Для этологии человека его поведение представляет собой результат взаимодействия биологических и социокультурных факторов. Теоретические представления, а также разработанные в этологии животных методы изучения поведения в этологии человека тесно связаны с гуманитарными дисциплинами. Родоначальники этологии К. Лоренц и Н. Тинберген считали, что она должна заниматься поведением животных, в т.ч. и человека т.к. последний тоже является животным. Эта наука изучает поведение вида в его естественных условиях обитания, обращая центральное внимание на врожденные поведенческие особенности (инстинктивные особенности).
Этологи бросают вызов устоявшимся взглядам, предлагая физиологическую гипотезу механизма поведения, отходя при этом от рефлекторных представлений, базирующихся на мнении, что поведение является сочетанием условных и безусловных рефлексов. В противовес рефлекторной теории (концепция «стимул – реакция») была выдвинута гипотеза о спонтанности и целенаправленности поведения. Животное не ждет появления нужного стимула, оно его ищет. Иначе просто не выживет. Животное активно ищет то, что ему нужно – еду, жилище, партнера для спаривания.
Согласно исследованиям этологов, побуждающий в поиску нужного, реализации того или иного врожденного поведенческого акта источник внутренней физиологической мотивации находится в центральной нервной системе особи.
С точки зрения этологов «стимулы» - это не просто внешние воздействия, но и формируемые центральной нервной системой внутренние образцы ключевых стимулов (указатели на важные в жизни животного ситуации) врожденного или основанного на нем и приобретенного в процессе опыта пускового механизма, высвобождающего связанное с ними поведение при их выявлении в окружающем мире.
Необходимо отметить, что каждой ситуации соответствуют определенные стимулы. Сколько ситуаций, столько и стимулов, вызывающих характерные поведенческие акты. Особая разновидность ключевых стимулов – это релизеры, отвечающие за невербальное общение (звуки, запахи, рисунок поз, выразительные движения).
Этологи считают, что человек не рождается чистым листом бумаги, на который наносится то, чему его научили. В основе простого ли, сложного ли поведения, насыщенного культурными традициями, лежат врожденные поведенческие программы. Они определяют важнейшие общевидовые свойства поведения вне принадлежности его носителя к той или иной культуре.
Человек имеет богатую врожденную мотивацию. Есть действия, геометрическая форма которых является врожденной. Вся наша мимика (важнейшая часть невербальной коммуникации) – совокупность врожденных движений.
Врожденное наследие является основой поведения любой сложности, представляя собой матрицу, которая дополняется поведением, формируемым в процессе обучения. Обеспечивает возникновение культур. Так что биологическое вовсе не враждебно культуре. Речь идет об их сосуществовании. В отсутствии генетически переданного поведения, человеку пришлось бы любым комплексом поведенческих актов овладевать «с нуля». Это долгий процесс. Пока учишься, проверяешь и корректируешь, можно попасть в лапы хищников.
Этология человека изучает его поведение в естественной среде, которой являются город, село, дом, учебное заведение, работа, двор. Наиболее наглядно общее для разных культур врожденное поведение проявляется в детях, обремененных в меньшей степени, чем взрослые культурным влиянием (единые врожденные кросскультурные универсалии поведения).
Этология человека нацелена на изучение всего нашего поведения – агрессивного, родительского, пространственного, иерархического, детского, подросткового, молодежного, взросления, отношений мужчины и женщины, т.д.
Исследуется поведение человека в группах, групповая идентичность (связь человека с группой), групповые нормы (язык, ритуалы, этикет), характерная для группы культура.
Этологи нашли в человеке две врожденные мотивации – мотивацию следовать нормам своей группы и защищать их, противодействуя их нарушителям.
Важнейшая современная среда нашего обитания – это город. Очень сложная среда. Ее изучает этология города, которая является частью этологии человека.
Городская среда дает большие возможности для личностной самореализации, творчества, развития. Проблема в том, что базовое человеческое поведение сформировано иными условиями выживания. Город наносит удар по ряду базовых врожденных потребностей человека, к которым можно отнести, например, влечение к природе, свободным, ненавязчивым отношениям. Каждому из нас хочется некоторое время находиться в состоянии покоя, иметь личное пространство. Мы окружены большим количеством незнакомых, подчас, не особо дружелюбно настроенных людей (анонимное общество), которые без нашего согласия влияют на нашу жизнь, деформируют ее. Невозможность реализации основных врожденных потребностей приводит к росту агрессивности, преступности, отказу от общения, взаимопомощи, нарушению процесса социализации подрастающих поколений.
Этологами города обнаружена интересная связь между количеством этажей в доме, зелени вокруг него и количеством действий преступного или конфликтного характера, а также отклонений в поведении детей проживающих в нем людей. С ростом этажности и уменьшением зеленой зоны вокруг дома, количество конфликтов, отклонений и преступлений возрастает.
Литература
Гороховская Е.А. Этология человека
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |
В ТОЧКУ !!! Засели на этажах ...в безделье и в праздности ума рождают монстров...