Аля Хатько и Олег Вайнтрауб.
Случилось так, как и говорил старший инженер. Через две недели собрали молодых техников, прибывших их разных училищ и посадили в учебные классы. Им предстояло изучить новый самолет, который через два месяца поступит на вооружение лётных частей ВВС. Это был принципиально новый самолет, резко отличающийся от своего предшественника И-16. В нем были применены новые материалы и совершенно новый тип двигателя.
Занятия шли по 6 часов в день без выходных. Кроме того, после ужина была еще предусмотрена самоподготовка. Занятия проводили инженеры с завода. По окончанию обучения группу должны были сразу направить на завод для приемки самолетов. Но занятия закончились, а группу приемки пока не отправляли. Говорили, что при испытаниях на заводе в двигателе выявили какие-то недостатки, на устранение которых потребовалось время. И только весной 1942 года группа молодых техников под командой инженера эскадрильи отправлены в Горький на 21 завод за новыми машинами. В эту группу попал и Ярослав.
Его поразили огромные размеры завода. При всем желании его нельзя было обойти и за сутки. Да и не везде их и пускали. Место их работы был сборочный цех и заводской аэродром. Собранные машины заводчане предъявляли военным техникам для осмотра. Те тщательно осматривали их внешне, проверяли работу механизмов и агрегатов, проверяли работу двигателя на всех режимах. Если они находили недостатки или неисправности, их тут же устраняли. После самолет облётывали заводские летчики-испытатели. Только тогда самолеты считались принятыми.
Почти две недели принимали восемь машин. За это время ребята хорошо познакомились с заводом. На заводе в разных цехах трудилось много женщин. Среди них были и молодые девушки, и женщины постарше. У ребят при их виде загорались глаза. Полгода проведенные в лесном городке с рядом расположенной небольшой деревней, где каждую девушку и каждую вдовушку знали все наперечет, здесь же от обилия лиц противоположного пола у них глаза разбежались. Но девушки не спешили с ними знакомиться. Во-первых, не было на это время. На работе каждая минута была дорога, шла интенсивная работа. Люди выкладывались изо всех сил, старались за смену выполнить не только полностью свою норму, но и по возможности еще две, три и даже больше норм. Были рекордсмены, выполняющие норму на 1000 и более процентов. Так что на посторонние разговоры с ребятами у женщин времени просто не было. И во-вторых, за смену они так уставали, что им было уже не до знакомств.
Ярослав вспоминал, что именно на этот завод ехала на практику Варвара. Закончилась у нее практика, или оставили ее на заводе - он не знал. Ведь прошло уже со времени их знакомства более полгода. О ней он часто вспоминал и каждый раз корил себя, что не узнал у нее ни фамилии, ни адреса. Хотя какой мог быть адрес во время войны? Тем более, что ее родители явно эвакуировались из Белоруссии, которая теперь занята немцами. Могла бы, конечно при желании, дать адрес деда в Куйбышеве. Через него он бы смог найти ее. Шляпа, он конечно! Теперь локти кусает. На проходной, на всякий случай, вглядывался в женские лица, но Варвары среди них не было. Пытался заглянуть в цех, где работало много женщин, но суровый бригадир быстро показал ему на дверь.
И вот командировка закончилась. Самолеты приняты, ждут, когда дадут им разрешение на перелет. Нужно было возвращаться к себе в часть. Группа ждала только самолет из части. Наконец самолет за ними прибыл. Летчики пошли на обед, а они всей группой двинулись к самолету. И тут инженер эскадрильи, пересчитав сумки с документацией, которую они везли с собой, обнаружил, что недостает одной сумки. Ее брали в последний раз вчера, когда на одном из самолетов меняли один агрегат. Паспорт на него меняли в сборочном цеху. Сумка там тогда и осталась. Он послал за ней Ярослава. Тот по-быстрому отправился в сборочный цех. Сумка нашлась сразу. Прихватив ее, решил перед полетом заглянуть в туалет. Пошел по цеху, ища мужской туалет. И вдруг его взгляд остановился на стенде “Наши маяки”. Со стенда на него глядели с фотографий шесть женских лиц. Он мельком взглянул на них и вдруг замер как вкопанный. В центре была фотография … Варвары! Под ней была надпись: “Лопатина Варвара Семеновна. Выполняет сменную норму на 560%”. Да, это была Варя! Но что делать? Как ее найти? А уже нужно бежать на самолет. И в туалет сразу расхотелось. Проходящую мимо какую-то женщину спросил, как найти Лопатину? Та только пожала плечами. В дверях показалась голова Юрика Бражникова.
-Ярик, где ты бродишь, тебя уже ждут, уже двигатели запустили!
Делать было нечего, пришлось бежать на самолет. Но он узнал две важные для себя вещи: фамилию Вари и то, что она на заводе осталась.
продолжение следует
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |