Произведение «Удивительные камни планеты Земля. О цветах Фаберже» (страница 1 из 4)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Естествознание
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 8
Читатели: 244 +1
Дата:
«Анютины глазки Фаберже »

Удивительные камни планеты Земля. О цветах Фаберже

Каменные цветы Фаберже

"Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг. Что толку в золоте? А такая вещица подходит всем"
(Фаберже)


  Когда мы слышим  имя Карла Фаберже,  -  подразумеваем  "яйца Фаберже", известные на весь мир  шедевры. Они это лишь часть изделий, созданных легендарным ювелиром Карлом Фаберже.(1) В конце XVIII - начале XX века он был одним из  лучших мастеров в Европе, чьи работы покоряли международные выставки и становились семейными реликвиями царского рода Романовых.(2)
  Яйца Фаберже не были самым дорогим продуктом его фирмы. Например,  за колье для невесты Николая II Фаберже получил 250 тыс. руб. Самое дорогое яйцо для императорской фамилии стоило в 10 раз меньше -  25 тыс. руб. А самое дешёвое -  1 тыс. руб.
  Первое пасхальное яйцо с сюрпризом Карл Фаберже создал в 1885 году. Это был подарок жене императора Александра III  к Пасхе. Стоимость его  составила 4151 руб. Фаберже тогда ещё не был поставщиком  российского императорского двора. Изделие очень понравилось императрице Марие Фёдоровне. Оно напомнило ей Данию, где она родилась.
  Идея не  была новой.  Подобные штучки бытовали на родине принцессы Дагмары, ныне русской императрицы  В Дании они были просты  - в яйцо из слоновой кости вкладывалось колечко. Здесь же яйцо было золотым, покрытым эмалью. Внутри -  золотая курочка. А в курочке -  копия императорской короны и рубиновый кулон. Затейливо  не правда ли? Вот таким оригинальным было  яичко к Пасхе.
          Там - в каждом курочка
                Внутри...
                А в ней - корона!..
                И, сколь на них ты
                Не смотри...
                Заворожённо...

                Не налюбуешься
                Вовек
                Всем дивом
                В целом!..
                Как будто их
                Не человек,
                А Бог сам
                Сделал!..
(Вадим Константинов 2)
  В любой энциклопедии о Карле Фаберже написано примерно так:
"Сын обрусевшего немца".
  И это правда. Но кроме энциклопедий существует ещё и русский фольклор. То, что Карл попал в него, - само по себе великая честь.
  Фаберже присутствует в одном из уральских сказов Павла Бажова.
И  упомянут он там с уважением:
"У царей... по подарочным делам был француз Фабержей. В своём деле понимающий". (3)
  Род Фаберже действительно происходит из Франции. Правда фамилия тогда была Фаври.  В семье все были протестантами. Спасаясь от религиозного преследования, в 1685 году они выехали в Германию.
Дед Карла обосновался в Российской империи, в городе Пернов/Пярну  (Пярну -  курортный город на побережье Пярнуского залива в юго-западной части Эстонии). Там  фамилия приобрела привычный для нас вид -  Фаберже.  Здесь и родился Густав, отец Карла Фаберже.
  Подростком Густав Фаберже (4)  уехал в Санкт-Петербург учиться ювелирному делу. Он прошёл обучение у ювелира Андреаса Фердинанда Шпигеля, работавшего  в городе на Неве с 1830 по 1862 год.
  Затем Густав Фаберже стал помощником ещё одного маститого мастера - ювелира Иоганна Кейбеля. (5) С 9 лет, с 1797 года,  Кейбель жил в Санкт - Петербурге.  В 1812 году получил статус ювелира, а также золотых и серебряных дел мастера петербургского иностранного цеха. Через 13 лет он уже    занимает  выборную должность сначала помощника старосты, а затем и старосты цеха. В 1841 году удостоен звания "придворного золотых дел мастера" и разрешения помещать на вывесках и изделиях изображение государственного герба
  Ранее, в 1826 Кейбель выполнил Российскую Императорскую корону.
  Вот такие знаменитые учителя были у Густава Фаберже.
  В 1842 году, после 12 - летнего обучения, он возвращается  в Пярну  и  женится на  Шарлотте Юнгштедт, дочери  датчанина и итальянки.  В тот же год Фаберже открывает маленький ювелирный магазин. Основное направление деятельности - изготовление роскошных золотых шкатулок. Дела пошли в гору.
  Когда появился долгожданный сын, Густав  мечтал передать своё дело по наследству. Выбора ребёнку он не оставил, да и  в те времена это не было принято.(6)
  Карл начал учиться ювелирному делу у лучших мастеров России и Европы. Но сам Фаберже-младший не считал себя талантливым ювелиром, даже был убеждён в своей посредственности. Однажды его спросили, что требуется для того, чтобы научиться ювелирному делу?
Карл ответил :
"Без битья мастерству не научиться. Меня не били - вот ничего и не вышло".
  Но это не так!
  В 24 года Карл Фаберже встал во главе компании отца, собирает таланты по всей России и Европе: камнерезов, художников, огранщиков, просто умельцев. Он стал идейным вдохновителем и строгим судьёй своей компании, смог её развить и приумножить.
  В 1872 году Карл Фаберже женится на рижской немке Августе Юлии Якобс. Её отец, Богдан Якобс, был мастером-краснодеревщиком. Но не простым. Он управлял мебельными мастерскими императорского двора. Первый шаг к высотам был сделан.
  Карл обладал невероятной дальновидностью. Вернувшись из Европы после окончания учёбы, он предложил Эрмитажу бесплатно реставрировать ювелирные изделия из собрания музея.
Карл Фаберже имел отменный вкус, прекрасно рисовал и слыл талантливым художником.
  Параллельно ремонту и оценке изделий он тщательно изучал работы старых мастеров. Это сыграло огромную роль в формировании стиля бренда Фаберже.
"Меня мало интересует вещь, если она ценна только в том, что насажено много бриллиантов или жемчугов".
  На взлёте общего интереса к археологии он увлекается работами скиф­ских мастеров -  пытается копировать тончайшие украшения из керченского кургана Куль-Оба. Точные реплики * "Золота скифов" попадают на Всероссийскую промышленную московскую выставку в 1882 года и  производят фурор.
*Копию следует отличать от реплики - авторского повторения художественного произведения, которое может отличаться от оригинала размерами или отдельными деталями изображения. Обычно художники выполняют реплики картин, пользующихся популярностью.
Карлу удаётся раскрыть тайну мелкой зерни -  техника древних мастеров считалась утраченной. Копия/реплика  скифского гребня IV в. до н. э. привлекла внимание самого императора Александ­ра III:
  "Я их не могу различить!"
  Коллекция точных реплик  "Золото скифов" имела сногсшибательный успех и не могло не заинтересовать императрицу Марию Фёдоровну.
Царская милость в одночасье изменила жизнь Карла Фаберже - император сделал заказ. Своей любимой супруге на Пасху он хотел подарить что-то необычное. Царь заказал пасхальное яйцо. То, что сотворил Фаберже, восхитило Александра III.
Он позволил поставить изображение двуглавого орла на фирменном знаке, а самому мастеру было дано звание Ювелир Его Величества. Теперь Фаберже величал себя "Поставщиком Высочайшего двора".
  А в царской семье появилась новая традиция: заказывать на Пасху одно яйцо. Когда царём стал Николай ll, он повелел заказывать два яйца, для своей семьи и отдельно для вдовствующей императрицы. Каждое яйцо было приурочено к знаковому событию в Российской империи.
  Карл Фаберже становится  одним из самых знаменитых ювелиров мира.
Французское изящество, русская смекалка и немецкая точность -  именно это будет отличать произведения Фаберже от конкурентов. В нём текла кровь многих наций, хотя сам он всегда считал себя человеком русской культуры.
  Карл Фаберже стал царским ювелиром, достиг таких высот, благодаря  любви, археологии, мастерства и удачи. И именно в такой последовательности.
  С кем он работал? Времена, когда Фаберже сам склонялся над наковаленкой, прошли. Теперь он управлял внушительной фирмой, которая насчитывала до 600 человек. 14 мастерских. Огромный штат художников и дизайнеров.
Карл весьма много времени проводил в Цент­ральном училище технического рисования - искал молодые таланты. Найдя, просто так не отпускал. Фаберже ценили и уважали, несмотря на то, что  в мастер­ских трудились более 12 часов в сутки, никто не жаловался. Ведь годовой заработок мог доходить до 10 тыс. руб. К тому же у мастеров  перед глазами были примеры того, как Карл обходится с мастерами, - одному ослепшему престарелому гравёру он платил пенсию, равную среднему заработку на своей фирме.
  Но и работать руками Карл не бросил. При нём всегда был молоток. Если изделие ему не нравилось, Фаберже пускал его в дело -  мог безжалостно разбить даже золотую вещь. Высшей похвалой были слова:
"Вещь окончена".
    Главным для Карла Фаберже  было не золото и не деньги. Главным был азарт. В России снова разрешили курить на улицах? Фаберже запускает линейку изящных портсигаров с секретными замочками. В моду входит фотография? В ход пошли ювелирные рамки для семейных фотопортретов. Электричество вошло в обиход? В магазинах появляются затейливые эмалевые дверные звонки в виде черепашек. Да, ширпотреб. И что?
  Карл говорил:
"Есть люди, которым надоели бриллианты и жемчуг. Что толку в золоте? А такая вещица подходит всем".
  Разумеется, высокое ювелирное мастерство никуда не делось. Оно оставалось для самых важных заказчиков. Не столько для царей, сколько для души и вечности.
Фаберже как-то высказался:
"Если сравнивать с моим делом такие фирмы, как Тиффани или Картье, у них драгоценностей больше, чем у меня. Но это же торговцы, а не художники!"
  Обидно и Картье, и Тиффани.
  Да, своё производство он ценил выше всего. Но у каждого своё, не менее интересное и популярное в определённых кругах направление.
  Ювелирный дом  Фаберже изготавливал предметы роскоши для Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и различные изделия для широкого потребителя: посуду, декоративные фигурки, вазы, портсигары, шкатулки, галантерею и другие вещи, занимавшие важное место в интерьере и убранстве представителей знатных семей и сословий.
  Каждое изделие фирмы Фаберже  отличает свой уникальный стиль, который невозможно отнести к какому-либо направлению, сегодня его именуют просто как “стиль Фаберже”.
  Главным правилом легендарного ювелира была красота и искусное исполнение произведений, в которых на первое место ставилось мастерство, а не количество драгоценных металлов и камней.
"Стакан, наполовину наполненный водой; все из удивительно чистого хрусталя, полное впечатление воды. В стакан вставляется веточка только что расцветшей яблони. Все листья и лепесточки цветов, все сплошь из камня: листья из нефрита, лепестки из мрамора и т. д. Такая вещичка стоит около 2000 руб., уронить её на пол - ничего не останется. Издали полная иллюзия свежесорванной ветки яблони в стакане воды".(7)
  Это цитата из портретного очерка с фрагментами интервью, опубликованного в журнале 1914 года, корреспондент которого встретился с Карлом Фаберже.
  Фаберже был человеком крайне закрытым, тщательно оберегал своё творчество и частную жизнь. Пройдёт сто лет - и эта фамилия станет всего лишь символом антикварной дороговизны, оторванной  от жизни. Будут вспоминать только яйца Фаберже.
  А  он  был современником художников "Мира искусства", дягилевских балетов и поэтов Серебряного века, и в творческом плане не отставал от первых лиц этой безумно интересной эпохи. (8)
"…Уронить её на пол -  ничего не останется…"
Среди

Реклама
Обсуждение
     13:21 08.12.2023 (1)
Каменные цветы -просто чудо! Фаберже -что-то невероятное. Помню, давно была на выставке его драгоценностей
     22:34 08.12.2023
Это же здорово - посетить выставку Фаберже!
     03:21 08.12.2023 (1)
Какая красота!
     07:53 08.12.2023 (1)
1
Благодарю!
     08:34 08.12.2023
Оч. пион.
     00:06 08.12.2023 (1)
СУПЕР! Очень интересно написано! Очень много узнала для себя нового!
Мне очень и очень понравилось!))
     07:53 08.12.2023
1
Благодарю!
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама