Наукой, изучающей врожденные основы человеческого поведения, а именно передаваемые генетическим путем поведенческие программы, является этология человека.
Этология занимается исследованием поведения, его эволюции, изучением поведенческих актов, пытаясь выяснить:
- эволюционную историю их возникновения (что и откуда это, пути развития в филогенезе);
- адаптивное их значение (зачем нужны в прошлом и сейчас, каковы приспособительные функции);
- механизм реализации (как работает, какие факторы регулируют их проявление);
- индивидуальное развитие (пути формирования в онтогенезе).
Этологи пытаются понять причины того или иного поведения, прослеживают, как оно менялось во времени.
Лучше всего поведение наблюдать в естественном состоянии, у людей, не скованных социальными ограничениями (этикетом) – невоспитанных индивидуумов, детей, психически больных. Через наблюдения определяются характерные черты поведения нашего вида.
Для этолога не важно, что человек думает и что говорит. Важно, что он делает в ответ на различные сигнальные стимулы. Действия помогают лучше разобраться в работе врожденных поведенческих программ.
Результаты наблюдения и анализа действий между людьми, группами, человеком и сообществом, казалось бы, совершенно обыденных отношений, убедительность и логичность объяснения влияния подсознания могут стать откровением, вызвать удивление, принести удовольствие от понимания происходящего, видения того, что побудило кого-то что-то сделать.
Вполне возможно появление эффекта вдруг открывшихся глаз после длительного периода непонимания, невозможности объяснения самому себе происходящего в своей жизни, окружающем мире, возникновение в связи с этим позитивных реакций.
В советское время этология относилась к буржуазным лженаукам. Что уж говорить об этологии человека… Ученые, которые ей интересовались, вынуждены были соблюдать крайнюю осторожность.
Ценности, установки, жизнь человека – продукт свободной мысли и воли. В этом взгляде достойного места инстинктивному наследию не было. Связь с животным миром не одобрялась из идеологических соображений, была противна этическим, внутренним убеждениям.
Время жестоко обошлось с отвергающей значимость природных импульсов марксистско-ленинской идеологией. После неудачного социалистического эксперимента ситуация меняется в лучшую сторону, но не так быстро, как хотелось бы. Инерция бытующих представлений, отторгающих принадлежность человека к миру животных, пока еще весьма сильна. Результат – мало кто знает о существовании науки, изучающей врожденные основы поведения каждого из нас, результатах этологических исследований. Это не может не отражаться на эффективности помощи оказавшемуся в трудной ситуации человеку.
Для преодоления тревожащих человека проблем важны знания как этологов, так и психологов, их совместная работа со случившимся. Шаги навстречу друг другу, безусловно, делаются. Вместе с тем, о плодотворном союзе пока говорить рано.
Психологи полагают, что биологическая эволюция в отношении человека закончилась и он ныне эволюционирует лишь социально. Влияние поведенческого наследия совершенно незначительно. Жизнь человека определяется социальными правилами. Что-то там от животного осталось только в области регулирования простейших физиологических потребностей. Этологи же считают, что влияние врожденных основ на повседневность человека, реализацию им сложных поведенческих реакций весьма существенно.
На деятельность психологов оказывает сильное влияние концепция человека – «чистого листа», предполагающая заполнение его обществом через обучение социальными нормами по своему усмотрению при слабом, непрочном, эпизодическом вмешательстве в процесс врожденных поведенческих схем. Очень сильно убеждение, что человека, его характер, жизнь формирует внешняя среда.
Ученые-этологи с помощью исследований показали, что высокая сложность поведения, наличие абстрактного мышления, хорошие способности к обучению не могут уничтожить, заменить инстинктивные поведенческие мотивации. Последние активно участвуют в жизни человека, демонстрируя различные виды воздействия (конфликты, помощь, дополнение, блокирование, модификация).
Из всех поведенческих актов врожденная (инстинктивная) его часть выделяется с помощью сравнения поведения людей, относящимся к разным популяциям, культурам, выявления в рассматриваемом материале однотипных поведенческих схем. Возникает множество трудностей из-за мощного влияния рассудка на деятельность человека. Он может весьма хорошо маскировать, модифицировать врожденные проявления. На первый взгляд, кажется, что поведенческий акт выработан на сознательном уровне. В реальности это далеко не так.
Представляет интерес и поведение, противоречащее устоявшимся в данном человеческом сообществе нормам и обычаям (нонконформистское поведение).
По результатам исследований, обобщенно-типичное, целесообразное для вида поведение обозначается как врожденное (инстинктивное).
Этологи, сравнивая поведение множества видов живых организмов, обнаруживают потрясающее сходство реакций на одни и те же стимулы, что свидетельствует о наличии в живой части мироздания общих поведенческих схем.
Этология совершенно не претендует на всесторонний анализ поведения человека. Ей интересен подсознательный уровень формирования поведенческих актов. Она не изучает «… ни физиологических тонкостей функционирования нервной системы, ни закономерностей функционирования рассудка, или неглубоких слоёв подсознания, рассматривая их лишь в меру минимальной необходимости. Это всё - сфера компетенции других дисциплин».(1)
Изучающие человеческое поведение рассматривают его как функцию системы, особенности которой сформированы процессом ее становления. История ее развития - часть истории вида, человеческой культуры, развития индивида.
Этология человека зовет нас в мир реальный. Многим же нравится мир идеальный, подкорректированный, субъективный. Каждый из нас имеет право выбора более привлекательного мира. Тем не менее, разнообразие позиций не должно препятствовать стремлению к сотрудничеству во имя объективизации анализа пройденного человечеством пути, имеющихся в жизни каждого из нас трудностей и проблем.
Взаимное отчуждение и противостояние лишают человека права на правду и эффективную помощь в сложной ситуации. Негативно влияют на разработку и оценку совместных действий в сфере выживания нашего вида на планете.
Литература
Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей
Ефремов К. Этос - значит «дикий нрав»
Зорина З.А., Полетаева И.И., Резникова Ж.И. Основы этологии и генетики поведения
Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества
(1) Протопопов А.И. Этология человека и её место в науках о поведении
| Помогли сайту Реклама Праздники |