Лесные невольницы -5 (Глава 2)
АЛЯ ХАТЬКО & ОЛЕГ ВАЙНТРАУБ
ЛЕСНЫЕ НЕВОЛЬНИЦЫ
Часть пятая
СКВОЗЬ ТЕРНИИ
До рая доходят только те, кто не бросает в беде своих друзей.
(Вл-р Демянович. Притча о дружбе)
Глава 2. Родной колхоз.
Два года учёбы пролетело незаметно. И вот Римма снова сидит перед начальником отдела культуры Софьей Фёдоровной и счастливо улыбается.
- Вот, благодаря вам, Софья Фёдоровна, у меня свидетельство об окончании в руках. Работа, надеюсь, для меня найдётся?
- Полгода, Римма, тебе придётся поработать в библиотеке родного колхоза. К тому времени мы отправим вашу Екатерину Дмитриевну на заслуженный отдых. Да и клуб новый уже готов, осталась только внутренняя отделка. Если не согласна на такой вариант, то можем взять в районный дом культуры руководителем секции.
- Нет, нет! Почему вы так думаете, что я не согласна? Насколько мне известно, и клуб и библиотека обязаны нести культуру в массы.
- Правильно ты говоришь. Так что с завтрашнего дня можешь начинать работать. Привлекай своих колхозников к чтению книг, на любых собраниях старайся выступать. Говори хотя бы минуты 2-3 о наших советских писателях, которые своим талантом и вдохновением помогали и помогают воспитывать у молодёжи чувство патриотизма, верности и любви к Родине. Помогай Екатерине Дмитриевне организовывать концерты. Учись у неё. Она хоть и в годах, но опыт имеет громадный.
- Спасибо вам, Софья Фёдоровна! Вы помогли мне в трудную минуту, и я постараюсь не подвести вас.
- Кстати, руководство училища очень хорошо отзывается о тебе. Просят обратить внимание на твой талант. Так что давай, показывай себя во всей красе, а мы что-нибудь придумаем, как с тобой быть дальше, если в действительности это так.
Окрылённая добрыми словами и напутствием, Римма приступила к работе. Как и напутствовала начальник отдела культуры, девушка усердно занялась библиотекой. Навела порядок в небольшом помещении, заказала, как ей показалось, недостающие книги по патриотическому воспитанию. Оформила наглядную агитацию. Стала частым гостем в школе, где приглашала школьников, особенно старшеклассников, посещать библиотеку. И это сработало. От ребят отбоя не было. И каждому Римма помогала выбрать литературу по вкусу. А некоторые просили выдать книгу для матери или отца. Римма, зная всех своих односельчан наизусть и их род занятий, старалась и литературу подобрать по этому признаку. Почти всегда срабатывало на отлично. Теперь о библиотеке и её заведующей начали говорить. Даже сам председатель не раз в своих докладах на общих собраниях колхозников упоминал о девушке, как о старательной и добросовестной работнице.
Пересматривая литературу, Римма наткнулась как-то на пьесу неизвестного ей писателя Ивана Ревиса. Пьеса называлась «Поникшие лепестки, или свидание у черёмухи». Римма так увлеклась чтением, что не заметила, как дошла до финала. Материал ей очень понравился. И она
решила поговорить с заведующей клуба о постановке пьесы на сцене клуба.
Естественно, бабе Кате, так в народе называли завклубом, сто лет это не надо было. Она дорабатывала последние недели и отмахнулась от девушки.
- Тоже мне нашла тут в колхозе артистов! Им бы только коров за сиськи тягать, да яйца из-под кур собирать, чтобы и в колхоз хватило и себя не обидеть.
- Да, что вы такое говорите, Екатерина Дмитриевна! – возмутилась Римма. – в каждом человеке живёт талант. Только у разных людей, он разный. Одни танцуют прекрасно, другие стихи читают, третьи поют…. А ведь есть и такие, которые могут перевоплощаться в совершенно иных людей. Им только помочь надо, направить в нужное русло.
- Вот и направляй. А мне голову не дури, девка! – сказала, как отрезала баба Катя.
И не стала Римма больше советоваться с ней, а все роли переписала от руки в свободное время по отдельным тетрадкам, и начала думать, кто подошёл бы на ту или иную роль. Себе она выбрала роль ветреной девушки Галины, которая нечаянно влюбилась в красивого заносчивого парня Леонида. Она уже полностью представляла, как должна играть свою роль.
Прошло больше двух месяцев пока Римма добилась своего: подыскала актёров на все роли в пьесе. К этому времени она уже приняла дела у старой заведующей, сдала библиотеку приезжей женщине из райцентра. Римма думала, что Зинаида, так звали нового работника, станет ей помощницей. Но ошиблась. Та дальше библиотеки и шага не хотела делать и постепенно то, что наработала Римма начала затухать. Зинаида после работы уезжала к себе в местечко и вила домашнее уютное гнёздышко.
Прошло три месяца. И вот, наконец, Римма решилась выпустить своё детище на колхозную сцену. По этому случаю строительная бригада, с разрешения самого председателя Романа Панкратьевича, изготовила по эскизам Риммы нехитрую декорацию, которая издали смотрелась
здорово. Предполагалось постановку опробовать на октябрьские праздники, а вот где взять цветущую черёмуху. На помощь пришёл учитель труда в школе, и они с детьми украсили большую ветку дерева изготовленными цветами искусственной черёмухи.
Премьера состоялась и была принята колхозниками и гостями из района на «ура». Аплодисментами была принята песня самой Риммы в этой пьесе, где она пела со слезами на глазах от неразделённой любви, и сама аккомпанировала на гитаре.
Сам председатель после спектакля вышел к самодеятельным артистам на сцену и поблагодарил каждого, а отдельно высказал тёплые слова о новой и перспективной, талантливой девушке Римме Пугачёвой.
Родители Риммы сияли от счастья. Они гордились своей единственной дочерью и надеялись, что счастье не пройдёт мимо их Риммы. На имя девушка не так часто, но приходили письма без марок. Это Филипп не забывал и писал ей. Римма, конечно, помнила парня и отвечала на его послания не так страстно, но освещала в письмах все события из жизни. Она знала, что служба у парня не из лёгких и старалась как-то облегчить её.
Драматический кружок расширялся. Желающих участвовать в нём прибывало. Наряду с постановками готовились и концерты. Трудности складывались с музыкантом. И тут на выручку пришла Софья Фёдоровна. Она два раза в неделю отправляла к ним в клуб на репетиции музыканта Василия Шулыгина из райцентра. Это был музыкант от Бога. Но это не устраивало Римму. Музыкант нужен был постоянный, так как коллективу приходилось выезжать с концертами в другие колхозы и в отдалённые деревни, и Василий не всегда мог принимать участие. Выход подсказал отец.
- Римма, а ты бы поговорила с Костей Ярыгиным. Он с войны на костылях пришёл. Нигде не работает. Но, как мне помнится, играл на гармошке отменно до войны. Если согласится, то может, председатель хоть какой-то трудодень за его работу будет начислять. Вот семье и подспорье будет.
А он и согласился. И теперь художественная самодеятельность колхоза имени Чкалова набирала обороты. От приглашений выступить в том или ином колхозе не было отбоя. Приглашающая сторона обеспечивала самодеятельных артистов транспортом и, чтобы совсем заинтересовать, организовывали бесплатные ужины артистам. Потому как знали, что некоторые из них приехали к ним прямо от трактора или из фермы, успев только умыться и переодеться. А после концерта или спектакля устраивались общие танцевальные вечера, и почти до утра стояла пыль столбом в клубе от задорных танцев.
Скоро год, как Римма стала заведовать культурой в родном колхозе. Пока она была довольна своей судьбой и не думала о будущей карьере, не думала о большой сцене. Тут её уважали, любили и прислушивались к её мнению.
К женскому дню 8 марта подготовить спектакль не успели, решили дать концерт для тружениц колхоза. По просьбе Риммы правление колхоза выделило мизерную сумму денег, хотя с этим делом было совсем туго, но пошли девушке навстречу. Молодёжь украсила сцену и зал шарами, искусственными цветами и исполнители песни называли имена передовых женщин, кому посвящалась песня. Женщины были тронуты до слёз. А Римма исполнила песню жене музыканта Василия. Она пела песню Клавдии Шульженко «Синий платочек». Сказать, что исполнение понравилось – ничего не сказать. Зал взорвался аплодисментами и Римме пришлось спеть ещё две песни. Одна из них была «Жди меня, и я вернусь». Зал плакал. Ведь ещё так свежа была память о суровых военных днях. И разве был тут в зале хоть один человек, который не ждал?
А в это время в зале сидели и очень внимательно следили за сценой двое незнакомых для колхозников человека, одетые по-городскому. На одном было длинное пальто в клетку и такая же кепка. На шее коричневый шарф. Обращали на себя начищенные до блеска ботинки и коричневые под цвет шарфа брюки, выглядывающие из-под пальто. Мужчине на вид было лет около сорока. Сидел рядом с председателем и его женой в первом ряду. Он часто наклонялся к председателю и что-то спрашивал. Потом утвердительно махал головой. С особым вниманием рассматривал Римму и старательно аплодировал, выкрикивая непривычное для деревенского уха «Браво!» «Бис!» Второй был одет в
чёрное длинное пальто. Тёмный шарф обмотан два раза вокруг шеи. Не менее внимательно и этот незнакомец следил за самодеятельными артистами.
После концерта вместе с председателем пошёл на сцену. Когда Роман Панкратьевич произнёс благодарственную речь артистам и поздравил женщин с праздником, уже за кулисами этот мужчина подошёл к Римме и представился, как Мальцев Сергей Данилович – гость председателя колхоза.
В тот вечер Римма значения этому знакомству не придала. Мало ли какие гости приезжают к Роману Панкратьевичу.
(продолжение следует)
|