Александр Мирзаян: «Наше русское дело – ведать и петь!»
Певец приходит к племенам и формирует из них нацию
Советский и российский бард, ученый-физик, поэт, писатель, философ Александр Мирзаян прочел множество книг, древних и современных. Откуда мы? Кто мы? И куда идем? В поисках ответов на эти вопросы провел немало времени в беседах с выдающимися поэтами, учеными, музыкантами. И сделал для себя немало открытий. Так родилась необыкновенная лекция «Песенно-поэтический принцип организации Мира, Мышления и Бытия».
- То, что я говорю, иногда звучит неправдоподобно и пафосно. Но это говорю не я! Это говорят философы древности, священные писания, целые культуры и философские школы! Допустим, я привожу слова Платона. Но сам Платон вырос из целой цивилизации! Он обобщатель определенных идей греков, египтян, иудеев, - отметил Александр Мирзаян.
Все сказанное им далее было похоже на гимн Слову и Музыке. А еще удивительной взаимосвязи красоты и генетики, чисел и образов, духа и материи.
Человек рождается из Слова
Если открыть Священное писание, притчи Соломоновы, то в главе 18, стихах 20-22, написано: «Жизнь и смерть – во власти языка. И любящие его вкусят от плодов его, и наполнят чрево свое тем, что будет исходить из уст твоих. Произведением уст своих насыщается человек».
Индийская богиня Вач говорит: «Любящих меня – награжу. Уходящих от меня - утоплю в пучине вод». Это сказано об исходе от языка.
То есть все в действительности творит то слово, что было в начале. И произошли мы не от пап и мам, а от языка!
Наукой установлено: человек рождается двухправополушарным. Как и обезьяны. Правое полушарие отвечает за образное, нелогическое мышление. Язык, взаимодействуя с материей, с мозгом, выращивает левое полушарие, словное, логическое. Структуру, которой мы мыслим.
Немецкий философ, один из столпов философии XX века Хайдеггер, пишет: «Сущность человека вырастает из языка. Мышление – есть поэзия. А поэзия – это системный язык мозга». Она охватывает оба полушария, и мы мыслим целостно.
«Поэзии магический кристалл!» - написал Пушкин. Именно этот кристалл создает оптику, которая собирает все элементы в целое. Без поэтического начала никакой оптики быть не может.
Другой наш великий соотечественник Василий Тредьяковский вопрошал: «А что есть поэзия? Это писание словом, мерой и числом». По сути, это определение матрицы: слово, мера и число.
И нейробиологами доказано, что певец «впевает» в нас национальный язык. Даже в Священном писании сказано: «И слово плоть бысть, и вселися в ны». То есть, язык взращивает в нас то, что становится человеком. Без языка ребенок превращается в Маугли. Если до 6 лет он не был в речевом пространстве, ему уже никогда не приобрести человеческий интеллект.
Так происходит рождение человека из слова.
Когда мы говорим, что язык создал человека, это надо понимать в нейробиологическом смысле! Родители дают нам лишь тело. Замечательный философ и ученый Николай Вашкевич писал: «Нация – не раса, кровью – не передается». Наш великий славянофил Хомяков говорил, что «Мы – русский народ – многокровный, даже многорасовый. Но как нация мы растем из слова. Поэтому мы суть славяне». А Аксаков писал: «Мы не кровники. Мы – словники!». Позднее Василий Розанов напишет: «Истинный русский вышел из русской литературы».
И все они говорят об одном и том же!
Русский язык – язык мозга
Мы существуем в полной зависимости от языка, и поэты это прекрасно понимают. Поэтому они говорят: «не я владею языком, а язык владеет мною». Это фраза Бродского. Но еще ранее ее произнес Огарев. А затем великий русский философ Константин Леонтьев напишет: «Я хочу не социалистического, не капиталистического человечества, а поэтического. Ибо только поэт видит мир целиком, и понимает, что значат божественные законы».
Очень много работали со словом евреи. Они всегда позиционировали себя книжными людьми. Родины у них не было, но была Книга. И они погружались в нее, как в Родину. И русский человек также абсолютно логоцентричен. Он тоже существует в слове. Оно для него – все!
Ученый-нейробиолог Иван Павлов писал: «Мы русские, обладаем очень странным менталитетом. Мы не видим реальности. Мы видим только слова. Они заслоняют для нас весь мир». Поэтому на картинку с пожаром мы реагируем гораздо меньше, чем на слово «пожар».
Таким образом, русский мозг – онтологичен. Он восходит не к материальности, а к тому, что стоит за материей, к тому, что ее творит, к слову, как к творящему началу.
И в этом смысле мы – русские - ближе других наций к формированию реальности. «Русский язык испробовал все арфы мира, и выковал такие звуки, которые предназначены для какого-то величайшего служения», - писал Гоголь. Служения! Иосиф Бродский вторит: «Пока существует такой язык, как русский, поэзия – неизбежна». А дальше: «Перо на русском стремится к святости».
А святость – это и есть служение. Работа. Труд. Русские монахи построили Русь, все ее монастыри. Монахи создали азбуку! «Русский язык – это язык переводчиков, и на нем звучит весь мир», - писал Осип Мандельштам.
Андрей Курбский, поссорившись с Иваном Грозным, пишет ему из Литвы: «Иване! Давай жить как Европа живет!». А Грозный ему ответил: «Ты мне говоришь про Европу, а Россия не Европа! Россия – есть Израиль!». В те времена Израиль означал священное православное царство. И Романовы построили в последующие столетия Новый Иерусалим – новый град на холме, который должен светить миру. Не править миром, как американский Капитолий, а светить.
Позже Ильин, великий русский философ, так и напишет: «Не мир для нас, а мы для мира, которому мы будем светить светом слова!»
Поэзия - математична
Все философы древности считали, что они должны быть математиками и поэтами. Наука, по выражению нобелевского лауреата Ильи Пригожина, «есть поэтическое вопрошание природы, и попытка воспроизвести ее ответ в строгой логической форме». Как появилось слово «формула»? Дословно – «точность заклинания», «фор» и «мелос»: формула. Мы все знаем геометрию Евклида. Но перед ним был Евдокс. И он говорил, что «Евклид был поэтом, а я всего лишь музыкант». Следом великий Декарт напишет: «Поэт – учитель математиков». Это повторил великий русский математик Андрей Колмогоров, создатель лучшей в мире математической школы, где изучали и поэзию, и музыку.
Академик Колмогоров написал немало научных работ, посвященных математике в поэзии. Это означает, что структура поэтического текста – математична. В музыке существует закон октав. И точно также устроен наш геном. В свое время академик Румер говорил, что генетические и поэтические тексты обязаны быть идентичными.
Нейробиологи считают, что именно через поэзию открываются смыслы, которые линейным текстом и мышлением не открыть. Поэзия – это своего рода канал. Именно двадцатый век стал веком русских научных открытий. И параллельно это был век поэзии и музыки. Куда бы ни пришла наука, там уже побывала русская поэзия.
Поэт не обязательно предсказатель. Он просто подготавливает сетевые структуры мозга к восприятию нового. Однако есть и поэты-провидцы. Андрей Белый еще в 1921 году предвидел атомную бомбу и жертвоприношение в Хиросиме и Нагасаки. Известный поэт Леонид Губанов – феноменальная фигура в русской поэзии. «Другое знамя будет виться, другие люди говорить…», - писал он еще в 60-х годах прошлого века.
Как они это делают? Они используют магический кристалл поэзии, о котором писал Пушкин. Задействуют сетевые структуры мозга, которые видят мир в его целостности. Слово, музыка, поэзия способствуют возникновению синоптических связей между нейронами мозга. И потому поэты, певцы гармонии так часто становятся провидцами и пророками.
Великий математик Федор Богомолов считает: «Язык будущей научной элиты – русский». Он более других приспособлен для обживания белых пятен в науке. Ученый уже 30 лет преподает в США. И значит, эта его фраза сказана неспроста.
Кто главный герой русских сказок? Иван-дурак. Дурак, а всегда находит нужные ответы. Первое название муз – фурии. Безумные, бушующие, вдохновенные. Фурия – фуро – дуро – дурак – дурачиться, безумствовать, выходить за общепринятые рамки. Вот в чем наше призвание! Вести мир к свету, и лучше всех остальных решать тупиковые с точки зрения линейной логики парадоксальные задачи.
Другое дело, что русские не всегда могут использовать научные открытия в практическом смысле. Русский ученый сделал открытие – и ему этого довольно. Но ведь кто-то же должен перевести открытие в практическую плоскость. И потому Василий Розанов писал: «Дайте немца! Дайте русскому началу немецкое воплощение!»
Так родилась русская философия. Владимир Соловьев перевел на русский промыслительный язык Шеллинга, Канта, Гегеля, и задал основание русской философской мысли. Следом появились Бердяев, Шестов, Булгаков, Флоренский, Федоров, и другие.
Песня как преображение
Гомер называет поэзию энтузиазмом. И Платон тоже. Энтузиазм: «энтео» и «азм». Бог во мне! И поэтому «властью песни быть людьми могут даже змеи, властью песен из людей можно делать змей».
Первый учебник по музыке был написан Дамоном, учителем Платона. И он писал: «Песня может созидать, песня может разрушать, песня может исцелять, песня может ввергать в безумие. Изменение в песнопении влечет за собой изменение в государственном устройстве». Ни больше, ни меньше.
Что такое песня? Она обживает меня, я обживаю ее. Песня – это опыт, концентрация жизненной энергии. И Татьяна Черниговская, очень известный ныне ученый, биолог, филолог, говорит, что когда мы поем песни, музицируем, то это влияет на нашу генетику. Песни и музыка включают гены, которые при других обстоятельствах молчат. Поэтому в народе есть замечательная поговорка: «Песенка – к богу лесенка».
Удивительно, что во многих языках мира, певец и отец – это одно и то же слово. Адам на шумерском языке означает и отец, и певец. И в Коране сказано, что Аллах сотворил человека из поющей глины. А песня – это власть, царство, основание, красота, разум.
Александр Мирзаян выразил сожаление, что в современном социальном и культурном пространстве чаще всего мелькают посредственные поп-звезды, а не люди высочайшего интеллекта, к примеру, такие, как российские академики Петухов, Смольянинов, Топоров, и другие, внимать которым - одно удовольствие.
- Порою находишься в их обществе, и думаешь: боже мой! Вот она – русская жизнь! Вот она – Россия, где говорится обо всем. Это люди, которые знают и математику, и литературу, и живопись, и музыку! У них сумасшедшая память!
К слову, тезаурус барда и философа Александра Мирзаяна тоже не менее потрясающ! В нем тысячи имен, терминов, названий книг, научных работ, музыкальных произведений, философских трактатов.
- Как свершается чудо жизни, я пытаюсь объяснить уже 25 лет, - говорит он. - Ушел из физики, занимаюсь только языком, философией, этимологией. Вы бы видели, что у меня творится в комнате! Это ужас: кругом одни книги. И закладок больше, чем книг!
Наверное, это тоже своего рода подвиг. Причем не отшельнический, во спасение своей души. «А чего с ней церемониться, чего ее
|