23
Буддийская концепция говорит о том, что главный фактор в этом мире из-за которого человек обречен на страдания и почему не видит пути выхода из замкнутого круга страданий – это невежество. Фактор невежества является недооцененным и вне буддийской концепции ему вообще не уделяется внимание.
Любого человека можно охарактеризовать тем воспитанием, которое он получил в обществе, теми советами, которые он получил от родителей и которые давали эти советы с той целью, чтобы он имел преимущества перед своими сверстниками, а также собственными предпочтениями и религиозной концепцией, если таковая имеет место в его жизни. Из суммы этих факторов и складывается индивидуальная личность любого человека. Теперь попробую рассмотреть все эти факторы на предмет невежества.
Нормы того или иного общества могут сильно разнится друг от друга. Эти нормы могут преследовать самые разные цели. С одной стороны, в этих нормах заложен принцип выживания того или иного народа, в зависимости от географии местности и от взаимоотношений с соседними народами. С другой стороны, в этих нормах могут содержаться некие культурные аспекты по взаимоотношениям внутри этого народа. В любом случае эти нормы формировались как неотъемлемая часть этого мира, а так как мы рассматриваем этот мир как мир иллюзий, которые не должны позволить человеку увидеть того, что эти иллюзии скрывают, то и общественные нормы являются просто сводом правил жизни в этом иллюзорном мире. Я не утверждаю, что общественные нормы бесполезны, но нужно понимать, что в Содоме и Гоморре также были свои общественные нормы, как и в племени людоедов тоже присутствуют свои общественные нормы. Общественные нормы не преследуют цель приобретения человеком чистого сознания и избавления от невежества, они всего лишь устанавливают правила поведения в том или ином обществе.
Советы от родителей. Родители хотят, чтобы их чадо добилось успехов в жизни и в свою очередь хотят с ним поделиться своими знаниями жизни, которые помогут их ребенку получить некое преимущество перед сверстниками в первую очередь. Как мы можем судить, здесь не идет речь о том, чтобы научить чадо добродетелям, так как на самом деле добродетели не способствуют достижению корыстных целей. Есть конечное родители, которые пытаются привить своим детям добродетели, но в данном случае такому ребенку рано или поздно придется делать выбор между добродетельным образом жизни и комфортным образом жизни со всеми вытекающими из этого последствиями.
Личные предпочтения. Предпочтения - это желания, а желания никак не способствуют избавлению от невежества, у них противоположное свойство. У человека может конечное появиться желание добродетельной жизни, но это никоим образом не способствует избавлению от невежества, так как это только желание за которым должен стоять целенаправленный кропотливый труд.
Как видим основные факторы, формирующие сознание человека, не имеют ничего общего с избавлением от невежества, а, следовательно, человек даже понятия не имеет что он невежественен по понятиям Высшего духовного мира.
Фактор религиозной концепции. Данный фактор зависит от самой концепции. Я уже делал анализ основных религиозных концепций и в каждой из них заложен принцип добродетели, но все дело в том насколько практически осуществляется упор на добродетельной жизни. В буддийской концепции прямым текстом говорится о невежестве и что от невежества необходимо избавляться, чтобы иметь возможность постичь истину. В авраамоистических концепциях в основном говорится о грехе и о склонности человека ко греху и устанавливаются нормы поведения, которые должны удерживать человека от греховных поступков.
Грех на самом деле находится в голове человека, в его мыслях и желаниях и конечно удерживаться от греховных поступков это хорошо, но нет акцента, который бы объяснял механизм происходящего, как это делается в буддийской концепции, которая вся направлена внутрь человека на выработку правильного состояния сознания и пребывания в этом состоянии как можно большее время.
Имеет ли буддийская концепция преимущество, связанное с акцентом на невежестве, перед другими концепциями? Явных признаков этому нет. Среднестатистический буддист навряд ли очень сильно отличается в праведном образе жизни от среднестатистических адептов других концепций, в противном случае эта концепция уже бы прекратила свое существование. Вполне возможно, что буддийские отшельники достигают высот в своих созерцательных и аскетических практиках, но и в православной традиции известны подвижники, которые были способные на невозможное с точки зрения обычного человека. Если фактором, в силу которого человек становится способным на невозможное, является избавление от невежества, то и подвижники в православной традиции были способны этого достичь. Здесь правда необходимо изучение образа мышления именно этих православных подвижников, а как известно все они делали акцент на том, что приходили к тому умозаключению, что они самые ничтожные и самые большие грешники из всех людей. Они тем самым признавали свое полнейшее невежество перед Господом и молили Его об очищении от содеянных грехов, приобретения праведного образа жизни с соответствующим состоянием сознания, в котором не имеет места ни одно греховное желание и конечно об просвещении и научении их на этом пути непосредственно от Господа, Который в осознаниях ниспосылал им необходимые откровения.
В связи с изложенным, для таких как я, выбравших сердцем православную концепцию, но далеких от праведного образа жизни в силу слабости и других факторов, но все же восхищающихся духовными высотами православных подвижников, не лишним будет приобрести понимание того состояния сознания, которого достигали эти самые подвижники на протяжении десятилетий. Это конечное как через закрытую дверь подсматривать в замочную скважину за происходящим там, но тем не менее лучше хоть какое-то посильное усилие осуществлять в этом направлении, чем просто сдаться и ничего не делать. Здесь главным является признание своего полнейшего невежества и уже когда целенаправленно придется заниматься самопросвещением именно по преодолению собственного невежества, то только в таком случае в том или ином вопросе появится возможность иметь свое мнение, очищенное от невежества. Однако человек, получивший просветление в том или ином вопросе, остается невежественным во всех остальных вопросах и это не только нужно помнить, но знать в первую очередь. Как говорил один великий подвижник – когда я говорю от Господа, то есть предварительно вопрошаю к нему с тем или иных вопросом и получаю необходимое осознание, то тогда я верно говорю, когда же говорю от себя, то есть высказываю свое мнение, без молитвенного вопрошания к Господу, то тогда я могу ошибаться.
Чтимые православные подвижники, только через долгие годы подвижнической жизни, могли получить от Господа откровение, что их грехи прощены и что они должны выйти из затвора и быть доступными для оказания самой различной помощи простым людям, в принципе это означало, что они смогли избавиться от собственного невежества и теперь они становились своего рода источником для избавления от тех или иных страданий других людей. Людям же страдающим и молитвенно вопрошающих о помощи поступала информация, что там-то есть такой старец или старица и что через них можно получить облегчение и научение по тому или иному жизненно важному вопросу или событию. И к таким, явленным самим Господом подвижникам, не зарастала народная тропа и после их смерти.
Вот, а теперь и можно поговорить о собственном мнении и интуиции, когда человек, в принципе не владеющий всей информацией берется высказывать свое суждение по тому или иному вопросу. Насколько можно доверять такому, даже своему собственному мнению? Хотя тут уже и разговаривать то на самом деле не о чем. Все уже сказано.
| Помогли сайту Реклама Праздники |