Глава 2. Кто такие «Варяги»?
Итак, кто же такие Варяги Русь, о которых упоминает летопись в эпизоде призвания варягов? Варягами на Руси изначально называли скандинавов: «из варяг в греки», «Варяжское море». Применение слова «Варяг» не в значении – скандинав, не в обозначении названия нации, означает, что существовало нарицательное значение этого слова, которое произошло от названия скандинавов – «Варягов». Скорее всего, так на Руси назвали профессию популярную у скандинавов – Варягов. Этот термин прижился, и ко времени написания летописи, возможно, даже и вытеснил его первоначальное значение.
А какая же, профессия была свойственна преимущественно скандинавам? С точки зрения русских людей, видевших скандинавов в основном в составе воинских дружин, слово – «варяг» могло ассоциироваться с понятием воин. Но и, скорее всего, не просто воин, а воин-наёмник, так как солдаты-скандинавы были, скорее всего, наёмниками. Слово – «Варяг» в качестве названия воина-наёмника применяет и сам автор летописи в других случаях, не объясняя его смысл, как само собой разумеющееся понятие. Так, термин «Варяг» применён в рассказе о том, как князь Владимир хотел принести человека в жертву, и выбор пал на сына воина его дружины, Варяга из Греческой земли. В данном случае этот воин не скандинав, но его так же, называют Варягом, поскольку он наёмник, так как к простым воинам и русским и иностранным, упоминаемым в различных битвах и военных кампаниях, слово Варяг не применяется.
Обратим внимание на ещё одну подсказку о смысле слова Варяг, в эпизоде призвания Варягов. Так, согласно летописи – сначала пошли к Варягам к Руси, затем их пригласили, и только затем их взял к себе на службу князь. Но это означает, что они ещё до момента их найма князем уже были наёмниками – некий контингент потенциальных наёмников, которые ничем другим не заняты, уже состоят в своей наёмной армии, и только ожидают случая, чтобы пойти служить к кому ни будь, или пойти в какой-нибудь военный поход.
Согласитесь, это очень напоминает казаков, которые сидели где-нибудь в Запорожье или на Дону, и искали случая, чтобы ввязаться в какую-нибудь военную авантюру. И то, что после Монгольского нашествия на исторической арене появляются Казаки с таким же образом жизни, на тех же территориях, может означать, что это один и тот же народ, который по-разному называли в разное время. Характерной чертой казаков, является то, что они не идут служить каждый сам по себе: они изначально организованы и идут служить своим войском, под руководством своих атаманов. Так же, и к скандинавскому князю, пошло служить обособленное воинское подразделение - «вся Русь». То есть, скорее всего, Русь – это изначальное название народа, который позже, после нашествия Монголов, стали называть казаками. Но не буду спешить с выводами, поскольку вся остальная книга написана о Руси, и у нас ещё будет время сравнивать качества Казаков и Руси.
Термин «Вся Русь» применяет и Константин Багрянородный: «С наступлением ноября месяца их князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в «полюдье». То есть при князе постоянно есть обычная небольшая дружина, а когда нужно идти собирать дань, то есть, практически, идти в воинский поход, князь берёт с собой всё войско Русских потенциальных наёмников - казачье войско, скорее всего. И идут они с князем, чтобы получит часть добычи.
Так же, и князь Владимир, который для завоевания должности в Киеве пригласил Варягов Русь, скорее всего, пригласил казаков – Варягов Русь. Они сделали своё дело, привели князя в Киев, что-то получили за это, но им нужен был не одноразовый заработок, а постоянный. Поэтому они и стали требовать от Владимира работы и регулярной платы. И, когда случился подходящий повод, Владимир отправил шеститысячный корпус Варягов Русь в 988 году Византийскому императору, который нуждался в военной поддержке.
Академик Васильевский рассказывает, что князь Владимир рекомендовал Византийскому императору не сохранять в целости это воинское подразделение, а распределить воинов по разным частям византийской армии. Однако же, Император к этому совету «не прислушался» и русский шеститысячный корпус служил самостоятельной единицей под командованием своих атаманов. На самом деле, он и не мог прислушаться к этому совету, поскольку тактика – служить только в составе национального войска, соответствует традициям казаков, которые никогда, до самого 1917 года не служили в чужом войске, а всегда служили только в своей казачьей армии под руководством собственных атаманов.
Ещё – важно упоминание Васильевским того обстоятельства, что корпус варягов Русь, Византийский автор Пселл часто называет – воины наёмники: «Пселл слова «союзники, союзный корпус» и «наёмники, наёмная сила» применяет совершенно синонимически»1. Академик Васильевский, в своей работе «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков», приводит и результаты своего исследования упоминаний Варягов и Руси у греческих авторов. Васильевский указывает, что греческие авторы до 11 века применяли только термин Русь, а с 11 века, начинают употреблять термин Варяги и Варяги Русь.
Почему? Приведу мою версию. Изначально на Византию нападал весь народ Русь. А в конце десятого века в Византию уже пришли русские наёмники. Это название стало известно Византийцам с 11 века, хотя, по существу, класс русских наёмников, полагаю – казаков, существовал уже в середине девятого века и их-то и пригласил скандинавский князь, которого позвали русские по какой-то причине.
У казаков, их разделение на потенциальных и действующих наёмников существовало почти до двадцатого века. Была небольшая армия реестровых казаков, которые служили польскому королю, существовала армия Запорожцев, которые готовы были стать наёмниками. А после перехода казаков на службу Московскому царю, они служили ему только своим национальным войском, жили только на своей земле, подчинялись только своим атаманам и своим национальным традициям и законам – то есть, были в какой-то степени наёмниками.
Итак, непредвзятое прочтение эпизода «призвания варягов» делает само это событие более реалистичным, и раскрывает его логику. Подведём итоги этого толкования в следующей главе.
1. Труды В. Г. Васильевского. СПб. - Л. Тип. Имп. Акад. наук, 1908-1930. Т. 1;Стр 310.
| Помогли сайту Реклама Праздники |