1. Размышления о душевном покое.
(Из книги "Размышления. 101 день")
Душевный покой – это то, что так не хватает нам в этом мире. К сожалению, это состояние доступно не каждому. И, во многом, тут дело в готовности человека принять это состояние. То есть это вопрос выбора и воли человека.
Безусловно, есть определенные категории людей, по разным причинам не приемлющих состояние душевного покоя. Само понятие «покой» органически неприемлемо для современного (и в особенности «европейского») человека. Навязываемые европейской цивилизацией стиль и темп жизни, казалось бы, совершенно несовместимы с этим понятием. Скорее, оно, более присуще «дремотной» Азии… Что ж, возможно, философские корни этой категории действительно лежат на Востоке. Так уж сложилось, что поистине великие и религиозные доктрины приходят к нам именно с Востока…
Благодать Божья – понятие, присущее христианству вообще и православию в частности. Ни в коей мере не пытаясь анализировать это понятие с религиозной точки зрения, я, тем не менее, осмелюсь говорить об идентичности понятий душевного покоя и Благодати Божией.
Исходя из вышесказанного, осмелюсь сделать следующие выводы:
1. Желающий обрести это состояние должен стремиться к нему, и, прежде всего, именно желать его. Оно никогда не придет к человеку не желающему его.
2. Человек по своему естеству не в состоянии самостоятельно обрести душевный покой, как бы он не стремился к нему и как бы он его не желал.
3. Состояние истинного душевного покоя не может быть вечно (постоянно). Оно временно в силу нашего человеческого естества (имеется в виду не конечность нашего физического состояния, а относительная краткость периодов душевного покоя).
4. Душевный покой – это дар «высшей силы», который дается вне зависимости от «заслуг» и затраченных на его обретение усилий.
Обретение этого состояния может быть внезапным и ярким, как солнце (прошу простить за поэтические сравнения, но не могу иначе!). И постепенным, «мягким», почти незаметным образом: тогда, когда человек, сознательно стремится к обретению душевного покоя, и, соответственно, сознательно старающийся пребывать в пограничном к нему, состоянии.
Знающий человек четко различает для себя истинный душевный покой и состояния, к нему формально близкие. Критерии различия, я полагаю, следующие. Истинный душевный покой перманентно абсолютен. Внешние факторы не способны перевести его в какое-либо иное качество (со знаком «+» или « - » - без разницы!). Душевный покой не тождественен равнодушию, безразличию, душевной черствости. Душевный покой способен с достоинством принять как великую радость, так и горе. Я бы уподобил его некоему духовному стержню, который влагает в нас «высшая сила» по наитию своему. Человек в состоянии душевного покоя способен сострадать ближнему в несчастье, испытывать горечь утраты при утере собственных близких (я утрированно беру наиболее критические ситуации). Но чувства его при этом лишены черного окраса, хотя и могут быть трагичны (или даже торжественно трагичны) по сути. Они также далеки от депрессии, как свет от тьмы. Чувства - светлы, как светлы и чисты - и мысли человека, находящегося в состоянии душевного покоя. Если человек в этом состоянии и испытывает скорбь, скорбь его деятельна и направлена не на саморазрушение, а на созидание.
Человек, пребывающий в душевном покое, ощущает промысел Божий в любом событии, в независимости от эмоциональной оценки его содержания. Он на духовном уровне ощущает свое единение с окружающим его миром, природой, Богом. Это состояние можно охарактеризовать одним словом – Гармония.
Человек, испытывающий душевный покой, отнюдь не стрекоза, застывшая в счастливом полете в куске янтаря. Он не пребывает в сладкой бездумной спячке, в дремоте души. Душа его парит над миром, являясь частью мира. Он равно готов к вечному полету, подъему к сжигающему солнцу, или стремительному и, возможно, смертельному падению. Здесь речь идет, разумеется, не о суицидных порывах, а о тех жизненных коллизиях, от которых не застрахован ни кто из нас. Если хотите, речь идет и о жертвенности в высшем ее человеческом и гражданском смысле.
Душевный покой – это своего рода эмоциональный, психологический и, разумеется, духовный фон, на котором развертывается жизнь и деятельность человека. Графически это не синусоидальный всплеск, но и не ровная линия абсолютного покоя.
Покой… Вечный покой… «И вечный бой! Покой нам только снится!» -писал классик. Сызмальства, мое поколение (да и многие другие до него) готовили к этому вечному бою, подразумевая под ним человеческую жизнь. До сих пор, у многих из нас покой ассоциируется со старостью, а «вечный покой» - со смертью. И уж конечно, никто из нас не желает ни старости, ни смерти. И это одна из причин того, что некоторая категория людей органически не приемлет для себя состояние покоя, как таковое. Их девизы: «жизнь – это дорога», «движение – все, конечная цель – ничто», «хочешь жить – умей вертеться» и пр., пр., пр. … Мне могут еще напомнить: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь…»
Что ж, душевный покой – это не состояние «сомати» или, скажем, нирваны. Жизнь человека в состоянии душевного покоя не просто наполнена, она сверхнаполнена. И эта полнота жизни – отнюдь не заслуга человека (он в силу своих ограниченных душевных сил попросту не способен на это), это Дар свыше. Причем для самого человека не суть важно: события ли это «вселенского» масштаба или «житейские» мелочи! Он в состоянии дать им объективно-житейскую оценку, но их истинная ценность для него равнозначна и одинаково дорога.
Душевный покой, как уже говорилось, – не горизонтальная эмоциональная черта. В этом глубинном состоянии возможны и «спады» и «подъемы», объективно обусловленные внешними событиями, иногда даже остро воспринимаемыми. Но, как правило, они кратковременны и легко (хотя и глубоко) переживаемы. Яркость и сила ощущений и переживаний отнюдь не снижены, но душа полна сил перенести и радости и горести с достоинством Человека, сотворенного по Образу и Подобию Божию.
Состояние душевного покоя дается свыше, оно, по сути своей, - духовно, но и между тем оно также и психо-физиологично (А, как же иначе?.. Ведь, мы, люди - из плоти и крови!).
Итак, исходя из собственного опыта, могу предположить, что впервые этот дар дается нам не по трудам нашим, а по страданиям, которые мы перенесли (т.е. по милосердию Божию), и по готовности принять этот дар.
Готовность к состоянию душевного покоя не есть мой субъективный фактор (оценка). О том, готов ли я принять это состояние, может судить только моя Высшая сила.
Единожды испытавший это состояние будет жаждать испытать его снова. И это не склонность к очередной зависимости. Это есть не стремление к кайфу, а стремление к совершенству восприятия полноты жизни.
Пограничное к душевному покою состояние это и есть осознанное стремление к полноте жизни. Девиз человека, находящегося в нем, - «здесь и сейчас».
Стремление к душевному покою всегда есть работа души. Работа не обязательно номинальная. Но это всегда ярко выраженное стремление к положительному восприятию мира во всем его многообразии.
В чем это стремление выражается для меня лично?
Прежде всего, необходимо осознание того, что любое мое эмоциональное состояние (со знаком «+» или «-» - не важно) временно (т.е. имеет свои начало и конец). Любое событие в моей жизни также имеет временные рамки. Под осознанием понимается не конечный результат – знание о том, что все в этом мире конечно, а процесс. То есть подразумевается некая внутренняя работа. Проще говоря, необходимо постоянное осознание того, что за «черной полосой» всегда следует – «белая». (А если за ней следует еще более «черная», то значит, предыдущая была недостаточно «черной»… Шутка!) А «белую» полосу рано или поздно сменит «черная» (вот только степень ее «черноты» зависит от меня самого, точнее от моего восприятия и оценки тех или иных негативных явлений, ее составляющих). Очень конструктивно известное идеалистическое положение: «Не существует внешних обстоятельств, реально только мое субъективное восприятие». Иначе – «что во мне, то и вовне».
Желать – не всегда значит мочь. Бытие зачастую тяготеет к серости. «Серые» полосы – вот наш основной противник. Как бороться с серостью?.. Да не надо бороться. Жизнь она такова, какова она есть (простите за банальность!). И если в моей жизни отсутствуют яркие насыщенные краски (события, эмоции), то никто кроме меня не насытит ее ими. Но!..
Наслаждение процессом жизни – это Искусство с большой буквы. Прежде всего - временной аспект. По факту – нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее: здесь и сейчас. Уметь принимать и наслаждаться тем, что имеешь в данный момент жизни, – вот сверхзадача!
Люди, по сущности своей, в отличие от иных тварей большей частью недовольны тем, что имеют. И, в отличие от них же, по Божьей воле, способны изменить существующее положение дел. Следовательно, изменение мира есть естественно небходимая форма существования человека (т.е. то, что ему свойственно).
В состоянии истинного душевного покоя всякая суета «обтекает» меня, она не способна привести меня в «смятенье духа». Повторяю, это не означает моего полного устранения от жизненных коллизий. Нет, в этом состоянии, я продолжаю активно жить и действовать. Впрочем, занимать ли при этом так называемую «активную жизненную позицию» - это право моего выбора. Высшей силой мне даровано право изменять, либо не изменять то, что могу. Для меня главное помнить: я не могу изменить тех или иных людей, часто я не могу изменить ту либо иную ситуацию, но я могу изменить свое отношение к этим людям и этим ситуациям. Осуществляя свой выбор, я стараюсь руководствоваться старой истиной: «Богат не тот, кто много имеет, а тот, кому хватает».
Итак, как мне приблизиться к состоянию желанного мной душевного покоя?
Для этого я буду придерживаться следующих правил:
- Я буду стремиться жить «здесь и сейчас». Я буду стараться наслаждаться каждой минутой отмеренной мне жизни.
- Я буду стараться избегать ненужной суеты в моей жизни.
- Я буду стараться со смирением принимать те жизненные коллизии, с которыми я встречусь на своем жизненном пути.
- Я буду благодарить свою Высшую силу за все, что мне даровано в этой жизни.
- Я буду постоянно помнить, что я не бог, а всего лишь человек.
Что может мне помешать в моем стремлении к душевному покою?
- Ничто.
Кто может помешать мне в моем стремлении к душевному покою?
- Только Враг рода человеческого и я сам, грешный.
Что я могу противопоставить проискам Врага рода человеческого?
- Молитву, обращенную к моей Высшей силе.
Должен ли я бороться с самим собой за обретение душевного покоя?
- Путь борьбы – не мой путь. Я могу лишь осознать дефекты своего характера и со смирением принять себя таким, какой я есть, со всеми достоинствами и недостатками.
Что может дать мне эти осознание и принятие?
- честно признать (хотя бы перед собой) негативные черты своего «я» есть то же самое, что опознать своего врага (а враг известный уже не так страшен). Я не могу сам исправить свои недостатки (ибо я слаб и несовершенен, как всякий человек).
|