умер Сенмут за два года до кончины Хатшепсут, обстоятельства его смерти (возможно насильственной) неизвестны. А вот о смерти самой женщины-фараона известно больше, хотя и здесь загадок много. Умерла Хатшепсут в возрасте даже по древнеегипетским понятиям далеко не преклонном, по разным мнениям от 37 до 50 лет. Выдвигались мнения о причастности к смерти Хатшепсут её племянника, пасынка и зятя Тутмоса III. Но проведённый в 2007 году анализ её мумии установил, что причиной смерти было онкологическое заболевание с метастазами. В состав косметических мазей, которые она применяла, входили канцерогенные вещества креозот и бензопирен. То есть, по незнанию, царица продолжительное время наносила непоправимый вред своему здоровью, приведший к смерти.

После кончины мачехи фараон Тутмос III стремился уничтожить память о ней, разрушались её алтари и скульптуры, стирались письменные упоминания о ней. Но вопреки всему время сохранило имя Хатшепсут, её изображения и скульптуры есть в самых известных музеях мира, а поминальный храм в Дейр-эль-Бахри восстанавливается во всей своей красе.
На обелиске в Карнаке есть высказывание Хатшепсут: «Сердце моё трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы?»
Прошло три с половиной тысячи лет, мы смотрим с большим интересом, поклоном и благодарностью.


XX.
Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама