Что интересного, а попросту, нового, на мой взгляд, было обнаружено в процессе написания текстов о том, что такое новизна и как она возникает?
(Путеводитель по Статьям, опубликованным ранее)
Оглавление
А. Что нового было обнаружено в процессе написания Статей о возникновении новизны? – 4
1. Предложен ответ на исходную причину ускоренного возникновения Новизны в человеческом сообществе по сравнению с ее возникновением в сообществе Природном – 5
2. Из чего состоит идея? – 10
3. Что такое смысл идеи и для чего он предназначен? – 12
4. Инсайт и его отличие от интуиции – 13
5. В методологии возникновения новизны посредством создания идей выявлена допонятийная фаза продуктивного мышления – 15
6. Предположение об «одновременности» возникновения иррационального мышления, логики, языка и социума – 16
7. Роль интеллектуальных ощущений в процессе продуктивного мышления – 18
8. Что такое Истина: откуда она может исходить – из интересов социума самого по себе или из меркантильных интересов человека? – 18
9. Вопрос об «авторстве» той или иной идеи – 20
10. Так называемое «переходное звено» между человекоподобным существом и человеком разумным: гипотеза о «плавающем» характере освоения социумом вдруг возникшей у человека способности генерировать идеи – 22
11. Переходное звено между Бытием социума (Событие-1) самого по себе и бытием человека способного продуктивно чувствовать и мыслить (Событие-11. (Или: что запрашивает социум и что исполняет – или не исполняет – человек?) – 23
12. Главный фактор возникновения сознания у человека: способность как сосредоточения на предмете мышления, так и слежения – в основном, посредством своего ума – за теми взаимосвязями, в которые он, этот предмет, может вступать – 26
13. Кого можно считать родоначальником понятия «идеи» – Платона или Гераклита? – 27
14. Аналогия между структурой химического соединения и структурой идеи – 28
15. Аналогия между живой клеткой и идеей – 29
16. Аналогия между:
- идеей социума, некогда «внедренной» самой живой Природой с целью обеспечения социума новизной, создаваемой человеком как Подручным Средством этого социума,
- и любой идеей, создаваемой в интеллекте человека с целью осуществления притока новизны в те или иные структуры социума – 29
17. Возможна ли аналогия с квантовой механикой, учитывая волнообразность процесса продуктивного мышления: идеальное переходит в материальное, а материальное в идеальное и т. д.? – 31
18. Где и в чем истоки понимания «вещи в себе» как вещи непознаваемой? – 31
19. Сущность вещи с точки зрения причастности ее к возникновению идеи – 32
20. Бытие как Нужда (Хайдеггер) и Пространство–Время как результат процесса развертывания Нужды – 33
21. Возможна ли термодинамика Бытия? – 37
22. Объективное и субъективное в мышлении – 37
23. Ранг мыслителя и способность разделять рациональное (логическое) мышление и мышление иррациональное – 38
24. Зарождение и развитие душевных процессов (души) как ответная реакция на негативное воздействие реальных обстоятельств жизни на психику человека – 38
25. Тайны обретения человекоподобным существом как разумности, так и феномена социализации – 41
26. Методология возникновения новизны, рассмотренная сквозь призму фундаментальной онтологии М. Хайдеггера и философии процесса А. Н. Уайтхеда – 49
27. «Идейный» способ возникновения Новизны и новый взгляд на причину естественного отбора и появления новых видов живых существ – 49
28. Начало зарождения соци-ума связано, во-первых, с возникновением у человека способности генерировать идеи, а во-вторых, с того «момента», как этот человек стал Подручным Средством у данного социального образования, тем Средством, которое способно обеспечить этот соци-ум постоянным притоком Новизны – 51
29. Взгляд на Бытие и единство методологии возникновения Новизны для разных родов материи в разных регионах действительности – 51
30. Поставлен вопрос, почему спонтанность возникновения Новизны непременным образом связана с прагматикой использования (применения) последней? – 55
31. Идея как «центр притяжения» связанных с ней вопросов – 55
Б. Не является ли «идейный» способ возникновения новизны всеобщим принципом образования чего-либо нового как в нашем социуме, так и в Природе в целом? – 59
В. Характерные особенности процесса возникновения Новизны – 62
1. Спонтанность – 62
2. Перспективность – 64
3. Централизованность – 65
4. Материальность – 67
Г. Примеры возникновения подручного средства при спонтанной самоорганизации материи того или иного вида – 67
Приложение – 72
«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…»
Ф. И. Тютчев
Все, что внове спонтанно возникает, возникает только потому, что оно для чего-нибудь да предназначено. Но само предназначение заранее никому не может быть известно. Известна лишь неизбежность и стихийность его наступления.
В тексте данной обзорной Статьи будет изложено четыре вопроса:
А. Что нового было обнаружено в процессе написания Статей о возникновении Новизны?
Б. Не является ли «идейный» способ возникновения Новизны всеобщим принципом образования чего-либо нового как в нашем социуме, так и в Природе в целом?
В. Характерные особенности процесса возникновения Новизны
Г. Примеры возникновения новизны посредством создания подручных средств в самых разных регионах действительности.
А. Что нового было обнаружено в процессе написания Статей о возникновении Новизны?
Изложим по пунктам те вопросы, которые, как мне представляется,
- во-первых, ранее не были затронуты в известной мне литературе,
- а, во-вторых, были обнаружены в процессе написания Статей о возникновении Новизны, в первую очередь, генерируемой нами самими, главным образом, в виде идей, спонтанно рождаемых в процессе продуктивного мышления.
По сути дела, данный текст будет в некоторой степени путеводителем по ранее написанным Статьям. Причем, в конце каждого из пунктов в скобках будут приведены наименования тех Статей, где данный вопрос был изложен в более развернутом виде. Правда, совсем не исключено и то, что в данный текст могут быть внесены добавления, не изложенные ранее, как, например, в пунктах 1, 9, 15, 18, 20, 25, 27, 28, 29, 30 данного Раздела А и в пунктах 1, 2, 3 Раздела В «Характерные особенности процесса возникновения Новизны».
Кроме того, в Приложении к данной Статье будут даны два рисунка, иллюстрирующие некоторые положения излагаемого текста. Эти же рисунки и более подробное их описание можно найти в Статьях автора, в том числе размещенных на сайтах Ридеро и ЛитРес, где сами рисунки представлены в наглядном («проявленном») виде.
И еще: значения всех терминов, фигурирующих как в данной Статье, так и в Статьях, на которые мы ссылаемся, приведены в достаточно полном объеме в разделе «Терминология» в конце 2-го тома книги «Метафизика возникновения новизны».
1. Предложен ответ на исходную причину ускоренного возникновения Новизны в человеческом сообществе по сравнению с ее возникновением в сообществе Природном
Сразу же следует заметить, что – во избежание каких-либо недомолвок – данные по вопросу спонтанной самоорганизации нейронной материи нашего мозга были заимствованы мной из замечательной по своей новизне и информативности книги Станисласа Деана «Сознание и мозг. Как мозг кодирует мысли». (Пер. с англ. И. Ющенко. – М.: Карьера Пресс. 2018. Главы 4 и 5, соответственно, «Автографы сознательной мысли» и «Теория сознания»).
Первым делом отметим общеизвестную истину: «рукотворимая» Новизна возникает только там, где не только сближены между собой, но и взаимосвязаны самые разнородные объекты, и чем неожиданней такие сближения и такие связи между объектами определенного комплекса сущих, тем оригинальней идея.
Далее проследуем за поиском глубинной причины разделения «рукотворимых» идей и идей, творимых самой Природой в процессе самоорганизации ее материи.
Для начала зададимся, казалось бы, довольно-таки странным для нас самих вопросом: почему в живой и неживой Природе возникновение Новизны – в результате самоорганизации материи самых разных видов – случается так редко: например, новые видообразования живых существ в результате естественного отбора, возникновение звезд, галактик, взрывы Сверхновых, появление разумных существ наподобие человека и т. д.?
В то время как в социуме Новизна возникает с гораздо большей скоростью: здесь в качестве примера можно было бы привести неисчислимое количество изобретений и открытий, произошедших за относительно короткий срок, взять хотя бы с наступлением исторических времен и эры письменности. И эта скорость возрастает со все убыстряющимися темпами.
А теперь зададимся этим же вопросом, но с другой стороны:
- почему, создавая идеи в своем уме, мы с такой легкостью и быстротой выходим на создание Новизны того или иного желаемого нами вида,
- и почему в Природе – как живой, так и неживой – мы так редко наблюдаем спонтанность возникновения какой-либо Новизны?
Никто, думаю, не будет возражать против того, что это связано, прежде всего, с появлением на этой Земле человека разумного. Но какова глубинная причина столь высоких темпов возникновения Новизны за счет разумной деятельности человека? В одной ли только способности логически мыслить, или в чем-то совершенно другом? Что лежит в основе этой ускоренности? И, наконец, в чем причина возникновения самой ускоренности?
И, как оказалось, ответ на этот, последний, вопрос достаточно прост: да только в том, что в своем уме (начиная с этапа рефлексии-1 и кончая инсайтом и рефлексией-11 (смотри Рисунки 1 и 2 в Приложении к данной Статье)) мы можем, можно сказать, «насильственным» путем соединить и взаимосвязать
- в одном месте
- и в одно и тоже время –
а именно, в нейронах нашего мозга и в момент инсайта – вполне определенное количество представимых нами объектов самого разного вида и характера (свойства).
А вот в материальной Природе, где творческое участия человека полностью исключено, такое соединение и взаимосвязывание объектов (посредствам «зацепления» их сущностных свойств) может произойти только случайным, совершенно непредвидимым образом – вот откуда спонтанный и самоорганизованный характер возникновения Новизны в материальной Природе. В Природе нет тех факторов и тех органов (наподобие мозга), которые бы «насильственным» путем соединяли под одним «зонтиком» самые разнообразные, непохожие друг на друга объекты.
В физической Природе соединение возможно только между «однородными» объектами посредством воздействия фундаментальных сил, действующих в ней: ядерных сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных. Так что в Природе все естественно, то есть все определяется теми обстоятельствами, в которые эти объекты погружены, и сами по себе они освободиться от них, от этих обстоятельств, не могут.
Правда, такое соединение, соединение разнородных объектов возможно, если человек «случайным» образом может поспособствовать этому. Как, например, для демонстрации эффекта
| Помогли сайту Реклама Праздники 3 Декабря 2024День юриста 4 Декабря 2024День информатики 8 Декабря 2024День образования российского казначейства 9 Декабря 2024День героев Отечества Все праздники |