Произведение «Проблема современного образования»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Псевдо научные статьи
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 13
Читатели: 158 +1
Дата:

Проблема современного образования

Задумался над проблемой современного образования.
Много сейчас говорят о превосходстве советского образования и недостатках современного.
Особенно многом людям не нравится ЕГЭ.
Стал думать, почему же так происходит. И вот до чего додумался.
Если интересно дочитайте до конца.
В прежние времена, детей обучали ремеслу отдавая их в подмастерье.
Обучение происходило простейшим образом, подмастерье выполнял какие-то простые задания мастера, наблюдал за более сложными и по мере освоения простых навыков допускался до работы с более сложными.
Что-то ученику объясняли, но в большей степени он овладевал знаниями копируя мастера.
Если в процессе такого обучения подмастерье, понимал суть ремесла, то и сам становился мастером.
С возникновением промышленных предприятий появилась необходимость другого способа подготовки рабочих кадров. Предприятиям нужны были уже не мастера-одиночки выполняющего полный цикл работы при изготовлении изделия, а рабочие способные выполнять какую-то часть из цикла работ.
Для этого требовалась подготовка по специальностям. Рабочий перестал быть универсалом, выполнял только какую-то одну функцию.
Помню, как это нам в школе объясняли на примере изготовления булавки.
Один нарезал проволку, другой заострял кончик, третий закручивал пружинку, четвёртый насаживал головку и т. д.
Изобретение конвейера, упорядочило это разделение труда до мелочей.
Производству перестали быть нужны универсалы, люди более мастеровитые и способные к самостоятельному труду.
Так появилась армия людей имеющих узкую специализацию и не способных к самостоятельному труду требующему широкого круга знаний и умений.
Разумеется такое разделение труда происходило и в других отраслях человеческих знаний и умений.
В науке, искусстве, медицине – абсолютно во всём.
Мы знаем, что если первобытный портной шил костюм от начала и до конца, то современный, мог лишь пришивать пуговицы, которые потом оторвать было невозможно…
В настоящее время человечество вышло на следующий уровень производства и подготовки кадров.
Сейчас даже мусор из баков выгружают с помощью робота, оператор нажимает кнопку и бак переворачивается!
Подготовка современного рабочего и служащего больше не требует овладением знаний и навыков, без которых не мог обойтись в своей деятельности ремесленник. От многих работников теперь достаточно навыка нажимать на нужную кнопку.
Что получается, человечество с одной стороны осваивает технологии, о которых мечтали фантасты, а с другой стороны выращивает индивидуумы способное к выполнению исключительно простых операций.
То есть, мы столкнулись с противоречием: с одной стороны - высоких технологий, а с другой - огромным количеством людей обладающих только самыми простейшими навыками и знаниями.
Это новый этап развития общества, иерархия современного общества будет строиться на способности человека овладением знаний в области электронных технологий, управления с помощью искусственного интеллекта, знания компьютерных программ и т. д.
Не зря же в настоящее время так активизировались телефонные мошенники. Ещё государственные структуры плохо освоили навыки работы в этой области, а мошенники уже стрегут бабло, одурачивая население направо-налево…
Опережают госучреждения в этой области на голову!
Вывод мой такой, слишком много умников развелось в двадцатом веке. Пора дать мозгам отдохнуть от знаний – меньше знаешь, крепче спишь. Да и государству таким народом управлять будет попроще.


Реклама
Обсуждение
     13:41 14.06.2024 (1)
Здравствуйте, Анатолий! Ох, и сложную Вы затронули тему. Захотелось тоже порассуждать) 
Из своего опыта могу сказать, что учиться мне нравилось всегда больше, как процесс. Ну, и комплекс отличницы, как выяснилось позже, тоже играл свою роль. Закончив институт с отличием, никаким специалистом я себя не ощутила, скорее человеком с расширенным кругозором. Школьная система в те годы ещё не трансформировалось в натаскивание на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и прочие аббревиатуры. Казалось, что было больше творчества что ли, или это просто мне так повезло. 
Оказавшись на крупном предприятии я столкнулась с тем, о чём Вы упомянули в своих размышлениях: редкий сотрудник понимал процесс целиком, а не только свой микроотрезок. И это являлось скорее недостатком, чем эффективным преимуществом. 

Сейчас же наблюдая за системой образования уже в статусе родителя,у меня складывается ощущение, что учить (с целью научить/ выучить) удобнее тех, кто и сам мог бы научиться, потому что пытливый ум, светлая голова и так далее. Но если нужно подключить воспитательную функцию, мотивировать, заинтересовать - к таким ученикам интереса у системы нет. Такой ученик неудобный. Он не вписывается стандартный формат ЕГЭ, несмотря на то, что возможно как раз такие люди несут в себе потенциал чего-то нового. 

Кажется, это самый большой мой комментарий на Фабуле) 
     21:42 14.06.2024
Здравствуйте, Юлия!
Не хочу никого обидеть, но педагогический институт, не самый престижный вуз и в него поступпют не самые перспективные учащиеся школ.
Зачастую идут, лишь бы высшее образование получить.
Разумеется не всё.
Процесс обучения сам по себе очень трудоёмкий и сложный. К тому же требует огромных эмоциональных усилий от учителя.
Я считаю, что хороший учитель, это артист. Урок, это спектакль одного актера.
Я работал с детьми и это не хвастовство, мамаши приходили посмотреть, как я с их детьми работаю! А потом я ещё открытые уроки делал в начале года и в конце. У них там рты открытые бывали, только что не аплодировали.
Этим надо жить и наслаждаться.
Люди, которые добились потрясающих результатов в какой-либо сферы деятельности, всё как один говорят: "Я занимаюсь любимым делом, а мне ещё за это деньги платят! "
Многие наши учителя могут это сказать?
Боюсь, немногие.

Но, есть и минусы. У меня были группы, с которыми ничего не получалось. Такое ощущение, что ты со стеной разговариваешь. Приходилось бросать.
То есть, и учащиеся должны быть готовы воспринимать информацию и методы её передачи.

Я замечал, что преподаватели, ещё в те аремена, когда я учился, искали способы облегчать свой труд, придумывая некие прграммы проверки правильности домашних заданий.
Это ученику кажется, что учителю ничего не стоит проверить домашку.
На самом деле, это трудоёмкое и выматывающее занятие.
ЕГЭ, этот результат поиска, упрощения труда при проверки задания и сто процентной точности.

Не знаю, это я в тему к вашему комментарию, или Остапа уже понесло...

Спасибо за приятное общение.
     18:04 06.03.2024 (1)
1
Очень сложный вопрос. Но раньше на первом месте стоял человеческий фактор, а сейчас соответствие мировым стандартам (не всегда обоснованным и проверенным временем)
     18:33 06.03.2024 (1)
1
Не совсем вас понимаю. Когда раньше, на первом месте стоял человеческий фактор?
Я понимаю проблему так.
Существует три формы обучения:
1. Это первобытная - люди обучались по образу и подобию подражая учителю. Копировали его и могли достичь уровня учителя, превзойти его или так ни чему и не научиться.
Идеология преподавалась отдельно в церкви. Это была по-настоящему церковь отделённая от государства.
2. В новейшем времени людей стали учить профессиям, так:
а) учили грамоте и счëту;
б) основам естественных наук, искуства, физической культуры;
в) ремёслам.
И на основе среднего образования давали углублённые знания в какой-то определённой научной области - это высшее образование.
И это было поставлено на поток - систематизировано.
Плюс наставления в идеологическом воспитании на всех уровнях образования.
3. Современная форма обучения упростилась. Человеку не надо столько много знать. Всё равно школы и университеты не начнут выпускать новых Аристотелей и Платонов. Гении, это штучный товар и их надо слишком мало, сейчас наступила эра перепроизводства людей с огромным багажом знаний, которое некуда применить.
Нужны люди, которые будут уметь нажимать на кнопки, смотреть на дисплей и им для этого никаких особых знаний не надо.
А если человек заинтересуется, сам всё прочитает и обо всём узнаёт.

     11:05 07.03.2024 (2)
1
Я говорю о ближайших десятилетиях. Раньше учителя старались развить логику у детей. Найти к каждому подход. Оценивалось решение задачи и  ход рассуждений. Сейчас информацию дают блоками- и ваша проблема насколько вы ее поняли, непонятно- берите репетитора. Одна из последних схем: ученики старших классов переходят на домашнее обучение и учат только предметы ЕГЭ, чтобы получить высокие балы для поступления, остальные  предметы просто проплачивают. Они то и поступят в институт. Поэтому часто сейчас человек с высшим образованием не знает где находится Южная Америка (как пример). И дети твёрдо уверены- зачем я буду учить всё, когда мне надо только-это. Зачем я буду учиться делить или умножать- если есть калькулятор. Машины очень быстро и хорошо считают, но ошибки найти практически не могут. 
В образовании очень многое надо менять...
     13:30 07.03.2024
1
Понял о человеческом факторе. Но мне кажется, что вы немного идеализируете эпоху коммунизма.
Согласен с тем, что была попытка дать человеку наиболее полное представление о природе, мире и человеке. Но результат превзошёл всё ожидания. В настоящее время, всё мы, получившие это образование, имеем абсолютно разные представления о природе, мире и человеке.
Это значит, что одни знания человек способен усвоить, а другие нет. Индивидуум усваивает только определённый раздел знаний.

Я хотел поговорить не о том, хороша или плоха та или иная система образования, а о том, успевает ли процесс обучения за технологическим процессом. И насколько успешен будет специалист в этом технологическом процессе, просидевший 25 лет за партой.
Не эффективнее было бы обучать человека непосредственно на производстве?

Здесь проблема в том, что люди организующие процесс обучения, являются монополистами в этой области и навязывают обществу ту систему обучения, которую смогли создать в силу своего собственного образования и опыта. Они цепко держаться за принцыпы, собственной теории обучения. А насколько она эффективна мы с вами убеждаемся уже на практике, сталкиваясь с результатами их труда.

     13:22 07.03.2024 (1)
1
Согласна с вами.  Менять необходимо многое...
Кстати, у нас в Беларуси были в 80-е годы УПК -учебно-производственные комбинаты при школах. Там обучали вождению, слесарному делу, столярному, шитью. Я уже тогда закончила политех. Помню наши уроки труда в школе.
     14:23 07.03.2024 (1)
1
Да, у нас ещё было делопроизводство и библиотечное дело (на УПК)! Т.Е после школы можно было идти работать. Но процесс образования, как мне кажется, должен идти постепенно, что бы дети могли раскрыть свои качества, выбрать свой путь, интересное дело. Тогда будут и новые открытия и новые гении.
А сейчас на первоклашек жалко смотреть- рюкзак весит 6-8 кг. Как их учат? Зачем? Что за новая система? 
ЕГЭ- кто наобум попал в нужную клеточку, результат "отлично!". Поэтому и шутки: А лечить профессор вас будет ваш студент -отличник, -  О, только не это! 
     15:14 07.03.2024 (1)
ЕГЭ придумано с той целью, чтобы учителям проще было оценивать учащихся. Наверняка проводились исследования в этой области и было выяснено сколько надо задать вопросов, что бы исключить ошибку при оценивании.
Важно понять на сколько человек ориентируется в предмете. Если он набирает определённое количество баллов, значит владеет предметом.
Не проверять его по каким-то конкретным двум вопросам и задаче, которые он может и списать, или вытащить случайно билет, который знает.
А убедиться в том, что человек знает предмет в целом.

С тем, что детям приходится таскать в школу слишком много учебников, я с вами согласен. Я не только не брал с собой некоторые учебники, но даже и дома их не открывал.
Только необходимые.

     15:59 07.03.2024 (2)
Про ЕГЭ- чем-то напоминает кукурузу, просто новый метод, далеко не изученный. Дети едут в другую школу, там всё проверяют кинологи и т.д. и т.п., куча экспертов, видеонаблюдение. Зачем? Они что не знают, как этот ребёнок учился 7 лет? Я проходила задания ЕГЭ в интернете, просто ради интереса. Попробуйте- поделимся впечатлениями.
     17:17 07.03.2024
Нашёл задание ЕГЭ по математике. Очнь много вопросов, устал отвечать. Но вопросы вполне соответствуют моему представлению о необходимых знаниях. Я не знал до этого как возводить в отрицательную степень. Теперь знаю.
Ответить на 20 вопросов, довольно сложно. Нужно не только знать, как решать задачи, делать вчесления, но ещё и терпение иметь отвечать на это. У меня терпения не хватило.

Посмотрел и другие задания... Вообще такого не знаю!

Мне ЕГЭ понравилось.
     16:56 07.03.2024
Согласен, что учителя знают как учился ребёнок, но могут ему баллы занизить из-за непричзгегного отношения. А если ребёнок сдаст тест анонимно, то оценка будет соответствовать баллам набраным правильными ответами.
Я, к сожалению, не смог найти задания ЕГЭ. Попробую ещё раз, конечно это интересно.
Спасибо.
     07:59 07.03.2024 (1)
2
Анатолий, вы подняли очень важную тему.
Верно, что гений - товар штучный. Но задача старой школы была по большей степени в том, чтобы научить школьника ДУМАТЬ. Развивать мысль, задавать вопросы, докапываться до основ. Естественно, что все мы разные и наследственность играет важную роль, и воспитание в семье. В период взросления появляются приоритеты, маленький человек впитывает поведение родителей, их рассуждения и дела. Потом появляются друзья, школа. Очень многое зависело от личности преподавателя, хорошо понимающего психологию детей, преподавателя, преданного своему делу.
Поскольку дети разные и склонности у всех разные, идея разделения на гуманитариев и "математиков" имеет место. В начальной и средней школе необходимы базовые предметы. Но когда выявляются склонности у детей - это и направляет их на углублённое обучение тех предметов, которые их интересуют.
А нажимать на кнопки может и робот. Когда человек работает в определённой узкой области, он, конечно, старается изучить и применить все свои знания (здесь я имею ввиду академические изыскания и научные работы. Однако, необходимо расширять свои знания, т.к. часто в эту определённую узкую область вклиниваются и влияют на результаты и новые направления).
И на производстве ценится работник, умеющий заменить другого, знающий не только свою определённую операцию.
В сети гуляет много роликов, где школьникам и выпускникам задают элементарные вопросы. А вот ответы на них вызывают оторопь. Вот, например, спрашивают:
     -Что ты знаешь о Хиросиме и Нагасаки? -Девушка пожимает плечиком - а, что-то на слуху. Не знает. А отец у неё, кстати, японец.
Грустно всё это !
     11:19 07.03.2024
Если нас с вами начнут о Хиросиме и Нагасаки спрашивать, то мы тоже можем рассказать только то, что нам коммунисты рассказывали.
И для нас с вами Хирама и Нагасаки такой же миф, как Подвиги Геракла.
Сейчас есть люди, которые придерживаются иной версии об этой трагедии.
Но, это лирика.

А по существу, человек, который до 25 лет сидит за партой, не способен к творческой деятельности в области управления производством или социумом, потому что стиснут рамками знаний, бесполезных в этой области деятельности.
Всё выдающиеся изобретатели, вонноначальники, государственные деятели от сохи. Они изобретали собственные способы, из-за того, что не знали опыта предшественников. В том числе и отрицательного.
Не подумайте, что до этого я сам додумался, это всё в книжках написано. И подтверждено биографиями известных деятелей.

Вот из моего личного опыта, у меня специальность кондиционирование воздуха. Я на заводе работал, меня просят, - Кондиционет сломался, отремонтируй...
А я его до этого только на картинке видел, понятия не имею, что у него внутри.

Или на электростанции работал, я вообще-то турбинист. О турбине знаю всё ,  чему нас учили, а меня спрашивают, почему трубопроводы высокого давления трясутся и в них что-то что-то бахает? А мы этого не проходили! Мы турбину без трубопроводов изучали

Кто-то скажет, - Как это смешно!  А мне было грустно...
Я шесть лет в институте учился, а оказалось, что ничего не знаю.

Поэтому у меня и возникло ощущение, что человеку академическое образование только вредит. Нужно начинать обучение на производстве с практики, а людям, которые эту практику освоят, в дальнейшем давать и теоретические знания.
На самом деле, институты портят людей, которые могли бы эффективно работать на производстве.

Вот такая моя идея.
Книга автора
Делириум. Проект "Химера" - мой роман на Ридеро 
 Автор: Владимир Вишняков
Реклама