Но и в моей жизни в августе произошли значимые события. Я сдавал вступительные экзамены на истфаке Санкт-Петербургского (а в то время Ленинградского) госуниверситета, куда в итоге и поступил на заочное отделение.
Так как я был действующим офицером, то ездил демонстрировать свои знания членам приемных комиссий в военной форме, да еще на своей машине, и практически всегда меня останавливали инспектора ГАИ, задавая вопрос о цели моей поездки в Ленинград (я служил под Ленинградом в 30 км). И приходилось подробно объяснять, что я не еду свергать действующую власть в одиночку, а просто сдаю вступительные экзамены в ЛГУ.
Сдав первые два испытания (сочинение и английский) на "хорошо" и "отлично" соответственно, я подошел к самому сложному для меня экзамену по русскому языку и литературе. Грамматические правила я еще с горем пополам мог вспомнить, но все эти синтаксические, морфологические разборы, подчеркивания главных и второстепенных членов предложений вызывали у меня вполне понятные (все-таки прошло 15 лет после окончания школы) опасения, что именно на этом меня "завалят".
Вот о литературе я так не думал. И не потому, что я помнил весь курс школьной литературы. Я рассуждал так: мозги у меня есть, болтать языком меня моя должность культпросветработника научила. Значит чего-то там про "луч света в темном царстве" или про мать-Ниловну я уж как-нибудь сумею рассказать.
Подошел день Х (если мне не изменяет память – 21 августа).
Заочники всех факультетов сдавали экзамен на филологическом, откуда были преподаватели из приемной комиссии. Нас загнали в какую-то аудиторию и сказали ждать, пока дойдет наша очередь.
От нечего делать я взял валявшуюся на столе брошюрку и стал ее просматривать. Это оказалась методичка по литературе для поступающих. Первое, что попалось мне на глаза – разбор стихотворения Лермонтова "Бородино".
…Полковник был большая сволочь – он "пасовал" на трех тузах. Ему устроили науку – он девять взял на "распасах"…
вспомнилось мне старое выражение преферансистов про полковника, но я все-таки внимательно изучил и про "кивер весь избитый" и про "слугу царю, отца солдатам". Дальнейшее погружение в школьный курс литературы было прервано приглашением на экзамен.
Экзаменаторов было двое – дама принимала язык, а мужчина – литературу. Получив билеты, мы сели готовиться.
Мне надо было разобрать какое-то немыслимое по размеру предложение, а по литературе надо было сказать что-то умное про второе вступление в поэму Маяковского "Хорошо".
"Мда-а-а. Я и о первом ничего не знаю, а оказывается там было еще и второе вступление?" - мрачно подумал я и стал прикидывать, есть ли смысл пытаться поступить в университет на следующий год.
Между тем "отсев" поступающих был поставлен на конвейер. После ответов почти каждый третий сдающий понуро плелся к двери аудитории, похоронив свои надежды стать студентом. Причем я заметил, что практически каждые двое из трех неудачников совершали сей скорбный путь после беседы тет-а-тет с мужчиной.
"А пойду-ка я сначала сдам литературу. И если завалю, то не придется позориться и демонстрировать свои нулевые знания синтаксического разбора" - подумал я и стал прикидывать, когда лучше выйти отвечать.
Подхожу к преподавателю по литературе, сажусь и по его команде начинаю излагать какие-то мысли по первому вопросу (честно говоря за давностью лет не помню, о чем, да и это не главное).
-Товарищ капитан, достаточно. Переходите ко второму вопросу.
Секунду помолчав и собравшись с духом я выдал:
-Я не читал ни Маяковского, ни его поэму "Хорошо"!
-Да? Интересно. И довольно смело для человека, пытающегося поступить в университет. Позвольте полюбопытствовать – почему?
Надо сказать, что я в школьные годы вполне нормально относился к творчеству Маяковского и даже мог бы назвать его одним из любимых поэтов, но тут мне пришлось наступить на горло собственной песне.
-Не люблю я творчество Владимира Владимировича. Вот и не читал.
-А что же Вы читали, готовясь к экзамену?
-Я поступаю на исторический факультет и читал историческую литературу. Начиная от "Поля Куликова" Возовикова до "1812" Евгения Тарле. Да, вот еще. Недавно перечитал Лермонтова. "Бородино".
Как оказалось, последняя фраза была ключевой.
-Нуте-с. Расскажите мне об этом поподробнее.
И тут я вспоминаю прочитанную брошюру и начинаю вещать про кивера, полковника и брата мусью. Но меня прерывает громогласный смех моего экзаменатора.
-Достаточно, капитан. Я вижу, что как положено военному, память у Вас хорошая и Вы складно излагаете содержание методички. Между прочим, написанной мной для вот таких "любителей" литературы как Вы. Приятно, что меня цитируют, да еще и к месту. Вы уже русский язык сдали? Нет? Неважно. Идите с богом.
И твердой рукой выводит в моем экзаменационном листке
"удовлетворительно".
Я учился на отлично и сдавал в универ, но меня не поняли. А вас? И с первого раза?