Не визжать и не топать ногами
Ужжжжжасно люблю ходить на родительские собрания в классы, где работаю!..
И причин тому много.
Во-первых, теперь уже практически в каждом из них есть те, кто несколько лет назад были моими учениками, и интересно увидеть, в кого превратились мои дети, кем стали, помнят ли хоть что-нибудь из того, чему я их учил.
Во-вторых, любопытно наблюдать за тем, насколько отпрыски похожи на своих создателей. И чем старше становятся дети, тем более они повторяют своих родителей.
А ещё… радостно видеть (нечасто, к сожалению!), как родители хотят понять, что с детьми происходит, как планируют их будущее, как мотивируют и строят свои отношения с ними.
Сегодня иду в 9 «Б». Когда я их в пятом взял, то многие коллеги предупреждали:
- Осторожно, Сергей Тимофеевич! Особенно с родителями. Непростой класс, въедливый, что называется. Ребята этакие, знаете ли, «с прищуром»: ничему на слово не верят, часто на уроках каверзные вопросы задают. А уж родители!.. «Буря и натиск»!!. Что ни собрание, то бесконечные претензии к школе. И тоже – каверзные вопросы. Ну, буквально все – "специалисты" в области педагогики и образования…
А мне они, и дети, и их папы-мамы, сразу как-то на сердце легли, потому что чувствовалось, что ребята на самом деле ЗНАТЬ ХОТЯТ, а «пращуры» ХОТЯТ ЗНАТЬ, как процесс познания сделать для отпрысков наименее травматичным и наиболее радостным. Действительно, ну, почему у нас у всех сложилось впечатление, что обучение – это непременно «кровь, пот и слёзы»? Это – РАДОСТЬ! Радость узнавания, взросления, понимания и адаптации к жизни.
Всё. Иду на родительское собрание.
Вхожу. Ничего неожиданного. Их всегда много, приходят, практически, все. За редким исключением. Не пришедшие обязательно отзвонятся или пришлют записку, где укажут причину не присутствия. Здороваюсь. Сдержанно отвечают, но по глаза, по которым успел скользнуть, входя, вижу, что рады мне. Традиционно острю:
- Здравствуйте, дамы и господин Самоваров…
Дело в том, что являются только мамы. И всего лишь один папа. И это не только беда этого класса. Беда всей современной школы: воспитание детей стало чисто женской прерогативой. И Алексей Владимирович Самоваров не «мутант», что ходит всегда на эти собрания. Он – просто мой бывший ученик. На производстве строит самолёты, а в быту – своего сына Вовку сейчас «строит». Совместно со мною, совместно со школой. Вдумчиво и внимательно «строит» он наследника. Надеюсь, что самолёты – так же … Он и в школе, когда сам учился, был всегда внимателен и собран, ко всему, за что бы ни принимался, относился с полнейшей самоотдачей.
Теперь, практически на каждом собрании, после того, как я коротко расскажу об успехах (про неудачи мы с каждым из родителей говорим индивидуально, с глазу на глаз) всех, и я спрашиваю, есть ли ко мне вопросы, Самоваров-старший набирает полную грудь воздуха и, как когда-то в школе, чуть розовея от волнения, произносит:
- Позвольте полюбопытствовать, уважаемый Сергей Тимофеевич, а что вы…
… И задаёт какой-нибудь «каверзный» вопрос из области воспитания «мОлодежи и пОдростков». Все окружающие нас в этот момент мамы начинают понимающе ёрзать на своих местах, «создавать» сосредоточенные лица: наступает самая интересная часть нашего собрания: «ристалище», «рыцарский турнир» Самоварова со мною.
Сегодня он «бросил мне перчатку» на тему:
- А что вы думаете о мужском влиянии в воспитании и образовании детей?
- Что думаю? А ничего, признаться. Просто пытаюсь оставаться мужчиной даже в школе. Даже при наличии «здорового женского коллектива». Девочек, даже начальной школы, пропускаю в дверях вперёд. Остервенело ругаюсь, если кто-то из мальчишек вдруг обидит девочку. И на уроках, если в сердцах, в запале спора, парню могу сказать: «Какой глупец!..» - то девочке – никогда: она же имеет право ошибаться...
- А не кажется ли вам, что вообще было бы целесообразно в школе заменить преподавателей-женщин учителями-мужчинами?
- Ни в коем случае! Представьте себе, любезный Алексей Владимирович, что было бы, если бы в семьях мам мы поменяли бы на вторых пап? «Дикий» Запад! Современная Европа!! Ну, а если серьёзно, то в школе, как мне представляется, должны работать ( хотя, нет, конечно, никто никому ничего не должен!)… Нужно, чтобы работали люди, которым здесь комфортно. Которых не раздражают «чужие» дети. Которые могут даже спать, когда дети по ним ползают: главное, чтобы не плакали и рядом были.
- И как же добиться того, чтобы в школу приходили только такие?- пытает меня Самоваров дальше.
- Не надо добиваться. Потому что это, в сущности, и происходит: в школе остаются, в основном, те, кто для неё (школы) предназначен. Все же остальные не выдерживают, рано или поздно уходят. Хотелось бы, конечно, чтобы «рано».
- Но вы же не станете отрицать, что в современной школе ну уж очень много учителей плохих, слабых, грубых и примитивных?
- Всё зависит, мой юный друг, от точки зрения. Если вы хотите «передоверить» полностью воспитание своего будущего школе, то – да, бесспорно, в любом учителе, как, впрочем, и в любом человеке, найдёте изъяны. Если же семья – это некий компенсаторный противовес, то даже с посредственными, заурядными учителями ваш ребёнок будет двигаться вперёд, развиваться. Хотя сегодняшняя школа сейчас начинает чувствовать, какого класса образование требует от неё современность. Начинает понимать и осторожно меняется. Рождаются школы, в которых учителя – «подобранный, штучный товар»… Кем подобранный, вы спрашиваете? Временем. И директором, конечно. И, в отдалённом будущем, надеюсь, такие только и останутся… «Только вот жаль, в это время прекрасное жить не придётся ни мне, ни тебе…» Школа ведь вообще очень консервативный институт общества, один из самых медленно меняющихся. В этом её слабость и сила одновременно. «Слабость» я объяснил. А «Сила» - в сохранении традиции.
- Хорошо, если бы я вас спросил, КАК мне выбрать учителя для своего сына? Есть ли какие-то критерии?
- Конечно. Если вы дома РАЗГОВАРИВАЕТЕ со своим ребёнком, слушаете его, вникаете в его проблемы, то наверняка уже знаете, кто из его учителей хорош, а кто плох. Ребёнок часто и с восторгом рассказывает вам об учителе, о его уроках. Частенько упоминает, в беседах с вами, его… Нужно ли спрашивать, хорош этот учитель или плох? А если при упоминании урока или имени учителя, на лице непроизвольная гримаса… то – как? Хорош?.. Я тут, совершенно недавно, получил непроизвольный комплимент от наших ребят. Перемена. Они подходят к моему кабинету, и кто-то (по голосу не узнал, хотя коридор гулкий и слышно даже за закрытыми дверями хорошо) говорит:
- Фууууу… Наконец-то русский…
ПризнАюсь: петь хотелось. И дарить цветы всем, кто вокруг. Даже двойки в этот день как-то не «ставились».
- … Я понимаю, Сергей Тимофеевич, о чём вы. Спасибо. Но, если позволите, ещё один вопрос?..
А не считаете ли вы, что образование и воспитание было бы гораздо более успешным, если бы мы вновь перешли к раздельному обучению мальчиков и девочек?
- Думаю, что это совершенно неправильно. Порочно и несовременно. Ведь воспитание и образование – это не только уроки. Это ещё и общение. И, возможно, общение – в бОльшей степени фактор, формирующий личность. Однополое общение – неминуемая деформация детской души, уж поверьте мне. Именно поэтому в неполных семьях (в основном, конечно, это такие, где есть только мамы. Чатенько: плюс бабушки!) «создаются» дети с какими-нибудь сложными проблемами, которые даже не всегда обнаруживаются, а косвенно проявляются в течение всей жизни человека. И которые трудно (очень трудно!) коррелировать.
Такими уж создал нас Бог. «Инями» и «Янями», призванными дополнять и компенсировать друг друга.
Воспитывать ведь – это не говорить правильные слова своим детям. Воспитывать – это жить рядом с ними и при этом (всегда!) оставаться Мужчинами и Женщинами, даже тогда, когда вас обидели, и так хочется завизжать по-женски и затопать ногами. НО! ВЫ ЖЕ МУЖЧИНА…
|