Произведение «Роль идей в возникновении социума и «сценарий» возникновения сознания у человека» (страница 1 из 29)
Тип: Произведение
Раздел: Эссе и статьи
Тематика: Философия
Темы: философия
Автор:
Читатели: 697 +1
Дата:
Предисловие:
Роль идей в возникновении социума и «сценарий» возникновения сознания у человека

Аннотация. В Части 1 данной статьи показана недостаточность нашего понимания вопроса, что такое идея. В связи с чем поставлена цель всестороннего рассмотрения процесса получения нового знания посредством создания новых идей.

На примере технического изобретения показана структура идеи и функциональная роль каждого из ее элементов. Выявлена определяющая роль взаимосвязей между этими элементами. Разобраны примеры идей из разных областей знания: научной, психологической, этической, социальной, религиозной. Показана универсальность структурно-функционального состава идеи. Предложен алгоритм процесса возникновения новизны в социуме. Терминологически оформлены внове введенные нами понятия.

Рассмотрена идея социума как видообразования самой Природы. Показано, как, почему и для чего человек продуктивно мыслящий, то есть способный генерировать идеи, оказался Подручным Средством у самого социума.  Более подробно разобрана идея речи и та роль, которую играла речь в становлении способности продуктивно мыслить и в социализации человеческих сообществ. Высказана идея «одновременности» возникновения социума вместе с появлением у человека способности генерировать идеи, логически мыслить и говорить. Показана решающая роль становления логического мышления в возникновении иррационального мышления.

Рассмотрен вопрос возникновения новизны (в виде Необходимости в ней) в социуме самом по себе. Показано, что взаимосвязь социума с человеком продуктивно мыслящим осуществляется через какой-либо негативный фактор: лишенности в чем-то, неудовлетворенности чем-либо, неудобством пользования чем-нибудь и т. д. Приведена методология возникновения идеи и раскрытия ее смысла в интеллекте человека. Более подробно рассмотрены те этапы продуктивного мышления, которые ранее не фигурировали в литературе о создании интеллектуальной новизны.

В Части 11, исходя из принятых нами исходных положений, рассмотрен вопрос бытийно-исторического мышления Хайдеггера. На примерах из «Черных тетрадей» и «К философии. (О событии)» показан интуитивный характер мышления автора как вопрошания об истине Бытия. Произведено сопоставление характера мышления Хайдеггера с методологией возникновения новизны посредством генерирования идей. Предложено понимание Хайдеггером вопросов  Бытия,  истины Бытия, двойственной сущности человека и историчности хода бытийственных Событий. Продемонстрирован вынужденный характер возникновения этих Событий. Предложена единая (сквозная) методология возникновения новизны, исходя из причинно-следственной последовательности «соци-умного мышления» и мышления человека, способного продуктивно мыслить.

В Части 111 на примере инсайтного (спонтанного) явления смысла идеи из бессознательного в наше сознание рассмотрен вопрос возникновения сознания и той роли, которую при этом играют память, язык и способность сосредоточения. Дано понятие краткосрочной памяти как памяти, хранящей в сознании «чистый» смысл внове явленной идеи.

Предложено понимание сознания, во-первых, как сосредоточения на знаках культуры, способных выразить мыслительную деятельность материальных структур нашего мозга, а во-вторых, как слежения за нашими собственными действиями в процессе общения в окружающем нас мире. Исходя из этого, предпринята попытка представить сознание в виде двухступенчатого процесса выражения «знаков» нейронных образований в знаках культуры и передачи последних в сознание близких нам людей. Показана роль языка, продуктивного мышления и памяти в историческом возникновении и развитии сознания. На основе опубликованных экспериментальных данных о запаздывании осознания от материальных процессов в мозге (С. Деан) сделан вывод о производности сознания от бессознательного.

Рассмотрен вопрос, каким образом осуществляется процесс перекодировки материальных нейронных образований в идеальные представления языка культуры. Высказано предположение об «одновременности» появления языка и сознания (вместе) с возникновением у человека способности генерировать идеи. Показано, в чем принципиальное отличие возникновения новизны в Природе от подобного же процесса в социуме.

Ключевые слова: структурно-функциональный состав идеи, продуктивное мышление, новизна, методология, социум, Бытийно-историческое мышление, истина, Бытие,  сознание, память, сосредоточение, С. Деан, М. Хайдеггер, К. Анохин.

Роль идей в возникновении социума и «сценарий» возникновения сознания у человека

Роль идей в возникновении социума и «сценарий» возникновения сознания у человека
Оглавление

Часть 1. Универсальность идеи________________________________________________5

Введение________________________________________________________5
1. Формирование структуры идеи технического изобретения_______________________8
2. Примеры идей из разных областей знания_____________________________________13
3. Идея социума_____________________________________________________________14
3.1. Возникновение социума___________________________________________________20
3.2. Когда началось Бытие человека совместное с Бытием социума?_______________23
3.3. Зарождение способности создавать идеи, как инициация
социализации человеческого сообщества_______________________________ ________24
3.4. В каком социуме осуществляется Бытие человека?___________________________27
3.5. Что есть социум в целом и как осуществляется его Бытие?___________________28
3.6. Причастность идеи к логике зарождения и функционирования социума__________29
4. Побудительный мотив к созданию новых идей_________________________________31
5. Последовательность процесса продуктивного мышления________________________34

Часть 11. Бытийно-историческое мышление Хайдеггера и методология
возникновения новизны____________________________________________________37

1. Наши исходные положения_________________________________________________38
2. Причина столь обильного бытийно-исторического мышления
-вопрошания Хайдеггера. Интуиция и озарение__________________________________40
3. Бытие, Истина и Истина Бытия, по Хайдеггеру_________________________________47
3.1. Что такое Истина?_____________________________________________________47
3.2. Бытие, по Хайдеггеру____________________________________________________58
З.3. Истина, Бытие и Истина Бытия__________________________________________61
3.4. Сокровенная мечта Хайдеггера – мышление посредством
«движения идей»__________________________________________________________62
4. Двойственная сущность человека как «слуги двух господ». Ратование
Хайдеггера за изменение сущности человека____________________________________64
5. История, события и исторические события, по Хайдеггеру______________________72

Часть 111. Причастность способности генерировать идеи к возникновению 
сознания¬¬: _________________________________________________________________78

1. Сознание как сосредоточение и как слежение_________________________________78

1.1. Предисловие___________________________________________________________78
1.2. Допонятийная фаза мышления, «чистое» сознание и «чистый» смысл идеи_____82
1.3. Смысл внове явленной идеи и наша память: долговременная и
краткосрочная_____________________________________________________________83
1.4. «Чистый» смысл идеи как посредник между материей нашего мозга и
идеальными знаками культуры________________________________________ ______84
1.5. Двухступенчатость сознания____________________________________________86
1.6. Запаздывание о-сознавания от всплесков нейронной активности мозга.
Сознание «на поводке» у бессознательного____________________________________89
1.7. Перекодировка материального в идеальное: как она происходит?_____________92
1.8. Нейронная деятельность материи нашего мозга как «беззвучно
звучащий» колокольчик_____________________________________________________98
1.9. Мыслит ли материя мозга и за счет каких факторов происходит
«проявление» результатов мышления?______________________________________99
1.10. За счет какого процесса в социуме создается как материальная, так
и идеальная новизна все новых и новых видов? Причастна ли квантовая
механика к продуктивному мышлению? (Вопрос без ответа)¬¬¬______¬____________108
1.11. «Каковы функции сознания?» (К. В. Анохин)____________________________112
1.12.Заключение_________________________________________________________119

Литература_____________________________________________________________122
Приложение____________________________________________________________123


«Все действия Бога спонтанны»

Лейбниц

«… в основе истории правит странность …».

М. Хайдеггер. «Черные тетради».

Все, что внове спонтанно возникает, возникает только потому, что оно для чего-нибудь да предназначено. Но само предназначение заранее никому не может быть известно. Известна лишь неизбежность и стихийность его наступления.


Часть 1. Универсальность идеи

Введение

С тех времен как Платоном было введено в философский обиход понятие идеи, так и не появилось какой-либо конкретики в следующих вопросах.

1. Каков структурно-функциональный состав идеи, и каким образом он формируется?

2. За счет чего образуется смысл идеи и что он собой представляет?

3. Как и для чего раскрывается этот смысл, и что обнаруживается в результате этого раскрытия?

4. Что является побудительным мотивом генерирования новых идей человеком?

5. Как «работает» идея в общем процессе совместного бытия человека с тем социумом, в котором он обретается?

6. Какова методология возникновения новизны, и в каких видах эта новизна проявляется?

7. В чем заключена универсальность идеи?

И все это случилось с метафизикой – именно, случилось! – несмотря на то, что Платоном 2,4 тысячелетия назад были достаточно ярко – и достаточно эмоционально – обозначены многие феноменальные проявления ее (идеи) возникновения в уме человека. А это:
- и внезапность явления смысла идеи в наше сознание,
- и мимолетность пребывания в сознании этого, еще не оформленного смысла,
- и интеллектуальное удовольствие от понимания смысла идеи,
- и удивление от спонтанности и новизны внове явленного смысла,
- и светоносный характер возникновения последнего,
- и впечатление припоминания того, что, якобы, уже было ранее в нашем уме,
- и уверенность в надежности, единственности и истинности смысла идеи,
- и одержимость божественным вдохновением, как условие творческого процесса.

И для того чтобы убедиться в этом, достаточно познакомиться хотя бы с некоторыми фрагментами произведений Платона1. (Правда, не надо забывать, что созерцание идеи часто описывается Платоном, как явление прекрасного или как припоминание якобы ранее уже виденной человеческой душой красоты в «занебесном» царстве). 

Наша задача заключается в том, чтобы попытаться ответить на выше поставленные вопросы. Причем, ответить на вполне внятном уровне, на том уровне, который бы не допускал многозначность толкования используемых нами терминов и понятий. Это позволит нам:
- не только обрисовать структурно-функциональный состав идеи,
- не только понять, как «работает» сама идея в «лице» ее смысла,
- и не только обозначить методологию возникновения идеи, раскрытия ее смысла и дальнейшего ее влияния на ту действительность, которую мы бы хотели изменить, усовершенствовать, познать,
но и найти то достойное «место» идеи, – в общем ходе цивилизационного становления человека и общества – которого она, действительно, заслуживает, в ходе развития метафизики.

Потому что дело дошло до того, что сплошь и рядом мы употребляем термин «идея» и необдуманно, и невпопад, и так часто (как будто мы лузгаем семечки), что это понятие настолько «затерлось» в нашем сознании, что мы уже не способны увидеть в нем саму суть того, что оно собой представляет. Так, например, под идеей нами часто имеется в виду то ли понятие чего-либо, то ли уловленная нами на логическом уровне причинно-следственная взаимосвязь известных нам объектов или явлений, то ли просто нечто нам еще не известное, но уже известное всем остальным и т. д. То есть, оперируя понятием идея, мы не выходим за границы известного знания.

А ведь смысл возникновения любой идеи только в том и заключается, чтобы «вынудить» явление на свет новизны какого-либо вида, и тем самым проявить какую-либо Истину, ранее бывшую сокрытой. (И недаром Хайдеггер так упорно настаивал на древнегреческом понимании термина «истины» как несокрытости, (алетейи), то есть того, что вышло из сокрытости (леты) в не-сокрытость (а-летейю)2). И то, что мы назвали идеей, – будучи представленной в своем раскрытом виде, в виде мысли, – является ничем иным как самой Истиной. Разве не Истинами являются формулы Ньютона, Ома, Эйнштейна, таблица Менделеева, устоявшиеся моральные принципы, произведения литературы и искусства, понятия естественного отбора (Дарвин), бессознательного (Фрейд, Юнг), наследственности свойств любого живого организма (Мендель) и т. д.? Всё это Истины, и тем родником, из которого они истекли, являются идеи, однажды спонтанно возникшие в интеллекте человека, продуктивно мыслящего. То есть мыслящего одинаково эффективно как посредством логики (рационально), так и посредством инсайтов, озарений, интуиций (иррационально).

Исходя из вышеизложенного, задача настоящей Статьи, конечно же, не в том, чтобы представить, хотя бы в некоторой степени, философию научного творчества, как это сделано в замечательной книге И. Лапшина «Философия изобретения и изобретение в философии. Введение в историю философии»3, и не в том, чтобы, хотя бы в общих чертах, описать саму суть творческого мышления, как это представлено в фундаментальной монографии А. С. Кармина «Интуиция: Философские концепции и научное исследование»4. Моя задача в том, чтобы посмотреть на творчество изнутри самого процесса создания новизны в виде идеи:
- чем вызвана необходимость генерирования идей в социуме и что предшествует возникновению новизны,
- из чего идея состоит и как она возникает,
- что является результатом «идейной» новизны и какое воздействие оказывает создание идей на окружающую действительность,
- каким образом возникновение у человека способности создавать смыслы идей может быть причастно к появлению у него сознания?

А сейчас приведем ту последовательность, в соответствии с которой мы постарались раскрыть вопросы, поставленные в самом начале нашего Введения.

1. Формирование структуры идеи технического изобретения. На примере технического изобретения показана структура идеи и те функции, которые возложены на каждый из элементов этой структуры. Произведено предварительное разделение исходных сущих и искомого сущего.

2. Примеры идей из разных областей знания. Приведены примеры идей: научной, нравственной, психологической, социальной, религиозной. Рассмотрение этих примеров позволило нам убедиться в универсальном характере структурно-функционального состава идеи и в единой методологии возникновения духовно-материальной новизны в самых разнообразных регионах социальной действительности. А поскольку эта универсальность распространяется, как мы полагаем, на все области, то можно сказать, что найден алгоритм возникновения новизны.

3. Идея социума. Здесь мы попытались в самых общих чертах раскрыть смысл этой идеи: как и когда она зародилась, каким образом она осуществлялась, какую роль в процессе социализации человеческих сообществ играли как человек продуктивно мыслящий, так и человек, не причастный к созданию новизны в виде идеи.

4. Побудительный мотив к созданию новых идей. Сделана попытка разузнать в  общем виде, что происходит в социуме самом по себе в процессе его бытийствования, и каким образом человеком продуктивно мыслящим ощущаются и распознаются события в нем назревающие, происходящие и уже произошедшие.

5. Последовательность процесса продуктивного мышления. Приведена очередность мыслительной деятельности человека, начиная с обнаружения потребности социума в чем-либо новом и кончая удовлетворением последней.

6. Сознание как сосредоточение и как слежение. Исходя из рассмотрения акта спонтанного (инсайтного) возникновения смысла идеи, предложено понимание сознания как  двухступенчатого процесса: на первой ступени нами осуществляется процесс перевода того, что произошло в

Реклама
Обсуждение
Комментариев нет
Реклама