Прочитав на доске объявлений приказ о зачислении меня на первый курс я облегчённо вздохнул: всё я студент! Впереди пять фантастических лет! Выйдя из толпы я наткнулся на знакомого третьекурсника:
- То-то я смотрю в коридоре стало светло, хоть операцию делай! Ты чего сияешь?
- Я поступил!
- Поздравляю но светиться будешь когда на третий курс перейдёшь.
- Почему?
- Два курса общеобразовательных дисциплин - не все парни справляются. А ты после рабфака, значит в школе не преуспел. Так?
- Да но я постараюсь раз поступил.
- Кто у тебя по вышке?
- По чему?
- По высшей математике.
- Какой-то Молокогорцев, - прочитал я в своём блокноте.
- Вешайся!
- Почему?
- Скоро узнаешь.
Узнал я на второй паре первого дня занятий. Не успел смолкнуть звонок как в аудиторию вошёл преподаватель сухо поздоровался и произнёс: «Товарищи студенты! Хочу вам напомнить, что высшее образование в СССР не является обязательным! Мне предстоит прочитать для вас курс высшей математики. Продолжительность курса четыре семестра».
Едва пара закончилась, сидевший за мной Василий мрачно произнёс: «Непонятно но здорово!» Я тоже был обескуражен, хотя векторная алгебра не самое сложное в курсе. Я разыскал третьекурсника и попросил его объяснить мне почему я должен вешаться:
- Мики, так зовут Молокогорцева, влюблён в математику и считает, что инженер должен знать её на четвёрку.
- А почему не на пять?
- Окстись ты каждому трояку по вышке будешь радоваться как ребёнок!
- Почему?
- В помощь студентам Мики организует нулевые пары.
- Это что за хрень?
- Собирается поток и Мики проводит опрос как в школе.
- Зачем ему это нужно?
- Это нужно тебе, а то начнёшь учить вышку в ночь перед экзаменом. А за нулевые пары Мики не доплачивают.
- Фанат?
- Ещё какой! И не вздумай пропустить коллоквиум. Будешь его сдавать на экзамене как дополнительный вопрос. Мики всё помнит!
- А пересдать ему легко?
- Даже не мечтай. Будешь сдавать ему все шестьдесят вопросов которые есть в билетах.
- Это как?
- Приходишь после сессии и сдаёшь.
- Так ведь отчислят если не сдашь во время сессии?
- А Мики придумал свою систему. В экзаменационной ведомости он оценку поставит, а в зачётке нет. Он это называет условной сдачей.
- А если не ходить?
- На пятом курсе будешь сдавать, иначе к защите дипломного проекта не допустят.
- А на экзаменах он валит?
- Вроде нет, ответишь на билет и допвопрос – и получай свой трояк.
- А почему трояк? Если на вопросы я отвечу?
- Принципы не ведают пощады! За четвёрку ты у него на экзамене просидишь с семи утра до четырёх вечера отвечая на все билеты.
- И сколько он двоек в группе ставит?
- Хоть всей группе.
- И как ему сдать?
- Учить…
Первый экзамен по вышке мне удалось сдать на тройку почти сходу. Материал я выучил и тройка меня расстроила. Ведь я остался без стипендии. И тогда я решил, что на тройку я всегда сдам и нечего зубрить теорему Коши – Буняковского. Через шесть месяцев я об этом пожалел. В нашей группе из двадцати пяти человек восемнадцать получили двойки. Моя двойка была за номером семь. Руководство института поняло, что пересдать мы не сможем и отправило Мики на курсы повышения квалификации. Пересдавали мы другому преподавателю более толерантному. Тройка была получена но я снова остался без стипендии.
Второй курс начался с сельхозработ. Ручная уборка лука – занятие утомительное и мы больше симулировали кипучую деятельность нежели работали. К нам подошёл мужичок в фуфайке и шляпе и предложил перестать бить баклуши. Я уже знал, что в поле шляпа и галстук – признак начальства и решил заняться демагогией, чтобы потянуть время и повыпендриваться перед сельским интеллигентом:
- А Вы кто? – спросил я небрежно.
- Человек, а что? – ответил мужик.
- Вот мы тут работаем как можем, а Вы нам мешаете сосредоточиться, - ответил я.
- Дерзкий ответ, - усмехнулся мужик, - а как у Вас с высшей математикой?
- А какая связь между высшей математикой и Вами? – спросил я.
- А я ваш новый преподаватель, как Ваша фамилия?
Так я познакомился с Палычем - так его звали студенты. Остроумный и немного циничный, реально оценивавший наш интеллектуальный потенциал и мотивацию, Палыч честно начитывал лекционный материал без коллоквиумов и нулевых пар. Палыч отслужил лейтенантом два года в армии и впитал в себя офицерский шарм, лейтенантский юмор и усталую обречённость человека который понимает, что чудес не бывает.
Меня Палыч выделил как объект для подколов беззлобных и остроумных. На каждой лекции он отпускал в мой адрес шутку, а я отвечал. Все смеялись не более того. Но однажды я потерял чувство меры и схамил Палычу. И я впервые увидел его жёсткий взгляд. На следующих лекциях Палыч перестал обращать на меня внимание. И вот наступила пора домашних контрольных. Я не смог её решить и обратился к Толичу, выпускнику факультета прикладной математики. Он обожал математику. Однажды я застал его читающим книгу. Он хохотал и приговаривал: «Классно написано!» Я решил, что Толич читает Золотого телёнка и спросил его:
- Дашь почитать?
- Бери, - удивился Толич.
- Спасибо беру с возвратом!
- А тебя это действительно интересует?
Прочитав название книги я замер: «Гамильтонов подход в теории солитонов». Молча вернув книгу я понял, что Толич гений.
Толич быстро решил мою контрольную, и я первым сдал её Палычу. На следующей лекции Палыч спросил меня с сарказмом:
- Артур да Вы гений. Сами решали?
- Да, - соврал я.
- Честно?
- Да.
- Вы меня окончательно разочаровали. Контрольная решена правильно но такими методами которые в нашем курсе не рассматриваются.
- А я самостоятельно их изучил, - пошёл я в наступление.
- Артур, Вы перешли красную черту и оскорбили лично меня. Контрольная решена правильно и я должен поставить Вам зачёт. А об остальном поговорим на экзамене.
Беседа на экзамене закончилась двойкой. На пересдаче Палыч посмотрел на меня как-то брезгливо и сказал:
- Что с Вами делать?
- Поставить тройку.
- Это слишком просто. Я хочу получить сатисфакцию.
- Поставите двойку?
- Это примитивная месть.
- Тогда что?
- Я даю Вам двадцать минут. Решите задачи сами или кто поможет – мне безразлично. Но если на двадцать первой минуте правильно решённых задач я не увижу – тогда двойка!
Мне повезло и на ИВЦ мне помогли решить задачи. Палыч внимательно посмотрел на протянутый мною листок и спросил:
- Волков решал?
- Да, а как Вы узнали?
- Решал программист бросается в глаза – с удовлетворением констатировал Палыч, и со скукой посмотрел на меня: интересный Вы экземпляр Артур, но если Вы также будете изучать спецпредметы, то останетесь без диплома.
В следующем семестре вышку читал преподаватель которого прозвали Пеле. Он любил футбол и математику. Увидев в моих руках еженедельник «Футбол – хоккей» он просил его посмотреть и забыл обо всём на свете. Я стал регулярно его покупать перед каждой практикой по вышке и садился перед Пеле. Мы тихо сидели и играли в морской бой, а Пеле шуршал страничками еженедельника.
Экзамен проходил в лайт режиме: «Кто согласен на тройку – давайте зачётки на стол». Я был в первых рядах…
| Помогли сайту Реклама Праздники |