Произведение «О стихосложении»
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Литературоведение
Автор:
Читатели: 155 +1
Дата:

О стихосложении

Как мне кажется, для участников нашего сайта была бы полезна эта стать о правилах стихосложения.


Акцентные системы стихосложения 
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабическое, силлабо-тоническое и тоническое. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха.
Тоническое стихосложение
Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Силлабическое стихосложение 
Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги.
Ограниченность комбинаций ударных и безударных слогов, предшествующих фиксированному конечному слогу, приводит к тому, что в силлабическом стихе создаются более или менее устойчивые конфигурации ударных и безударных слогов, придающие строке определенное ритмическое своеобразие. Чередование таких соизмеримых, но в то же время и разнообразных строк и создает ритмическую выразительность силлабического стиха.
Силлабо-тоническое стихосложение
Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.
Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими.  Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге — анапестическими.
В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т.д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т.п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна.
На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений.


ДОЛЬНИК (паузник), рус. стихотв. размер. Занимает промежуточное положение между силлабо-тонической и чисто-тонической системами стихосложения. Как и силлабо-тонические размеры, Д. имеет ощутимый внутр. ритм, образуемый чередованием сильных мест (иктов) и слабых мест (междуиктовых интервалов); сильным местам соответствуют, как правило, ударные слоги, слабым – безударные. Но объём междуиктовых интервалов в Д. в отличие от силлабо-тонических размеров не постоянный, а переменный и колеблется в диапазоне 1–2 слогов; разл. сочетания 1- и 2-сложных интервалов образуют ритмич. вариации Д. В чтении разница объёмов 1- и 2-сложных интервалов может компенсироваться как растяжением слогов, так и появлением пауз между словами. В рус. поэзии первые попытки применения Д. появляются в романтич. лирике 19 в. (М. Ю. Лермонтов, А. А. Григорьев, А. А. Фет); его активное использование начинается в 20 в. (после А. А. Блока и А. А. Ахматовой). (Большая российская энциклопедия. 2004 г).


Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
(А. Блок)

Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
(А.А. Ахматова)



ТАКТОВИ́К, один из видов рус. тонического стихосложения; занимает промежуточное место между более строгим дольником и более свободным акцентным стихом. В наиболее установившейся терминологии – это стих, в котором объём безударных интервалов между несущими ритмич. ударение сильными местами (иктами) колеблется в диапазоне трёх вариантов: 1–2–3 слога (реже 0–1–2 слога); пропуски ударений на сильных местах редки, зато в 3-сложных интервалах часты избыточные ударения на среднем слоге. Стих, близкий к Т., встречается в нар. поэзии и её лит. имитациях («Песни западных славян» А. С. Пушкина); сознательная разработка его в рус. лирике начинается с 1900-х гг.; окончательно складывается в 1920-е гг. (Большая российская энциклопедия. 2007 – 2017 гг).

Тактовиком написана «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», М.Ю. Лермонтова., В ХХ веке этим размером писали: З. Гиппиус, Блока, Гумилёва, Георгия Иванова, Есенина, позднее у советских поэтов-«шестидесятников», и в особенности у Бродского и поэтов его круга.

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня;
Я на башню всходил и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
(К. Бальмонт)

Ты куда, удалая ты башка?
Уходи ты к лесу темному пока:
Не сегодня-завтра свяжут молодца.
Не ушел ли ты от матери-отца?
Не гулял ли ты за Волгой в степи?
Не сидел ли ты в остроге на цепи?
(Я. Полонский «Беглый»)

Встала в сияньи. Крестила детей.
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
(А.А. Блок «Из газет»)

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ, основная форма тонического стихосложения: стих, в котором урегулировано только число ударений (т. е. фонетических слов) в строке, а число безударных между ударениями свободно колеблется в пределах естественных данных языка (в рус. яз. обычно 0–4 слога. Граница между А. с. и более урегулированным тактовиком (где колебание числа безударных между ударениями 1–3 слога) у мн. поэтов нетвёрдая. Самые употребительные размеры – 4- и 3-ударный А. с. (часто в чередовании 4–3–4–3). Наиболее строго организован А. с. с парной рифмовкой (раёшный стих), наиболее вольно – А. с. нерифмованный (свободный стих). В рус. поэзии А. с. широко распространён в народном стихосложении, в досиллабическом стихе 17 в.; занимает видное место у В. В. Маяковского (наряду с дольником и вольным хореем) и др. поэтов 20 в. (Большая российская энциклопедия. 2007 – 2017 гг).

Так писали Блок, Маяковский, Цветаева, Вознесенский, Бродский и другие поэты.


От здания к зданию (2)
Протянут канат. (2)
На канате — плакат: (2)
«Вся власть Учредительному Собранию!» (3)
Старушка убивается — плачет, (3)
Никак не поймет, что значит, (3)
На что такой плакат, (3)
Такой огромный лоскут? (3)
Сколько бы вышло портянок для ребят, (4)
А всякий — раздет, разут . . . (3)
(А. Блок. «Двенадцать»)



Вашу мЫсль, мечтАющую на размягчЁнном мозгУ,
как вЫжиревший лакЕй на засАленной кушЕтке,
буду дразнИть об окровАвленный сЕрдца лоскУт:
дОсыта изъиздевАюсь, нахАльный и Едкий.
У менЯ в душЕ ни однОго седОго вОлоса,
и стАрческой нЕжности нЕт в нЕй!
МИр огромИв мОщью гОлоса,
идУ — красИвый, двадцатИдвухлЕтний.
(Маяковский. «Облако в штанах»)

Около океана, при свете свечи; вокруг
поле, заросшее клевером, щавелем и люцерной.
Ввечеру у тела, точно у Шивы, рук,
дотянуться желающих до бесценной.
Упадая в траву, сова настигает мышь,
беспричинно поскрипывают стропила.
В деревянном городе крепче спишь,
потому что снится уже только то, что было.
Пахнет свежей рыбой, к стене прилип
профиль стула, тонкая марля вяло
шевелится в окне; и луна поправляет лучом прилив,
как сползающее одеяло.
(И. Бродский, 1975)

С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает — чем бы не замели
следы — с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.
(И.Бродский, 1975 – 1976)



СВОБОДНЫЙ СТИХ, верлибр (франц. vers libre), стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только наличием заданного членения на стиховые отрезки (отмеченного в письменном тексте обычно графич. расположением строк, в устном – напевом). Известен в ср.-век. литургич. поэзии (в т. ч. старославянской, где он развился при разложении силлабич. антифонного стиха); был возрождён нем. предромантиками, У. Уитменом и франц. символистами; в 20 в. получил массовое распространение во всей мировой поэзии. В рус. поэзии С. с. появляется в переводах и стилизациях в сер. 19 в.; классич. образцы – у А. А. Блока («Она пришла с мороза…», 1908) и М. А. Кузмина («Александрийские песни», 1906); разрабатывается многими совр. рус. поэтами. Рус. С. с. обычно имеет вид вольного (т. е. неравноударного) белого (т. е. нерифмованного) акцентного стиха, но иногда даёт и более строгие формы (вольный белый дольник у А. А. Фета и др.). (Большая российская энциклопелия. 2007 – 2017 гг.)

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов…
(А.А. Блок)
Реклама
Обсуждение
     21:25 24.01.2024
Чему и кого вы учите?) Здесь только себя слышат...
Реклама