29
Пожалуй, пришло время в очередной раз вернуться к Дельфийским максимам, коих как известно порядка полутораста, самые известные из которых – это «Познай самого себя» и «Ничего сверх меры». Дельфийские максимы это нечто грандиозное и не быть с ними знакомым, является непростительным упущением. Для меня Сократ это один из столпов по становлению моего мировосприятия и одна из Дельфийских максим «Познай самого себя» у меня отождествляется именно с ним.
С учетом всего ранее изложенного, интересно взглянуть на самого себя с точки зрения «Познай самого себя». Буддийская концепция говорит прямым текстом, что «я» это нечто, что не имеет никакого отношения к человеческому телу, к органам чувств, а соответственно вся информация, которая поступает к «я» является искаженной и искажает ее именно мой головной мозг. Соответственно, все мысли, желания, анализ информации, выводы, эмоции, которые во мне возникают – являются реакцией на информацию, которую мне предоставил мой мозг, а насколько она искажена я порой даже себе представить не могу. Таким образом, если я решил познать самого себя, мне необходимо разграничить функции «Я» и функции моего головного мозга, а эти два – это однозначно не единица. Сказать, что мой мозг – это мой враг, было бы безумием, так как мой мозг в принципе обеспечивает мое функционирование в этом теле в этом материальном мире и то, что я просто могу дышать – это заслуга моего головного мозга. Таким образом мой мозг мне необходим и даже с учетом того, что порой он играет свою собственную игру, мне ничего не остается, как только мириться со всеми его, пусть и не понятными для меня подставами, так как если я могу на него обидеться, в то время как я целиком и полностью завишу от него, то моя обида с его стороны может быть воспринята как неблагодарность и он может захотеть меня проучить. Здесь как раз и необходимо понимать, что он может просто выключить мне свет, он может выключить все органы чувств, он может начать транслировать мне мир как его видят люди с нарушенной психикой в самых крайних случаях, в общем вся моя физическая и чувственная составляющие в его руках. С этим будем считать разобрались и теперь остается разобраться с тем, а что остается мне?
Пройдемся еще раз. Все мои чувства - это мой мозг, значит все мое мировосприятие – это 100Д картинка, которую транслирует мне мой мозг. Почему 100Д? Потому, что то, что мне транслирует мой мозг намного превышает визуальную 3Д картинку, а 100Д – это так навскидку, хотя это может быть и 1000Д. При подобных раскладах, тягаться мне с моим мозгом глупо, а все что мне остается, так это постараться научиться с ним гармонично жить, но так как я хотел бы духовно развиваться, то мне необходимо стараться разобраться где проявления моего головного мозга, а где проявления моего «я».
Способность вести размышления я оставляю за собой, а, следовательно, выражение «Я мыслю, значит я существую» это все-таки характеристика моего «я». Другой вопрос – когда я размышляю, важна концентрация внимания и оперирование той или иной информацией. Из работы с осознаниями могу сказать, что в это время не должно быть никаких эмоций и посторонних мыслей, так как они снижают концентрацию внимания на объекте осознания. Из этого вытекает, что эмоции это нечто отдельное от способности мыслить, то есть мое «я» может либо невозмутимо работать с осознанием, либо эмоционально рефлексировать по какому-то поводу. Получается, что рефлексия мне мешает мыслить, а, следовательно, возникает вопрос – эмоции это составляющая «Я» или это нечто постороннее и здесь необходимо рассмотреть оба варианта. Если эмоции это составляющая моего «я», то как они могут мешать мне здраво рассуждать, в то время как способность рассуждать является однозначно характеристикой «я». С такой точки зрения эмоции выглядят как нечто постороннее для моего «я», так как в принципе у эмоций может быть несколько объяснений:
- они позволяют испытывать удовольствие или чувство удовлетворения;
- они позволяют испытывать страдания;
- они в любом случае мешают сконцентрироваться на том или ином рассуждении.
В буддийской концепции есть утверждение, что «нравится» или «не нравится» – не имеет отношения к «я» и по всей видимости, с учетом приведенных предположений – эмоции это нечто постороннее, а так как мы знаем об одном дополнительном игроке в нашем теле – это наш головной мозг, то эмоции в первом приближении отнесем к его проявлениям. В таком случае получается, что головной мозг с помощью эмоциональных манипуляций может фактически подавить способность «я» здраво рассуждать. Как это происходит? Мне довелось сохранить довольно ясные воспоминания о парочке пережитых мною аффективных состояний, на самом деле далеко не парочки. Так вот, аффективные состояния бывают разной насыщенности, но самое главное, даже пребывая в аффективном состоянии осознания своего «я» никуда не исчезает, и когда ты в таком состоянии, то ты уверен, что ты и здраво рассуждаешь и контролируешь ситуацию, вот только некоторое время спустя ты берешься за голову и тебе бывает очень стыдно, за свои мысли и рассуждения в аффективном состоянии это как минимум, но если ты еще кому-то что-то сказал в том состоянии или сделал, то тут вообще может быть все печально, так как осознание что ты себя на самом деле не контролировал и натворил того, что тебя повергает в здравом уме в шок, тем самым вводит тебя еще в большее аффективное состояние из которого можно уже не выйти. И вот только пройдя несколько подобных ситуаций, и осмыслив происходящее, у тебя и зарождается некий защитный механизм – в неоднозначных ситуациях, которые чем-то напоминают твои предыдущие аффективные состояния, за которые в последствии было стыдно, да и сейчас об этом вспоминать не хочется, так как ощущение стыда возвращается при этом, ты уже не доверяешь себе. Ты вроде и мыслишь и даже размышляешь, но уже точно знаешь, что ты уже был когда-то в такой же уверенности, что все правильно делаешь, но ты также уже знаешь, что через некоторое время ты был в шоке от самого себя. Как подобное объяснить? Можно, конечное попробовать объяснить это, но на самом деле не думаю, что это будет хорошее объяснение. Достаточно просто знать, что порой ты вроде бы и размышляешь здраво, но в этот момент у тебя притуплено, например, ощущение стыда или еще что-то, так как - как объяснить, что сейчас для тебя все выглядит нормально, но потом ты будешь всю оставшуюся жизнь стыдиться самого себя.
Подобные ситуации аффективных состояний и наличие или отсутствие стыда – связаны с твоим пребыванием в этом материальном мире, а вот аффективных состояний и наличие стыда связанных с размышлением о духовном, с поиском истины и так далее вроде бы как и не наблюдается. Как это можно объяснить? Все происходящее во внешнем материальном мире происходит через наш мозг, который контролирует и мое дыхание, и сердцебиение, и функции эндокринной системы, что является очень важным с точки зрения химии организма и соответственно проявлению тех или иных доминантных эмоций или резких перепадов настроения и таким образом он может ввести «я» в состояние некоего зашквара, когда «я» переходит в режим автопилота. Кто сталкивался с цыганским гипнозом, тот должен понимать, о чем идет речь – это как раз подобная ситуация, только в этот раз в режим автопилота вас переводит не ваш собственный мозг, а сторонний и вы вроде бы и в здравом уме, но люди, которые подверглись подобной агрессии нуждаются в длительном реабилитационном периоде, так как «я» таких людей пребывает в длительном зашкваре и такие люди нуждаются в сторонней поддержке.
В общем, получается, что состояние зашквара «я» связано с контактом с внешним миром, который осуществляется через собственный головной мозг или сторонним человеком, обладающего определенными манипуляторными техниками, способного ввести другого человека в режим автопилота. О чем это говорит? Это говорит о том, что «я» является уязвимым и им можно манипулировать, как угодно. Здесь вспоминается замечательный фильм «Быть Джоном Малковичем». Есть тело и в этом теле есть сознание «я», но это сознание можно скукожить и захватить управление над телом. В дальнейшем это сознание можно погрузить в режим длительного скукоживания с помощью таких эмоциональных переживаний как стыд или страх и тело сделать подвластным тому или иному эгрегору. Эгрегор это то или тот, кто управляет теми или иными массами с виртуозностью дирижера оркестра.
В общем, получается, что «я» это только та часть, которая может мыслить и является очень уязвимой. На примере некоторых духовных личностей можно сделать предположение, что при духовном развитии «я» возможно выйти на уровень, когда манипуляции с тобой становятся все сложнее и сложнее и твое «я» уже начинает осознанно жить не только в состоянии медитации, но и в реальной мире, но для этого необходимо соответствующее духовное развитие.
|