2. Великолепная Петра (из цикла "Записки об Иордании")
Волнуюсь, спать не могу, потому что завтра увижу одно из Семи Чудес Света – Великолепную Петру. Это город в самом сердце Иордании, который высечен в скалах. Ему более двух тысяч лет.
К встрече с ним я готовился. Знаю теперь, что был он столицей набатейского царства. Вход в город – это длинное узкое ущелье Сик, тянущееся на тысячу двести метров. Читал описания и видел фото Дамбы, Театра, Королевских Могил, монастыря Ад Дейр и, конечно же, знаменитой Сокровищницы, которая стала декорацией для фильмов «Синдбад и глаз тигра», одной из серий «Индианы Джонса», «Арабские ночи» и нескольких ещё…
Но всё это узнАет любой, стоит только заглянуть в интернет.
А сегодня у меня личная встреча с городом, в котором уже давно никто не живёт.
Выезжаем из Акабы, небольшого городка на самом юге Иордании, в семь часов утра, потому что путь неблизкий – сто двадцать километров.
И начала раскручиваться за окном автобуса цветная лента фильма под названием «Иордания»!..
Смуглая земля, которая обрамлена полоской гор на горизонте, иногда совершенно безжизненная, а порой неожиданно «взрывающаяся» редкими пучками зелени. А потом вдруг – пустые поля, с которых уже сняли первый урожай, а будущий, второй, ещё не дал всходов. И снова – пустая, кажущаяся умершей земля. И редкие шатры бедуинов и сами хозяева этих пустынь, пасущие стада пёстрых коз, овец или верблюдов, сидя на маленьких терпеливых осликах, послушно вращающих землю своими маленькими копытцами.
Глядя на всё это, невольно думаешь: какой век за окном автобуса с кондиционером? Наверняка ведь сто, двести, пятьсот лет назад картина была та же самая. Время молчит здесь. Не бежит, а неторопливо … дышит прошлым и изнывает под солнцем. Конечно, даже времени жарко, когда на улице пятьдесят два градуса по Цельсию.
В дороге только одна остановка. На высоте тысячи восьмисот пятидесяти метров – смотровая площадка, а рядом магазинчик с сувенирами и кафетерий. Как же хорошо дышится здесь! Тепло по-настоящему, но не жарко, не знойно. Прохладный ветерок гладит по щекам и треплет зелёные чубы многочисленных здесь невысоких деревьев, которыми покрыты склоны видимых гор. А на самом верху одной из них – белая точка. Это мавзолей Аарона, старшего брата Моисея. Того самого, который водил свой народ по пустыне сорок лет. И Аарон повсюду за ним следовал, потому что был красноречив, в отличие от своего младшего брата. А потому именно он беседовал со страждущим народом, убеждая его в необходимости дальнейшего пути в поисках Земли Обетованной.
А день уже совсем разгорелся, и кажется, будто жара накрыла собою всё вокруг до самого неба. Дорога уже укачала и начала томить.
Петра, Петра, Петра, когда же ты, наконец, наступишь?..
И – наступила. Неожиданно и вдруг мы въехали в небольшой городок, почти сплошь состоящий из отелей, где номера бронируются на три - четыре дня, потому что за день Петру, всю, целиком, увидеть невозможно. Это ведь как Эрмитаж, который нужно изучать взглядом много-много часов и дней, чтобы навек запечатлеть в душе и памяти красоту и величие.
И неожиданно городок обрывается автобусным кругом, где мы покупаем билеты в государственный музей Иордании «Petra». Кстати, очень не дешёвые билеты: семьдесят четыре динара. А один динар примерно равен ста нашим рублям.
Проходим через вполне современные турникеты и сразу же оказываемся в пригороде Петры. Гигантские каменные кубы и цилиндры, предназначение которых до сих пор точно не известно: могильные ли это камни, пьедесталы ли для циклопических статуй…
Прислонившись к одному из них спинами, в тени, сидят два мальчишки-бедуина. Младший, ему лет десять - двенадцать, не более, неожиданно кричит нам по-русски: «Русский! Привет!!.» Кто-то из наших отвечает ему: «ЗдорОво-здорОво, бедуин!!!»
И тут же мы ныряем в каньон, тот самый, ведущий к городу. Он узок, в разных местах от трёх до десяти метров, а стены… Помните витые декоративные свечи? Вот стены ущелья удивительно их напоминают. И вдоль правой и левой, на высоте примерно в полтора метра, в этих стенах выдолблены неглубокие арыки, по которым когда-то в Петру струилась вода, родившаяся от росы на скалах и от столь редких в этих краях дождей. Через десять - пятнадцать метров в арыках выдолблены более широкие и глубокие прямоугольные углубления. Это фильтры, куда падал мусор, который несла с собою вода. Когда же поток прибегал в черту города, то таким образом вода в нём очищалась почти полностью.
Эта система водоснабжения и погубила Петру, когда в сто шестом году нашей эры её завоевали римляне. Они просто перекрыли арыки, и изнывающая от жажды Петра через трое суток сдалась на милость победителей.
Самого города ещё не видно, но чУдная дорога к нему продолжает виться между скал. А на стенах скал этих то невероятным образом зацепится какое-нибудь ветром и временем искривлённое дерево, то вдруг возникнет высеченная древними язычниками икона, изображающая лик одного из семнадцати их богов, каждый из которых непременно должен быть не похожим на человека: у одного нет глаз, у другого рта или носа… Аллат… Вадд… Душара… Имена-то какие божественные!
Неожиданно в просвете каньона возникают колонны Аль Казны, Сокровищницы, изображение которой щедро растиражировано по всей планете в фото- и видеокадрах. Когда же выходишь на площадь перед нею, то глазам предстаёт великолепное зрелище.
Прямо в скале вырублен величественный вход в некое здание, в котором существует только одна комната, и она никуда не ведёт. Учёные до сих пор спорят о предназначении этого здания. Но простые люди верили, что за таким великолепным входом могут храниться только сокровища. Высота постройки сорок метров, ширина тридцать. Увенчана она небольшой башенкой с маковкой и роскошными изваяниями орлов, зорко стерегущих покой Петры.
Одна из последних версий гласит, что, помимо архитектурной роскоши, верхняя часть здания – это календарь, где двенадцатью лепестками лилии помечены месяцы, другими декоративными элементами – дни недели, годы и даже столетия.
девять лет назад французские учёные, просканировав плоть скалы, в которой высечена Сокровищница, обнаружили, что это только треть изначальной постройки. И уже начали раскопки. У её подножия, сквозь сетку внизу виден ещё один этаж со входами, смотровыми площадками и ступенями, быть может ведущими к новым тайнам.
А в ногах у постройки верблюды, философически взирающие на всё вокруг, терпеливо ждут, когда кто-нибудь из туристов захочет далее знакомиться с Петрой с высоты их королевского роста. Да два бедуина, закованные в латы, со щитами в руках и копьями, блистая медью доспехов и изнывая от иорданской жары, послушно готовы сфотографироваться с любым, кто заплатит им полдинара.
Мы же движемся дальше, подстёгиваемые своим торопливым гидом, которого зовут Акрам, но я мысленно назвал его «наш Моисей», потому что мы тоже верим ему и следуем за ним… хочется думать, что не сорок лет.
Боже! Настоящий древний амфитеатр, прямо на улице, полукольцом прислонился к скале, а лицом развёрнут на площадь. Здесь собирались все жители Петры на городские собрания. Сорок два ряда каменных скамей расположены так, чтобы любого выступающего перед людьми человека хорошо было видно и слышно с каждого места. Именно благодаря количеству этих мест учёные установили, что в Петре в момент её расцвета проживало от двадцати пяти до тридцати тысяч жителей.
Я захлёбываюсь, слепну и совершенно оглушён роскошью всего, что вижу в этом каменном городе: суровые Королевские Могилы, фантастический Ад Дейр, строгая Улица колоннад и циклопический Большой храм.
Но едва ли не большее потрясение вызывают жилища простого люда Петры, также вырубленные в скалах, только на противоположной стороне улиц Петры. Встаю на цыпочки и заглядываю вовнутрь. Это, наверное, гостиная, а тут была, скорее всего, детская какой-то большой семьи, жившей на планете задолго до появления Киевской Руси.
Я не знаю, как выглядели эти люди, но почему-то мне кажется, что были они смуглы и зеленоглазы, аскетически худы и всегда чуть улыбались, как мой друг восьмилетний Мишка Иванов, который со своим старшим братом Ваней и родителями приехал в Иорданию, а в Петру со мной не поехал.
Но я точно знаю, что он ждёт не дождётся моего приезда и скажет, когда мы встретимся:
« Расскажи мне про красоту, ты же её видел и знаешь, какая она!..»
… Теперь уверен точно: видел и знаю! И хочу рассказать вам о ней…
|